Продолжительность олимпиады – 3 часа (180 минут)

Для участников

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Муниципальный этап

Классы

Продолжительность олимпиады – 3 часа (180 минут).

Максимальное количество баллов 90, 9 + 5 [1] = 95,9.

Задание 1. В каких аббревиатурах нормативно неалфавитное, а в каких неалфавитное чтение (произношение) всех или некоторых букв, обозначающих согласные звуки? Обоснуйте свой ответ.

ВВЦ, СНГ, ЦБ РФ, ОМОН, БДТ, ФРГ, ПМЖ, ЛДПР, РУДН, ЦРУ, ВТО, ФБР, БТР, МГУ, ПТУ, МКАД, ГИБДД, США, ФСБ, БОМЖ

 

Задание 2. Определите, в каких отрывках из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» есть слова с ударением, отличным от современного. Назовите эти слова.

Какие из слов употреблены в грамматической форме, отличной от нормативных форм современного русского языка? Укажите эти слова и назовите их современные грамматические нормы.

Определите, какие смысловые отношения выражает союз ДА в (1) и какое значение имеет предлог ЗА в (4). Какие еще значения этого предлога вам известны? Назовите пять значений и приведите примеры предлога в контексте (словосочетание).

Дайте толкование слову журьба. Как оно образовано?

1). А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьезный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб…

2). Пожало-ста при нем веди себя скромненько.
Эх! Александр Андреич, дурно, брат!
Ко мне он жалует частенько;
Я всякому, ты знаешь, рад;
В Москве прибавят вечно втрое;
Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

3) Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохинький, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених.

4) А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
5) Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно.

6) Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа —
Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри,
Кругом всё прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор:
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ, и для других причин,
С духами сткляночки: резеда и жасмин.

 

Задание 3. Определите, в какой словообразовательной цепочке пропущено одно из словообразовательных звеньев. Восстановите его и докажите правильность своей точки зрения.

1. Лить – залить – заливать – заливка – заливочный.

2. Маска – маскировать – маскировка – маскировочный.

3. Взыскать – взыскательный – невзыскательный – невзыскательность.

  1. Весёлый – веселить – увеселить – увеселительно.
  2. Мир – мирить – примирить – примирение.

 

Задание 4. В одной из глав романа-идиллии А. Чудакова «Ложилась мгла на старые ступени» рассказывается о четверокласснике Ваське Гагине, который обладал удивительной способностью «гениально-бессмысленно» расчленить стихотворную строку. Например, «отрывок из «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало», который во втором классе учили наизусть, в Васиной интерпретации звучал не менее замечательно:

Уж реже солнышко блистало,
Короче: становился день!

 

После слова короче Вася деловито хмурил свои темные брови и делал рубящий жест ладонью, как зав. роно Крючков».

 

1. Почему Васина интерпретация упомянутой выше пушкинской строки названа бессмысленной?

2. Восстановите ее первоначальную (пушкинскую) форму. Какой частью речи является в ней слово короче и в какой синтаксической роли оно выступает?

 

Задание 5. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля: информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом. Попытайтесь таким же образом передать содержание любой другой пословицы.


Задание 6. Определите, в каких словах есть приставка су -, выпишите их. Прокомментируйте свой ответ. Определите значение приставки в выписанных словах. Сугроб, сустав, сукно, супруг, сундук, супесь, суглинок, суровый, субъект, суетливый, сумерки, сузить, султан, сукровица, суягная (овца)

Задание 7. Дайте лингвистическое объяснение причины возникновения комического эффекта во фразах Шел дождь и два студента; Копать яму от забора и до обеда. Придумайте несколько фраз, комизм которых вызван той же причиной.

 

Задание 8. Измените пунктуацию в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» так, чтобы один из его фрагментов выражал иной смысл. Прокомментируйте свой выбор.

Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стая галок на крестах.

 

 

Задание 9. Объясните смысл метафоры поют песнь в приведенном фрагменте из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». На каких поговорках, разговорных выражениях она основа? Приведите два примера

4) А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.

 

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы в приведенные ниже слова. Сгруппируйте их на основе тождественности произнесения звука, обозначенного на письме буквой А. В словах с несколькими буквами А подчеркните ту буквы, которую вы имеете в виду.

В каких словах такие же звуки передаются при помощи иной буквы? Выделите их в отдельную группу.

 

Отр… жение, ж…смин, ш…ги, предание, ч…сы, ж…леть, щ…вель, м…стерски,

к… л…рит, бал…вать, частота, дисп…нсер, жалюзи, квартал, шарфы, к…спр…мисс, ч…щоба, впеч…тление, п…т…логия.

 


[1] При оценивании выполнения заданий следует учитывать языковую грамотность ответов (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок). Руководствоваться при этом следует «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (с привлечением пятибалльной системы). Таким образом, к сумме баллов, полученных за выполнение заданий, добавляются или не добавляются баллы за грамотность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: