Философские проблемы современной научной картины мира. Формирование научного знания, критерий научности, периоды развития науки

Выделяют 3 блока таких проблем:

1. Онтологические проблемы:

а. Создание единой физической теории Вселенной;

Все физики признают, что мир как целое един. Но существуют три теории: микромир (квантовая механика), мегамир (принцип относительности Эйнштейна) и мезамир (Ньютоновская механика).

Существует идея построения единой картины мира на основе объединения 4-х видов фундаментальных физических взаимодействий:

1. гравитационное – универсально, направлено только на притяжение;

2. электромагнитное – универсально, направлено на притяжение и отталкивание;

3. слабое ядерное взаимодействие – в микромире, переход вещества в энергию;

4. сильное ядерное взаимод. – микромире, удержание кварков и антикварков в адронах.

Объединение этих видов взаимод. связывают с разработкой «теории суперструн».

1. проблема вещества и антивещества (при взаимодействии они уничтожаются: тогда почему существует Земля и материя);

2. проблема будущего Вселенной (тепловая смерть или снова «сбор» в сингулярную точку);

3. проблема внеземного разума;

4. проблема антропного принципа (непонятно, разум во Вселенной – закономерность или случайность; все мировые константы случайно совпали или нет?);

5. проблема всеобщего эволюционизма (какие силы способствуют развитию чего бы то ни было:Вселено, человека, растений и т.п.).

б. Проблема осмысления виртуальной реальности;

В онтологии выделяют три учения об субстанции (монисты, дуалисты и плюралисты).сторонники виртуальной реальности считают, что все реальности равнозначны.

Видов виртуальной реальности очень много: виртуальные частицы в физике (при физическом взаимодействии 2-х частиц они начинают обмениваться виртуальными частицами, они существуют только то время, пока частицы находятся в поле взаимодействия); в компьютерной технике; в эргономике (изучает отношения человека и средств производства).

Виртуальная реальность – это независимый от своего носителя вид действительности, который обладает 4-мя особенностями: 1) порожденность – виртуальная реальность создается константной реальностью; 2) автономность; 3) интерактивность – виртуальная и константная реальности могут взаимодействовать; 4) актуальность – виртуальная реальность существует столько времени, сколько ее поддерживает константная реальность.

Принципы виртуалистики:

1) Полионтичность – утверждение многообразия видов бытия.

2) Антиредукционизм – виртуальную реальность нельзя объяснить через константную, она своеобразна.

3) Принцип имманентности – можно перейти из одной Вирт реальности в другую.

4) Принцип конструктивизма – любая виртуальная реальность может стать константной для следующей. Каждый вид реальности может порождать новую

5) Принцип единства мира – виды реальности могут взаимодействовать (Вирт и не Вирт.).

в. Проблема пассионарности.

Теория пассионарности (автор Лев Николаевич Гумилев, 1912 -1992), которая связана с разработкой новой концепции исторического процесса, в котором история сопрягается с географией и астрономией (Пашон – страсть). Пассионарност ь – способность людей улавливать солнечную активность и реализовывать в практической деятельности. Движущей силой истории является пассионарные толчки (выбросы солнечной энергии, которые определяют активность пассионариев этносов). Этапы жизни этноса соотносятся с космическими циклами, именно эта цикличность определяет политическую, экономическую и прочую активность.

2. Аксиологические проблемы:

а. Проблема клонирования;

Аспекты проблемы клонированиия: технологический (чтобы создать овечку Долли, создали 227 уродцев); религиозный; медицинский – предлагают клонировать на органы; девиантный – поощрение гомосексуализма – выращивание детей без половой связи.

б. Проблема коэволюции. Оформляется идея коэволюции. Она является следствием целостного подхода. Коэволюция – это теория паритетного, взаимообусловленного развития компонентов данной системы (изменение одного ведет к изменению другого). Эволюция природы и человека должны быть согласованы.

3. Логико-методологические проблемы:

а. Синергетика;

Синергетика – это наука о самоорганизации в системах любого рода (Генрих Хаген). Самоорганизация (по Хагену) – это процесс оформления временной, пространственной или функциональной структуры без специфического (навязывающего эту структуру) воздействия.Системы должны быть: 1) открыты 2) нелинейны (т.е. в них не действует принцип суперпозиции: А+В≠А∙В); 3) диссипативность (рассеивание) – система может переходить от порядка к хаосу и наоборот.

Следствия из синергетической парадигмы:

1. сложным системам нельзя навязывать пути развития;

2. развитие системы, в принципе, многовариантно, следовательно, нет никакого изначального плана, по которому д. вести себя система;

3. воздействие на систему д.б. точным, а не силовым;

4. возникла идея о позитивн. роли хаоса;

5. синергетика рационально решает вопрос о становлении и поддержании порядка (без гипотезы Бога).

б. Эвристика.

Эвристика – наука об организации мыслительной деятельности человека в ситуации гносеологической неопределенности. Платон: «Как мы можем знать то, чего мы еще не знаем».

Методы эвристической деятельности:

1. Метод мозгового штурма – многие люди боятся высказывать новые идеи, для избавления от этого применяют 2 группы людей: генераторы идей и эксперты разводятся в разные комнаты.

2. Метод фокальных (находящихся в фокусе) объектов

3. Метод морфологического анализа и синтеза (предназначен для решения технолог.задач).Двигатель: А1 – парус, А2 – мускульные силы, А3 – атомный реактор.

Постепенное формирование естественного языка привело к перевороту в процессах общения между людьми, что позволило открыть ряд новых возможностей. Например, моделировать события на основе речевых и знаковых средств.Интерпретация событий и явлений, выбор различных смысловых значений, использование простейших логических методов доказательства, включая дедукцию (когда речь шла о подведении конкретных случаев под установленную норму или, наоборот, о выведении из нормы, предназначенной для решения конкретного случая, некоторого общего правового принципа), и, наконец, способ рассуждения от противного, когда утверждается одно и тем самым отрицается другое, – все эти методы аргументации многократно применялись и стали общепринятыми.Доказав свою необходимость, приемы логической аргументации нашли свое применение в практике и использовались в качестве средства объяснения всей окружающей человека природы. Поэтому ничто не мешало разъяснить данные приемы как законы мышления.

Критерии научности:

Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность.Абсолютного истинного знания в науке не существует.

Проблемность: наука - попытка решения проблемных ситуаций.

Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства.

Интерсубъективнаяпроверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом.

Системность: научное знание должно быть логически организованно.

Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм).

Периоды науки

Зачатки научного знания возникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания.

Наука как самостоятельное явление во взаимосвязи всех своих аспектов сложилась в Новое время.

В это время сложились объективные социокультурные условия для формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института

В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:

1. классическая наука XVII –XIX вв., которая стала основой формирования механистической картины мира.идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.

2. неклассическая наука 1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.

3. постнеклассическая наука (с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: