А.В. Соколова г. Челябинск

РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ RECOMMENDATIONSCAREGIVERS WORKINGWITH PRESCHOOL CHILDRENWITHVISUALLY IMPAIREDUNDERTHE INCLUSIVE EDUCATION Аннотация: в статье даны рекомендации для воспитате- лей общеобразовательных детских садов по работе с детьми с нарушениями зрения. Представлена краткая клиническая харак- теристика часто встречающейся патологии зрения – косоглазия и амблиопии – и особенностей развития зрительного восприя- тия данной категории детей. Показаны основные направления работы воспитателя и предъявляемые требования к коррекци- онным мероприятиям. Ключевые слова: косоглазие, амблиопия, зрительное вос- приятие, коррекционная работа, дети с нарушениями зрения. Key words: strabismus, amblyopia, visual perception, correctional work, children with visual impairments. В общеобразовательных группах детских садов города Че- лябинска 15–20 % детей с нарушениями зрения (по данным не- официальной статистики, проведенной Л.А. Дружининой в 2005 и 2014 гг.). Воспитатели испытывают затруднения в работе с детьми данной категории. Им нужно решить много задач, чтобы учесть интересы всех детей и сохранить благоприятную атмо- 265 сферу в группе. На наш взгляд, педагогу необходимо быть гото- вому к принятию особого ребенка. Познакомиться с его психи- ческими и физическими возможностями. Продумать содержа- ние работы так, чтобы развивать творческий потенциал до- школьника с нарушениями зрения. Подготовить особую разви- вающую среду. Учить общаться со сверстниками. Продумать со- держание работы с родителями. Для грамотно организованной работы с ребенком воспи- татель должен знать о состоянии зрения и особенностях психо- физического развития воспитанников. Чаще всего в группу по- ступают дети с диагнозом косоглазие и амблиопия. Э.С. Аветисов, Л.А. Григорян, Е.И. Ковалевский выделили следующие клинические виды косоглазия: содружественное ко- соглазие; сходящееся косоглазие; расходящееся косоглазие с разной структурой дефекта: при нормальной остроте зрения, при гиперметропии с дальнозорким астигматизмом, при мио- пии (близорукости), при амблиопии различной степени. Сходящееся косоглазие развивается в раннем детстве и часто бывает не постоянным, а периодическим. Расходящееся косоглазие постепенно усиливается с возрастом или остается неизменным, а возникает оно в более позднем возрасте. В.Т. Абрамов представил данные о том, что у 70 % детей со сходящимся косоглазием наблюдается гиперметропия (даль- нозоркость), а у 60 % при расходящемся косоглазии миопия (близорукость). При косоглазии косящий глаз практически бездействует, в акте зрения участвует только один глаз. Постепенно это приво- дит к стойкому понижению зрения косящего глаза, амблиопии. Под амблиопией понимают понижение остроты зрения, обусловленное функциональными расстройствами зрительного 266 анализатора, не сопровождающиеся видимыми анатомически- ми изменениями (Л.А. Григорян). Нарушение бинокулярного зрения (способность одно- временно видеть обоими глазами) при косоглазии и амблио- пии может и должно быть устранено в ходе интенсивных тре- нировок и применения специальных методов лечения (Л.И. Плаксина). Все дети с монокулярным характером зрения (когда в акте зрения используется один глаз) в основном находятся в услови- ях окклюзионного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз с помощью окклюзии (заклейки). Как пра- вило, врач офтальмолог выписывает ребенку очки, которые он должен носить постоянно, воспитатель напоминает ребенку об этом и учит следить за чистотой стекол. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок носил окклюзию строго по предписанию врача. При этом нужно следовать некоторым правилам. С ок- клюзией ребенок приходит в детский сад и в течение всего дня должен носить её вместе с очками, не снимая. Окклюзия долж- на плотно закрывать глаз, чтобы ребенок не подглядывал. На наш взгляд, в первую очередь надо помочь ребенку включиться в общение со сверстниками. Для этого мы рекомен- дуем в группе создать благоприятную, психоэмоциональную обстановку, обращаться с ребенком спокойным тоном, быть внимательным и заботливым, особенно в период адаптации к новым условиям пребывания в детском саду; соблюдать охра- нительный режим, четко дозировать нагрузку в зависимости от работоспособности ребенка; предусмотреть смену видов дея- тельности: от подвижной игры к спокойным играм, по мере раз- вития привыкания ребенка постепенное включение его в более широкую сферу общения с окружающей средой и сверстниками. 267 Воспитателю нужно помнить, что развитие ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности. В связи с нару- шенным зрением страдает зрительное восприятие, поэтому маркировка в виде предметной картинки для ребенка на стуль- чике, кроватке, шкафчике должна быть с четко прорисованными деталями, яркого цвета и крупного размера. Большое значение для сохранения правильной осанки имеет правильно подо- бранная мебель, согласно росту ребенка. Рабочее место ребен- ка должно быть хорошо освещено. При рассматривании объекта могут наблюдаться выпадение отдельных его частей, особенно если предъявляемые объекты крупных размеров. Такое пони- мание видения дает возможность педагогу правильно органи- зовывать процесс зрительного восприятия, предлагать ребенку соответствующий дидактический материал и зрительную нагрузку. Воспитателю нужно познакомиться с пособием Л.А Григо- рян по определению зрительной нагрузки для ребенка с учетом состояния зрения. Консультацию и помощь могут оказать ти- флопедагоги специального учреждения, куда необходимо обра- титься. Воспитатель включает ребенка в общеобразовательные занятия, при этом каждое задание и упражнение должно иметь коррекционную направленность. Остановимся на разъяснении требований к коррекцион- ной работе, подготовленной Л.А. Дружининой. 1. При организации взаимодействия с ребенком необхо- димо логическое сочетание индивидуальной и дифференци- рованной коррекционной работы. Для детей, которые трудно адаптируются в окружающей действительности, целесообраз- но проводить первое время только индивидуальные занятия с 268 постепенным включением заданий для них и в подгрупповые занятия. 2. Реализация задач коррекционно-педагогической рабо- ты на общеобразовательных занятиях. 3. Индивидуальные занятия с ребенком лучше проводить в утренние часы, при этом следить, чтобы ребенок был в очках, не допускать зрительного утомления. 4. Основными средствами благоприятной среды и образа жизни ребенка остаются игры разного характера. Через игровое действие значительно легче добиться его доверия. Воспитатель должен убедить родителей в том, что с ре- бенком необходимо посещать кабинет охраны зрения при рай- онной поликлинике, т.к. офтальмолог, назначая лечение, про- гнозирует возможность восстановления и укрепления зрения. Он рекомендует адекватное освещение рабочего места ребен- ка, зрительную нагрузку и щадящие условия организации зри- тельной работы. На наш взгляд, необходимо давать информацию родите- лям о наличии в городе специалистов офтальмологов и тифло- педагогов, которые оказывают профессиональную помощь де- тям с нарушениями зрения и о специализированных учрежде- ниях для детей данной категории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: