Согласно историческому принципу в истории философии выделяют 5 фундаментальных эпох:
1 .Античная философия - конец 7-го нач 6 вв до н.э.-1 в. н.э.
Исследовала проблемы природы, т.е. окружающей действительности, космоса и проблемы идей, образов человека, через которые формируется и сам человек и знание его о мире. Античная фил-я прошла этапы раннего становления, расцвета философской мысли (Сократ, Платон, Аристотель), этап упадка, разложения (стоики, киники, эпикурейцы, скептики) греческая фил-я заложила все основные идеи философского знания, которые развивались в поздней философии.
1.Особенность античной философии – это наивный материализм и стихийная диалектика.
2.В это время были созданы 2 основных направления философии - материализм и идеализм.
3.В философских учениях древности были заложены основные тенденции развития всей философской мысли.
4.Наивный материализм и стихийная диалектика положило начало научному пониманию мира, стали основой для возникновения разных наук.
|
|
Школы:
-Стоики
-Киники
-Эпикурейцы
-Скептики
2. Философия Средневековья (2 в. н. э.-13 в.н.э.).
Основными проблемами этого времени было истолкование и понимание смысла священного текста, содержавшего основные мысли. Философы решали проблемы бытия человека и его пути к Богу (освобождение от греха).
Основные философские течения этого времени:
номинализм; реализм.
Виднейшими фигурами этого времени были: Тертулиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский.
3. Эпоха Возрождения, которая снова обращается к природе, исследуя в ней законные ее движения и силы, движущие развитие природы.
Особой проблемой этого времени является вопрос человеческой индивидуальности (здесь начинается линия европейского гуманизма. Это время 14-16 вв.
Средневековая философии была направлена к Богу, а философия эпохи возрождения к человеку.
Мировоззрение, согласно которому человек это центр вселенной и высшая цель мировоззрения, называется антропоцентризм. Утверждение в обществе представлений о свободе и сильном человеке, приветств. гуманизм и индивидуализм.
Выводы:
1.историческое значение философской эпохи возрождения – преодоление религиозной схоластики средних веков.
2.Она содействовала возникновению рациона-ой критич. философской методологии.
3.Способствовала росту авторитета науки.
4. Философия Нового времени 17-18 вв.
В этот период развитие философии было инициировано интенсивным соц. развитием.
Интенсивным развитием науки и возросшей исторической активностью европейского общества.
Основными проблемами философии этого времни были: вопросы методов познания; роли рационального знания в формировании человека, познании общества; проблема
|
|
внутренней активности субъекта.
Представители: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Джордж Беркли, Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Эм. Кант, Гегель.
Вывод:
1.Философия нового времени нанесла существенный удар по религиозной схоластики.
2.Она способствовала развитию науки.
3.Материализм нового времени был идеологией прогрессивного класса. Она подготовила буржуазные революции в Европе.
4.Французская философия нового времени подготовила почву для становления немецкой классической философии.
Недостатки философии нового времени:
1.В ее метафизичности
2.В ее механистичности
3.Материализм нового времени идеалистически толковал исторические процессы.
Философия нового времени оставила нерешенными ряд проблем, которые требовали иного метода познания, с этой задачей справилась классическая немецкая философия.
Период французских просветителей 18 в.
Вольтер, Руссо, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро.
18-19 вв-завершается классический период и нач-ся постклассический этап 40-е гг 19 в-по настоящее время.
5.Философия современности утрачивает монистический характер и преимущественно становится плюралистичной.
Центральной проблемой философии становится многозначность человека.
В истории фил-ии сложился и предметный принцип структуирования философского знания, согласно которому сложились, сформировались: философия природы, антропологическая фил-я, социальная фил-я, философская история, фил-я форм мирового знания, фил-я религии, фил-я права, науки, культуры, техники.