Северная война 1700 - 1721 гг

Война России со Швецией велась за возвращение захваченных шведами русских земель на берегах Невы и Финского залива, за выход к Балтийскому морю.

Война имела четыре периода: 1700 - 1706 гг. - в союзе с Россией воева­ли Дания, Саксония и Польша; 1707 - 1709 гг. - поражение шведов у Лес­ной и под Полтавой; 171 О - 1718 гг. - завоевание Прибалтики, победа при Гангу те (1714 г.); 1719- 1720 гг. -утверждение на берегах Балтийского моря, победы в Эзельском морском бою (1719 г.) и при Гренгаме (1720 г.). Война закончилась заключением Ништадтского мира в 1721 г.

Архангельское Поморье приняло активное участие в войне, особенно в ее начальный период.

После Нарвской победы над Петром 1 в ноябре 1700 г. шведский король Карл ХН решил уничтожить Архангель­ский порт, для чего была подготовлена эскадра под ко­мандованием К.Х. Лёве. 27 мая 1701 г. семь кораблей эскадры (127 пушек, 828 человек) вышли из Стокгольма и направились вокруг Скандинавии к Ар­хангельску.

В горле Белого моря шведы захватили в плен «беспахотного бобылька» Низовского берега Мудьюгской волости Ивана Рябова (Иван Ермолаевич Се­дунов) и попытались заставить его согласиться на лоцманскую проводку к острову Мудьюг. Здесь шведы хитростью заманили на борт флагманского фре­гата «Варберг» русский военный караул под командованием Николая Тихоно­вича Крыкова. Среди 16 его спутников находился переводчик Дмитрий Бори­сов (Дмитрий Борисович Попов). Произошла стычка, в ходе которой Дмитрий Борисов и Николай Крыков были пленены. На допросе никакие угрозы не ис­пугали Рябова, Борисова и Крыкова, они решительно отказались ввести эс­кадру в Северную Двину. Однако Борисов (Попов) сказал, что можно взять лоцманов в одной из проток Двины. Как потом рассказал Рябов двинскому воеводе АЛ. Прозоровскому, он заранее условился с Борисовым скорее по­гибнуть от руки врага, чем допустить его к городу Архангельску.

Из семи кораблей эскадры Лёве подготовил к вылазке «шняву» «Мьёхун­ден», галиоты «Тёва-литет» и «Фалькен» (19 пушек, 120 человек) под коман­дованием капитана К.Х. Вактмейстера. На шняву пересадили Рябова и Бори­сова.

Утром 25 июня 1701 г. корабли вышли в сопровождении трех шлюпок к острову Линский Прилук. Шли медленно, с промерами глубин. Наконец они подошли к месту, где в декабре 1700 г. была заложена Новодвинская крепость. Ко времени прихода сюда шведов крепости' как таковой еще не было, но за земляными брустверами были устроены батареи.

Остановившись в виду укреплений, шведы собрали военный совет, на ко­тором было решено атаковать русских поздно вечером. К десяти часам вечера к шняве подошел карбас под командованием солдатского головы Г.Н. Живо­товского. Вскоре, однако, обнаружилось, что перед русскими враги. Началась оружейная перестрелка. На флагштоке шнявы вместо французского флага был поднят флаг Швеции.

Шнява и галиоты стали медпенно приближаться к берегу. Был открыт пу­шечный огонь. В перестрелке солдат Леонтий Огжеев убил командира шнявы лейтенанта Х. Шёшерну.

В разгар пушечной канонады шнява и галиот «Фалькен» прочно сели на мель. Это сделали Рябов и Борисов, которым шведы все же доверили вести корабли. Их тут же расстреляли, Борисов был убит, а тяжело раненный Рябов спасся вплавь.

Между тем русские батареи оказались на расстоянии мушкетного выстрела.

Стольник СЛ. Иевлев и инженер Г. Рез (Егор Резе н) открыли артиллерийский огонь по шведским кораблям. Бой продолжался в течение тринадцати часов.

В полдень 26 июня эскадра ушла в море, оставив у крепости два корабля со всей артиллерией, частью боеприпасов и продовольствия. На обратном пути в Гётеборг шведы разорили ряд поморских селений. Убедительная победа над шведами у стен строившейся Новодвинской крепости имела большое военно­политическое значение. Она была первой победой русских в этой войне.

Остается рассказать о дальнейшей судьбе героя этого сражения Ивана Ря­бова. Он был заключен в тюрьму как изменник и пристрастно допрошен двин­ским воеводой. Его освободил сам царь Петр 1 в мае 1702 г. Архангельский историк В.В. Крестинин так описывал это освобождение: «... Государь по вы­слушании словесного известия самого Рябова о подвиге его против шведов столь был доволен мужеством сего двинянина, что немедленно подарил его всем своим царским одеянием, которое тогда на Его Высочайшей особе слу­чилось; наградил еще сего мореходца деньгами и освободил его царским сво­им указом от всех платежей тягла даже до смерти».

 

«Государева дорога»

Еще один эпизод из истории Северной войны вызывает большой интерес.

Петр 1 решил нанести удар по шведским войскам в устье реки Невы не с моря, а «по суху» из Поморья. По указу царя в июне ­августе 1702 г. была прорублена просека от деревни Нюхча на Белом море до города Повенец на Онежском озере. Работы проводились под руководством сержанта Преображенского полка Михаила Щепотьева, в распоряжении кото­рого находились крестьяне из вотчин Соловецкого монастыря, Заонежья, Кар­гополя и других мест.

16 августа 1702 г. начался знаменитый поход войск Петра 1 по 160-верст­ной просеке, названной впоследствии «Государевой дорогой». От Вардегор­ской пристани около Нюхчи солдаты тянули фрегаты «Св. Дух» и «Курьер» по гатевой трассе в течение 1 О дней. 26 августа суда спустили на воду около По­венца. Из Онежского озера рекою Свирь пять гвардейских батальонов во гла­ве с царем вышли в Ладожское озеро. В упорных боях они овладели шведски­ми крепостями Нотебург (октябрь 1702 г.) и Ниеншанц (30 апреля 1703 г.). 16 мая 1703 г. в дельте Невы был заложен Санкт-Петербург.

Следует отметить, что исходными пунктами этого похода были Архангельск и Соловецкие острова.

 

Экономика Архангельского Севера в ХУIII и до середи­ны XIX в.

Экономика Архангельского Севера в ХУIII и до середи­ны XIX в. развивалась в условиях Феодально-крепост­нического строя. Формирование товарно-денежных от­ношений буржуазного типа приходило в естественное противоречие с усилением власти помещичье-дворянского государства. Имело значение и то, что долгое время край пересекали пути в Западную Европу и Сибирь, на которых вырастали новые города и npомыс­ловые слободы. За ХУН в. количество промысловых слобод в Поморье увели­чилось с 42 до 60, а население городских посадов за первую половину ХVIП в. выросло вдвое.

Развивавшийся издавна железный промысел вырос в крестьянскую желе­зоделательную промышленность на Вычегде, Двине и Ваге, в Карелии и на Урале. В середине ХVШ в. только В Архангельском, Холмогорском и Мезен­ском уездах им занимались крестьяне 270 дворов. Показателем высокой ква­лификации сельских кузнецов являлось привлечение их к выполнению госу­дарственных заказов на изготовление огнестрельного и холодного оружия, пушечных ядер и шанцевого инструмента для армии как по месту жительства мастеров, так и с вывозом их в уездные и губернский центр, в Москву, Санкт-­Петербург и Воронеж.

Из всех видов неземледельческих занятий наибольшее число северного крестьянства участвовало тогда же в обслуживании всех видов транспорта как на море, так и по рекам и сухопутным дорогам. Суда новой конструкции («но­воманерные» галиоты, гукоры, каты, флейты, яхты и др.) стали строить, в со­ответствии с указами Петра 1 1714 - 1719 ГГ., более двадцати крестьянских верфей - в деревне Островской Кузонемского стана, в Курострове около Холмогор, в Чашевицкой верфи в Верхнетоемской волости, в Лисострове, За­островье и т.д.

Холмогоры, Архангельск и Вологда привлекали немало крестьян для под­готовки судов к навигации. Речной транспорт состоял из разных судов: доща­ники - для перевозки главным образом соли, лодьи - для перевозки хлеба, а также барки, каюки, насады. карбасы, паузки, обласы, струги и др. Дощаники были самыми крупными по размерам - от 20 до 55 метров. В 1722 г. Сольвы­чегодская таможня зарегистрировала, например, 14 судов, на которых транс­портировалось около 250 тыс. пудов хлеба. Значительное количество судов требовалось для перевозки людей и грузов в Сибирь, для проезда послов и торговых эмиссаров из Европы и русских - в Европу. В ХУН - ХVШ вв. увеличилось число лоцманов-«вожей», проводников морских судов, прибы­вавших в Архангельск и отплывавших из него в европейские страны. Немалая часть их была выходцами из подвинских деревень.

В это время крестьяне подвинских и других уездов завершили заселение берега Белого моря от устья Двины до устья Кулоя и Мезени, расширили мор­ские промыслы от Онеги до Мурманского побережья. ОТ эпизодической охо­ты на морского зверя у Новой Земли и Груманта, боя тюленя и семужьего лова в Белом море поморы перешли к постоянному промыслу на основе складни­ческой артельной организации труда. Процветало поморское солеварение, пе­рераставшее в настоящую мануфактуру. Наряду с крестьянскими и купечески­ми мануфактурами в Архангельской губернии складываются казенные (госу­дарственные) мануфактуры, особенно в судостроении (Вавчуга, Соломбала).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: