Мораль, право и справедливость

История предлагает нам различные концепции морали. Чем дальше продвигается человечество, тем больше рождается этических концепций. Сегодня этика существует в огромном разнообразии нравственных учений. Она представляет собой сложный и противоречивый феномен. Этика затрагивает нравственные проблемы не только на бытовом уровне, но и на уровне философского обоснования. История этики – это история насущных, жизненно важных вопросов: как сохранить человеческую природу и социальное общежитие? как обеспечить нравственный рост личности? как уберечь мир от зла и растления? как не утратить специфически человеческое и обрести свободу? как сделать нравственные святыни неотторжимыми от повседневной жизни людей?

Сегодня этика пронизывает все стороны духовной жизни человека. Чему нас учит история этики? Те вопросы, которые волновали людей много веков назад, снова и снова возникают перед нами. Повседневность неотступно предлагает нам ситуацию выбора и властно требует ответа. Искать желанную профессию или присоединиться к решению приятеля? Изложить собственное мнение или проголосовать, как все? Довериться любимой или сразить ее жестокостью? Испытать радость общения на людном перекрестке жизни или "ощутить сиротство как блаженство"? Спешить сделать добро или пойти на поводу у зла? Лелеять собственные предрассудки или добиваться личностного роста? История этики помогает нам обрести необходимый нравственный опыт.

В обществе существуют, по крайней мере, три скрепы общественного сознания: интересы, права и ценности. Сторонники перестройки в нашей стране в свое время много говорили об интересах различных социальных групп. Они исходили именно из примата эгоистических интересов людей. О нравственных императивах говорилось меньше. Демократы были убеждены в том, что они владеют инструментами общественного преобразования. Главное – установить рыночные отношения, запустить механизмы демократии. О духовности, справедливости, сострадании говорилось мельком. По случаю. Но ведь именно ценности встают на пути интересов, когда те утрачивают нравственное измерение. Реализуя свои цели, предприниматель, как и обычный гражданин общества, может сказать себе: "Нет, гак я поступать не буду, это противоречит моим нравственным нормам". Но что получится, если моральные абсолюты будут оттеснены на периферию общественной жизни? Финансист скажет: "Я могу обрушить национальную валюту, но зато получу хорошую прибыль для себя. Разве мне не дозволено?" Союз философов и юристов позволяет придать проблеме общественных идеалов, больших целей, которые движут людьми, высокую степень конкретности, поставить на совершенно реальную и практическую основу, которая заложена в Конституции Российской Федерации. На самом деле, русская школа философии права, заложенная В. С. Соловьевым и продолженная П. И. Новгородцевым, обратилась к понятию естественного нрава. От этого понятия европейские юристы в XXI в., по существу, отказались. А для русской школы философии права соотношение права и нравственности, их единство, даже их приоритет второй над первым, стали центральными, ключевыми.

Право – одна из нормативных систем, которые регулируют отношения в обществе, действия и поведение людей на основе закона. Право регулирует отношения собственности, труда и обмена продуктами. Право определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личностью. Оно устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления. Оно определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов. Право воздействует на некоторые виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания детей.

Каковы его признаки?

• Его правила общеобязательны.

• Право характеризуется определенностью. Оно применяет единый масштаб и меры к разным ситуациям.

• Право, наконец, поддерживается и охраняется авторитетом и силой государства.

• Государственные органы функционируют на основе права.

Право всегда включает совокупность общих ценностей – справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность. Первоначально эти святыни покоились на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Христианство, например, требует равного права для всех, поскольку перед Богом различия между людьми не имеют никакого значения.

Понятие справедливости связано с русским словом "правда". Оно выражает требование учитывать равенство людей, живущих на земле. Предполагается, что можно добиться справедливого, достойного соответствия между трудом и вознаграждением, правами и бесправием, имеющимися заслугами и их общественным признанием, преступлением и следующим за ним наказанием. В области экономики справедливость учитывает равенство граждан в распределении имеющихся богатств. В области права настаивает на том, что судить надо не только по закону, перед которым все равны, но и по совести.

Если такого соответствия нет, говорят о несправедливости. Но при этом имеется в виду, что требования справедливости выражают некий идеал, который еще не реализован в земных делах. Но, возможно, Создатель и не предполагал, что у всех есть равные права на справедливость.

Пушкинский Сальери с горечью произносит:

Все говорят: нет правды на земле,

Но правды нет – и выше...

Сальери кажется, что Бог вложил огромный талант не в трудолюбивого и страстного поклонника музыки Сальери, а в легкомысленного Моцарта.

Где же правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений – не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан –

А озаряет голову безумца,

Гуляки праздного?... О Моцарт, Моцарт.

Прав ли пушкинский Сальери, когда сетует на несправедливость?

В истории человечества часто проводились реформы, вспыхивали восстания и революции во имя устранения несправедливости. Но нередко возникало и разочарование в том, что справедливость возможна в принципе. Представления о том, что такое социальная справедливость и равенство, преображались в различные эпохи. Например, великие античные мудрецы Платон и Аристотель не считали, что рабы имеют те же права, что и остальные граждане этого общества. Аристотель писал: "Справедливость есть равное, но только для равных". Иначе говоря, не все достойны того, чтобы считаться равными, – есть патриции, а есть и рабы. Рабы не могут претендовать на равенство и справедливость. Чтобы процветать, утверждает Аристотель, государство должно, прежде всего, воплощать в себе право и справедливость, знание которых, по мнению философа, является основой любой подлинной политики. Для мыслителей древности было очевидным, что государства существуют для "лучшей жизни своих граждан".

В Средние века, когда господствовало христианство, считалось, что перед Богом все равны. Знатный человек, погрязший в грехах, получит наказание, как и простой крестьянин, отступивший от божьей правды. В последующие века, скажем, в период Возрождения, возникали споры о справедливости, но учитывалось, что равенство людей невозможно: есть знатные, а есть и простолюдины, есть гении, а есть и бесталанные люди. Но в последующие века, в Новое время возникла идея равенства всех людей, их прав на справедливость. Многие мыслители тех лет писали о том, что мерой справедливости является общественный договор (Ж.-Ж. Руссо), а Кант рассуждал о том, что если тиран начинает проявлять деспотизм, то простые люди вправе не оказывать ему никакой поддержки. Поэтому стремление к равенству людей перед законом, право граждан получать образование, участвовать в политической жизни казались обязательными. Исторически идея справедливости принимала, стало быть, разные формы – от бесплатной раздачи пищи в Античности до формального равенства всех граждан.

После того, как в нашей стране произошла Великая Октябрьская революция, многие мыслители разочаровались в идеалах справедливости. В частности, русский философ Николай Александрович Бердяев писал о том, что справедливость невозможна, потому что люди от рождения не равны, кто-то умен, а кто-то не очень, кто-то одарен, а кто-то бездарен. Тем не менее исторические события последних лет свидетельствуют о том, что идея равенства и справедливости продолжает пользоваться огромной популярностью.

* * *

Определяющее значение в цивилизованной системе нормативного регулирования общества имеет глубокая взаимо­связь морали и права, если объективные требо­вания экономики, других сфер общества по отноше­нию к праву "разворачиваются" непосредственно-социальными правами, т.е. естественным правом, то сами эти непосредственно-социальные права со стороны своих идеальных (идеологических), иных организационных форм опосредования выражаются в системе нормативного регулирования — в позитив­ном праве, в морали, в нормах-обычаях, в корпо­ративныхнормах. Отмечая определяющее значение в системе нормативного регулирования права и морали, необходимо, однако, не замыкать на упро­щенном, прямолинейном уровне трактовку их взаи­мосвязи, например, на таком, когда право рассматри­вается всего лишь как "минимум морали". Право и мораль — самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные образования, каждое из которых имеет свою особую ценность. Более того, по природе и происхождению они вообще находятся в различных плоскостях. Мораль — неотъемлемая сторона духовной жизни людей. Поэтому в морали функция регулирования и ее роль как духовного фактора нераздельны. Моральные нормы формиру­ются в процессе утверждения, развития моральных взглядов, являются, в сущности, их нормативным выражением.

Неотделимые право и мораль — два своеобразных, самостоятель­ных института социального регулирования, они взаимодействуют, но взаимодействуют именно как особые, суверенные явления, каждое из которых при опосредовании общественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особую ценность Принято считать, что право—жесткий, строгий регулятор, а мораль — более мягкий, не столь стро­гий, в большей мере соответствующий духовным началам в жизни людей и поэтому имеющийдаль­нюю перспективу в своем существовании и в разви­тии общества. В такой оценке морали и права, несомненно, пра­вильно то, что для права действительно характерна наиболее высокая, так сказать, предельная (дня сферы духовной жизни) внешняя объективизация, институциализация и отсюда большая четкость, строгость и формализованность регулирования, и то, что оно концентрирует жесткие государственно-принуди­тельные меры воздействия.

Справедливость - это общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотрено главным образом под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; справедливость есть нравственно санкционированная соразмерность в распределении выгод и тягот совместной жизни людей, степень совершенства самого способа кооперирования деятельностей и взаимного уравновешивания конфликтующих интересов в обществе и государстве. Справедливость требует наказания за зло и воздаяние за добро.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow