double arrow

Эссе по теме: «Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы».

1

В последние годы решительно растет количество педагогических коллективов, предпринимающих попытки моделировать и строить в своих образовательных учреждениях воспитательные системы гуманистического типа. Одним из важнейших элементов таких систем воспитания школьников является деятельность классного руководителя по оказанию помощи ребенку в решении значимой для него проблемы. От того, насколько педагог-воспитатель обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности, на реализацию базовой потребности растущего человека -стать и быть самим собой.

Надежной опорой в данной поисковой деятельности стали идеи гуманистической психологии и педагогики (Р. Берне, У. Глассер, А. Маелоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С.Френе), положения концепции педагогической поддержки (О. С. Газман, Т.В.Анохина, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С. Д. Поляков, С. М. Юсфин), теоретические и технологические разработки в области психологического консультирования (Р.С. Немов, Р.В. Овчарова, О. В. Хухлаева).

Карл Роджерс ввел такое понятие, как «помогающие отношения». «Под этими словами, –писал К. Роджерс, –я подразумеваю такие отношения, в которых по крайней мере одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества. Помогающие отношения –это такие отношения, в которых один из участников стремится к тому, чтобы у одной или у обеих сторон произошли изменения в сторону более тонкого понимания себя, в сторону усиления выражения и использования всех своих потенциальных внутренних ресурсов».




Я считаю данную проблему очень актуальной в настоящее время, так как в наше время у многих детей бывают проблемы со сверстниками, со старшими ребятами и др. Ведь поддержка направлена на то, чтобы наблюдать, целенаправленно исследовать и развивать потенциал ребенка, дающий ему возможность быть самостоятельным в решении проблем. Использовать различные тактики поддержки («помощь», «содействие», «взаимодействие»). Нужно видеть в проблеме ребенка не угрозу, от которой его нужно оберегать, а возможность развивать и поддерживать его желания и возможности ее преодоления. Обязательно надо поддерживать ребенка на пути от страха перед проблемой к целенаправленной деятельности по ее преодолению.



При поддержке, педагог может воспользоваться одной из 4 тактик педагогической поддержки, в зависимости от ситуации:

1) Если причиной возникновения проблем ребенка является не он сам, а стал жертвой неразрешенных проблем других людей –действует тактика «защиты»

2) Если у ребенка объективно есть все возможности самостоятельно решить проблему, а он этого не делает, не доверяя собственным силам –действует тактика «помощи»

3) Если ребенок активно действует, но во вред себе, значит у него не сформированы причинно-следственные связи –действует тактика «содействие»

4) Если ребенок хочет решить свою проблему и делает для этого все на пределе собственных возможностей –научить его договариваться с другими людьми и обретать подкрепляющий ресурс –поможет тактика «взаимодействие».

Для поддержки ребенка необходимо выполнение пяти основных условий:

1.Восприятие ребёнком себя как человека, столкнувшегося с проблемой.

2.Конгруэнтность педагога. Роджерс призывал педагогов и родителей оставаться самими собой во всех ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребёнком.

3.Безусловно положительное отношение педагога к ребёнку. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического воспитания и образования. Особый интерес вызывает тот смысл, который вкладывает К. Роджерс при характеристике данного условия.

4.Эмпатийное понимание ребёнка. Помогающие отношения между педагогом и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувствами сопереживания, сочувствия,сопричастности. К сожалению, очень часто первой реакцией взрослого на слова и поступки ребёнка, по справедливому утверждению К. Роджерса, бывает немедленная оценка или суждение, а вовсе не понимание.

5.Ощущение ребёнком конгруэнтности, принятия и эмпатии педагога. Для соблюдения этого условия можно не прилагать специальных усилий, если предшествующие три условия будут успешно розданы. Формирование последнего обстоятельства произойдет самопроизвольно, если воспитателем будут соблюдаться второе, третье и четвёртое условия.

Обеспечение педагогической поддержки учащегося, как полагает Т.В. Анохина, возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия воспитатель избирает следующие:

1.согласие ребёнка на помощь и поддержку;
2.опора на наличные силы и потенциальные возможности личности учащегося;
3.вера в эти возможности;
4.ориентация на способность ребёнка самостоятельно преодолевать препятствия;
5.совместность, сотрудничество, содействие;
6.конфиденциальность;
7.доброжелательность и безоценочность;
8.безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
9.реализация принципа «не навреди»;
10.рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

В результате изучения научно-методической литературы и проведения опытно-педагогической работы мы отчетливо осознали, что классный руководитель может оказать реальную поддержку своему воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются «помогающие отношения».

 

 

Методы активизации семьи в условиях современных требований дошкольного образования.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку; открывать сильные и слабые стороны развития и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Необходимо создавать единую воспитательную среду, которая подразумевает под собой не только единые требования к ребенку ДОУ и семьи, а также активное участие семьи в жизнедеятельности детского сада с целью наилучшего психологического самочувствия ребенка, а также для его успешной социализации.

В Законе «Об образовании» (ст.44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации.

Сменились акценты, главной стала семья, но вопросы педагогического просвещения родителей по-прежнему актуальны. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Сегодня необходимо уйти от заорганизованности и скучных шаблонов, чтобы помочь родителям воспитанников стать своему ребенку настоящим другом и наставником. Сегодня необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка как в ДОУ, так и в семье.

Планируя работу с родителями прежде всего нужно знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Всем известно, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Поэтому в настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения проблемы и вопросы, волнующие семьи воспитанников.

Но, к сожалению, не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. И тому есть разные причины: первая - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим; вторая – родители с невысокой жизненной активностью (не желаю, не хочу).

Есть и другой тип родителей, которые обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить на практике свои знания не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагогов, готовых помочь родителям теоретические знания преобразовать в практику радостного общения с ребенком.

Таким образом, складывается противоречие между развитием конструктивного взаимодействия современного детского сада с семьей, образованием единого образовательного пространства и принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, не умеющими на практике решать педагогические вопросы в воспитании детей.

Считаем, что одним из путей развития конструктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников является использование в своей работе методов активизации родительского потенциала. Чтобы воспитывать, не нарушая гармоничное развитие личности ребенка, сотрудникам детского сада, и родителям необходимо преодолеть некую субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, которые мешают стать полноправными партнерами, заинтересованными в достижении общих результатов

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке инновационных методов к организации и методике взаимодействия с родителями, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности.

Новизна опыта заключается виспользовании новых форм и методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок

Можно выделить несколько типов родителей:

1. Инициативные (позитивно-настроенные, всегда выполняют просьбы педагога, участвуют во всех мероприятиях);

2. Отзывчивые (готовы помочь, выслушать, «готовы на разговор» с педагогом, внимательно относятся к нуждам других).

3. «Равнодушные» (пассивные, вежливо слушают педагога, не высказывая своего мнения, просьбы не выполняют;

4. Негативно настроенные (склонные к конфликтам, рассматривают детский сад «нам все должны»)

5. Гипертревожные (недоверчивые, настороженные, склонные к постоянному контролю)

Задачи педагога:

-создание родительского актива;

-направление инициативы;

-привлечение к различным формам работы.

-стимулирование родителей к изменению своего отношения;

-создание социально-педагогических условий для преодоления отчуждения родителей.

В своей работе применяются следующие формы работы с родителями:

1





Сейчас читают про: