Обработка материалов измерений по трассе

 

Исходные данные

■ А. Пикетажный журнал (рис. 2).

Дирекционный угол первоначального направления трассы принять для всех вариантов 135º35'.

Величину первого правого угла поворота (пр) (ВУ на ПК3 + 08,62) принять равным 5°40'.

Величину второго левого угла поворота (лв) (ВУ на ПК7 + 10,20) принять равным 5°40' плюс 1° и столько минут, сколько букв в фамилии студента.

 

■ Б. Отметку нивелирного репера Rp 19 принять условно, как указано для точки ПП8, Отметку нивелирного репера Rр 20 принять для всех вариантов на 0,331 м больше отметки R p 19.

 

■ В. Для нанесения на продольный профиль проектной линии (для линий 3-й категории) ее уклон составит:

Ø между ПК0 и ПК3 i = – 6%,

Ø между ПК3 и ПК5 i = 0%,

Ø между ПК5 и ПК10 i = + 5%.

 

Проектную отметку на ПК0 принять относительно отметки репера Rp 19, в соответствии с табл. 6 "Ведомостей к заданиям" - станция 1, превышение hср.

 

 

 

 

Рис. 2. Пикетажный журнал

 

Задание 1

ОБРАБОТКА ЖУРНАЛА НИВЕЛИРОВАНИЯ ТРАССЫ

 

В табличной форме требуется вычислить отметки пикетов по трассе. При этом данные в графах 1–7 таблицы являются общими для всех вариантов, незаполненные строки в графах 6 и 7 следует заполнить, используя имеющиеся данные как образец.

 

1. Согласно приведенным отсчетам по двусторонним рейкам вычислить превышения связующих точек и записать с их знаками.

Превышение между связующими точками равно разности заднего отсчета а и переднего b (взгляд назад минус взгляд вперед), т. е.

 

h = a – b.

 

Из превышений hч и hк, вычисленных с использованием отсчетов по красной а', b' и черной а", b" сторонам рейки, вычисляют среднее значение, округляя его до мм,

 

hч = a' – b'; hк = a" – b";

hср = .

 

Если в результате вычислений средних превышений hсрполучится число, оканчивающееся на 0,5 мм, то его надо округлить до ближайшего четного числа.

Например, число 436,5 мм округлить до 436 мм, число 727,5 мм округлить до 728 мм и т. д.

 

2. Провести постраничный контроль вычисления превышений, для чего необходимо найти:

Σ а –сумму задних отсчетов (гр. 3);

Σ b –сумму передних отсчетов (гр. 4);

Σhвыч – алгебраическую сумму вычисленных превышений;

Σhср – алгебраическую сумму средних превышений.

 

Если имеет место равенство

 

,

 

то вычисления на данной странице считают выполненными правильно. Разница 1-2 мм между Σhср и – возможна за счет округления дробных значений hср до мм.

Аналогичные вычисления по каждой странице суммируются и общие результаты их записываются в конце журнала в соответствующих графах. Контрольные вычисления в журнале выполняют карандашом, а затем оформляют чернилами.

 

3. Для уравнивания нивелирного хода, проложенного между нивелирными реперами 19 и 20 сети нивелирования, необходимо:

Ø определить невязку по формуле

 

ƒh = Σhср – (HRp20 – HRp19),

 

где HRp19, HRp20 - отметки реперов 19 и 20;

 

Ø вычислить допустимую невязку для данного нивелирного хода в мм

 

ƒh доп = ,

 

где L - длина хода в км.

Если │ fh │ ≤ ƒh доп, то найденная невязка ƒh, хода считается допустимой;

 

Ø вычислить поправки Vhiв средние превышения hср

 

Vhi = ;

 

Ø вычислить отметки связующих точек хода по формуле

НК = НК-1 + hК + Vh;

 

где НК – отметка связующей точки;

НК-1 – отметка предыдущей связующей точки;

hК – превышение между точками К и К-1.

 

Вычисления отметок связующих точек на каждой странице необходимо контролировать. При этом разность между отметками последней и первой связующих точек каждой страницы журнала должна равняться сумме средних превышений Σhср, вычисленной с учетом суммы поправок ΣVh на данной странице.

 

Таким образом, вычисление отметок на странице выполнено правильно. Контролем правильности вычислений отметок связующих точек является получение в конце хода известной отметки HRp20 конечной точки. Отметки промежуточных точек вычисляют через горизонт нивелира, который вычисляют на каждой станции дважды по формулам:

 

ГН' = Н3 + а; ГН" = НП + b,

причем

ГН' – ГН" ≤ 3 мм,

 

где Н3 - отметка задней точки;

НП - отметка передней точки на станции.

 

Отметки промежуточных точек вычисляют по формулам:

HC1 = ГН' - CI; НС2 = ГН '- С2 и т.д.

 

 


К заданию 1 Таблица 6

Журнал нивелирования трассы по пикетам между реперами Rр19 Rр20

 

Номер станции Номера нивелируемых точек Отсчеты по рейке, м Превышения, мм Горизонт нивелира   ГН, м Отметки точек Н,м Примечания
задние а передние b промежуточные с вычисленные ± hч ± hк средние   ± hср
                   
  Rр19         - 1     Нивелир НЗ № 3445. Рейки раскладные, длиной 3 м, двухсторонние с разностью пяток 4685
  ПК0 6228 6370   - 0141 - 0142    
    4685 4686   -0142 - 0143    
                 
  ПК0         - 1      
  ПК1 6148 6995   - 0848 - 0848      
          - 0847 - 0849      
  ПК1       - 1512 - 1      
  ПК2 5673 7183   - 1510 - 1511      
  + 44         - 1512     Поперечный профиль на ПК2
  ПК2 –П+6                
  ПК2 –П+20                
  ПК2 –Л+11                
  ПК2 –Л+20                
  ПК2                
  ПК3 5774 7203            
                   
  ПК3                
  ПК4 5998 6072            
                   
  + 50                
  + 81                
Постраничный контроль           НПК2–НRр19    
- 8004            
- 4002            
Окончание табл. 6
 
                   
  ПК4                
  ПК5 6893 6395            
                   
  ПК5                
  ПК6 7131 5425            
                   
  ПК6                
  ПК7 6004 6302            
                   
  ПК7                
  ПК9 7306 5587            
                   
  ПК8                
                   
  ПК9                
  Rр20 6428 5704            
                   
  ПК10                
Постраничный контроль                
               
               
Общий контроль по ходу Rр19 Rр20                
               
               

 

∑hт = 331 мм; ƒh = ∑hср - ∑hт = ƒh доп = =

 


Задание 2

ОБРАБОТКА ПИКЕТА

 

 

По значению углов поворота У, радиусов круговых кривых Р и длин переходных кривых l вычисляют значения элементов кривых, а затем рассчитывают пикетажное положение главных точек кривых НК, СК, КК (начало, середина и конец кривой). Вычисления выполняют в табличной форме. Схема к расчету элементов кривой показана на pис. 3.

 

 

Рис. 3. Схема к расчету элементов кривой

 

Элементы кривых вычисляют по формулам:

Тс = Т +Тр + т;

 

Кс = К + l;

 

Дс=Д + 2 Тр - 2·(0,5 l - т);

 

Др = 2 Тр - 2(0,5 l - т);

Бс=Б + БР,

где Тс - тангенс - расстояние от вершины угла до начала или конца переходной кривой;

Тр - приращение тангенса, вызванное смещением центра круговой кривой;

Кс - суммарная длина круговой и переходных кривых;

Дс - суммарный домер для круговой и переходных кривых;

Др - домер для переходных кривых;

Бс - суммарная биссектриса для круговой и переходных кривых.

 

Пикетажное положение главных точек кривой вычисляют по формулам:

 

ПК ВУ – ТС = ПК НК; ПК НК + Кс = ПК КК.

 

Контроль: ПК ВУ + Тс – Дс = ПККК.

 

Вычисленные значения элементов кривой для угла поворота 2 и значения пикетажного положения НК, КК и СК наносят на схему (рис. 3).

Значения Т, Тр, т, К, Д, Бр определяют по таблицам для разбивки кривых на железных дорогах [5].

При отсутствии таблиц элементы кривых вычисляют по формулам:

 

; ; ; Д = 2·Т – К;

 

; ;

 

; .

 

В этих формулах:

У – угол поворота трассы;

R – радиус круговой кривой;

длина переходной кривой;

Т – тангенс расстояние от вершины угла поворота (ВУ) до начала (НК) или конца (КК) круговой кривой;

К – длина круговой кривой;

Б – биссектриса круговой кривой;

Д – домер круговой кривой;

m – приращение тангенса при устройстве переходной кривой;

р – величина сдвижки круговой кривой при устройстве переходной кривой;

Тр и Бр приращение соответственно тангенсов и биссектрисы кру­говой кривой, вызванные сдвижкой р.

 

Контролем правильности проведенных вычислений элементов кривых является следующее:

1) разность между удвоенной суммой тангенсов и суммой кривых должна равняться сумме домеров, т. е.

 

2ΣТс – ΣКс = ΣДс

 

2) сумма прямых участков и сумма кривых должна равняться разности пикетажных значений конечной и начальной точек линии, т. е. полной длине трассы:

ΣS - сумма прямых участков по трассе;

ΣKc - сумма кривых участков по трассе;

 

ΣS + ΣKc = L

Таблица 7

Ведомость расчета кривых

Первая кривая (поворот вправо)

Исходные данные: P1 = 1000 м, У1 = 5°40', ℓ1 - 60 м.

 

1. Элементы кривых:

Круговой Переходной

Т = 49,49   Тр = 0,01
К = 94,25   т = 30,00
Д = 4,73   Бр = 0,15
Б = 1,22    

 

Суммарные значения Тс, Кс, Дс, Бс

 

Т 49,49   К 94,25   Д 4,73   Б 1,22
+ Тр 0,01   + l 60,00   + Др 0,02   + Бр 0,15
+ т 30,00   Кс 154,25   Дс 4,75   Бс 1,37
Тс 79,50                  

Суммарный домер: Дс = 2 Тс - Кс = 79,5 х 2 - 154,25 = 4,75

 

2. Вычисление пикетажного положения главных точек кривой

контроль

ВУ ПКЗ + 08,62   ВУ ПКЗ + 08,62
- Тс 0 + 79,50   + Тс 0 + 79,50
НК ПК2 + 29,12     ПК3 + 88,12
+ Кс 1 + 54,25   - Дс 4,75
КК НК ПК3 + 83,37 ПК2 + 29,12   КК ВУ ПК3 + 83,37 ПК3 + 08, 62
+ Кс / 2 0 + 77,125   - Дс / 2 2,375
СК ПК3 + 06, 245   СК ПК3 + 06, 245

Примечание. В таблицах для разбивки кривых приняты обозначения: радиуса поворота R, угла поворота α.

Теперь выполним те же вычисления для второй кривой.

 

 

Таблица 8

Ведомость расчета кривых

Вторая кривая (поворот влево)

Исходные данные: P2 = 1200 м, У2 = __°____', ℓ2 - 80 м.

 

1. Элементы кривых:

Круговой Переходной

Т =   Тр =
К =   т =
Д =   Бр =
Б =    

 

Суммарные значения Тс, Кс, Дс, Бс

 

Т     К     Д     Б  
+ Тр     + l     + Др     + Бр  
+ т     Кс     Дс     Бс  
Тс                    

 

Суммарный домер: Дс = 2 Тс - Кс =

 

2. Вычисление пикетажного положения главных точек кривой

контроль

ВУ     ВУ  
- Тс     + Тс  
НК        
+ Кс     - Дс  
КК НК     КК ВУ  
+ Кс / 2     - Дс / 2  
СК     СК  

 

 

Вычисление и контроль элементов участка трассы и профиля

 

1. Вычислить дирекционные углы α и румбы прямых участков трассы и провести проверку вычислений.

Таблица 9

 

Направление α Контроль
Углы поворота
У правые У левые
αн 135º35´ 5º40´ __º____´
+ У 5º40´    
αпр 141º15´    
- Ук __º____´    
αк __º____´ ΣУп = 5º40´ ΣУл = __º____´

 

αк – αн = ___°___´ - 135°35´ = ___°___´;

ΣУп – ΣУл= 5°40´ - __°___´ = ___°___´.

 

Примечание: Полученные в двух последних строках величины должны быть равны.

 

 

2. Провести проверку общей длины трассы.

Таблица 10

 

Длины участков трассы

 

Прямых S Кривых Кс Площадок Уклонов
229,12 154,25    
215,70 230,80    
170,13      
ΣS = 614,95 ΣКс = 385, 05 м Σпл = 200 м Σукл = 800 м
ΣS + ΣКс = 1000 м Σпл + Σукл = 1000 м

 

Длина участка трассы

 

Sобщ = ПКкон – ПКнач = 1000 м.

 

Длину первого прямого участка S1 от ПКО до ПКНК вычис­ляют по формуле

 

S 1 = ПKHK1 – ПКО.

 

Длину второго прямого участка S2 между ПККК1 и ПКНК2 вычисляют по формуле

S 2 = ПКНК2 – ПККК2

 

Длину третьего прямого участка S 3вычисляют по формуле

 

S 3 = ПК10 – ПККК2.

 

2. Используя значения углов поворота У и значение начального дирекционного угла αн, вычисляют дирекционные углы и румбы прямых участков трассы по формуле

 

αн+1 = αн ±У,

 

где αн+1, αн– дирекционный угол соответственно последующей и предыдущей прямой вставки;

У – угол поворота трассы.

 

В приведенной формуле со знаком "плюс" берут правые углы поворота, а со знаком "минус" - левые.

 

ЛИТЕРАТУPA

 

1. Инженерная геодезия c основами информатики. /Под ред. С. И. Матвеева. М.: Недра, 2007.

2. Федотов Г.А. Инженерная геодезия М.: Высшая школа, 2002.

3. Хамов А.П. Инженерная геодезия (конспект лекций). М: РГОТУПС. 2006 г.

4. Хамов А.П. Методические указания к выполнению Курсовой работы по дисциплине Инженерная геодезия и геоинформатика. М.:, РОАТ, 2013.

5. Ганьшин В.Н. Хренов Л.С. Таблицы для разбивки круговых и переходных кривых. М.: Недра, 1980.

6. Инженерная геодезия. /Под ред. Л. С. Хренова. М.: Недра, 1985.

7. Багратуни Г. В., Лукьянов В. Ф., Сокольский Я. А. Справочник по геодезическим разбивочным работам. М.: Недра, 1982.

8. Таблицы для разбивки железнодорожных кривых. М: Трансжелдориздат, 1962.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: