Анализ внешней и внутренней среды организации

Первый шаг диагностического этапа процесса стратегического планирования — изучение внешней и внутренней среды. Внешняя среда, окружающая организацию, очень разнообразна. В ней выделяют макро- и микроокружение организации.

Макроокружение создает условия, общие для всех организаций. Применительно к отдельно взятой организации макроокружение обычно не имеет специфического характера. Степень его влияния на различные организации может быть разной (более сильной или более слабой) в зависимости от специфики организации и состояния ее внутреннего потенциала. Макросреда имеет следующие компоненты: экономический, политический, законодательный, социальный, технологический, экологический.

Микросреда — это ближнее окружение, которое, в свою очередь, состоит из множества факторов: потребителей, поставщиков, конкурентов, трудовых ресурсов, системы государственных институтов и др.

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших с точки зрения организации субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Целью анализа макросреды является отслеживание и анализ тенденций или событий, неподконтрольных организации, которые могут повлиять на эффективность его деятельности. Поэтому при анализе внешней среды конкретного предприятия необходимо четко сформулировать цели анализа, чтобы обозначить границы сбора информации, которые могут быть широкими (сбор информации обо всех факторах макросреды страны, отрасли), либо более узкими (факторы, оказывающие влияние в рамках конкретного региона, географического рынка и т.д.).

Проведя анализ внешней среды и получив данные о представляющих опасность или открывающих новые возможности факторах, руководство должно оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями, т.е. провести анализ внутренней среды.

Внутренняя среда – это ситуационные переменные внутри организации, которые требуют внимания руководства. Это цели, структура, задачи, технология и люди.

Дальше можно прочитать

Существует большое количество методов анализа внешней и внутренней среды организации: РЕSТ-анализ макроокружения, анализ микроокружения на основе модели пяти сил конкуренции М. Портера, матрицы угроз и возможностей, профиль среды, бенчмаркинг, SNW-анализ, SWOT-анализ, Метод 5•5 и другие.

SТЕР-анализ (от англ. Sосiеty — общество (социум), Тесhnоlоgy — технология, Есоnоmу — экономика, Роliсу — политика). Стратегически анализ каждого из указанных компонентов должен быть достаточно системным, поскольку все они между собой тесно и сложно взаимосвязаны. Значимое изменение любого из компонентов, как правило, влияет на всю цепочку. И такие изменения для конкретной организации в каждой конкретной ситуации могут стать или угрозой, или, наоборот, новой стратегической возможностью ее будущего бизнес-успеха (политико- правовая среда «P»; экономика «Е» – (динамика ВВП – общая характеристика экономической ситуации (подьем, стабилизация, спад)в стране, в отрасли)).; социум «S»-измененме в уровне жизни, отношение к образованию,экологический фактор, отношение к бизнесу,демографический фактор.;технология «Т»- государственная технологическая политика(государственные и негосударственные расходы на науку и технику).

Модель пяти сил конкуренции (М.Портера) включает исследование следующих факторов:

  • конкуренцию между продавцами внутри отрасли;
  • попыток компаний из других отраслей завоевать покупателей своими товарами-заменителями;
  • возможности появления новых конкурентов внутри отрасли;
  • способности поставщиков сырья и материалов, используемых организацией, диктовать свои условия;
  • способности потребителей продукции организации диктовать свои условия.

 

Матрица возможностей внешней среды строится следующим образом: слева по вертикали откладывается вероятность использования организацией возможностей, а по горизонтали - влияние возможности на деятельность организации

Матрица угроз составляется для оценки возможных последствий, к которым может привести реализация угрозы, и вероятности самой реализации

Альтернативным методом выявления угроз и возможностей внешней среды является профиль среды. вписываются отдельные факторы среды

Бенчмаркинг — аналитический процесс точного измерения и сравнения всех операций по разработке и производству продуктов мирового класса как в собственной организации, так и у конкурентов. Объектом данного анализа являются продукты и их компоненты, а также функции и процессы в организации, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В центре анализа чаще всего стоит сравнение одних и тех же функций, выполняемых различными организациями отрасли для выявления «лучшего в своем классе». Цель такого анализа — обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и причин этих явлений в сравнении с «лучшим в своем классе» и принятие соответствующих мер по их устранению.

Для выявления сильных и слабых сторон организации используется SNW-анализ. SNW – это аббревиатура трех английских слов, которые означают: S – сильная позиция (сторона) организации, N – нейтральная позиция, W – слабая позиция (сторона) (см. практическое задание 1).

SWOT-анализ является обобщающим методом стратегического исследования внешней среды организации (англ. Strengths – сильные стороны, Weaknesses – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats - угрозы). На основе данного метода удается установить связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

 

Шифрин, М.Б. Стратегический менеджмент / М.Б. Шифрин. -СПб.: Питер, 2008.

томпсон А.А. Стратегический менеджмент Концепции и ситуации: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с 9-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2008.

Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие / В Н. Родионова, Н.В. Федоркова, А.Н. Чекменеев - М.: Изд-во РИОР, 2009.

Панов А.И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие для вузов / А.И. Панов, И.О. Коробейников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2.Текущий контроль. Проводится в ходе выполнения работ, его цель – выявить на стадии появления и предотвратить ошибки и отклонения. Он направлен на отслеживание соблюдения норм и стандартов. Текущий контроль требует постоянного поступления информации и оперативного исправления ошибок.

Что входит в техническое обслуживание компьютеров

1. Профилактические работы по уставленному графику.
2. Замена расходных материалов и чистка оргтехники.
3. Телефонные консультации.
4. Выезд мастеров по вызову для ремонта или другой экстренной помощи.
5. Мониторинг актуальности оборудования и программного обеспечения.
6. Модернизация техники и обновление установленных программ.
7. Учет компьютеров и контроль лицензий на программы.
8. Предложения по улучшению инфраструктуры.
9. Формирование бухгалтерской отчетности.

 




double arrow
Сейчас читают про: