Общие меры предупреждения

Борьба с преступностью включает в себя разработку мер по её предупреждению. Изучение данных мер и их последующее внедрение предусматривают создание механизмов снижения уровня преступности. Предупреждение преступности предполагает целенаправленную деятельность институтов государства и общественных организаций, направленную на устранение либо нейтрализацию причин преступности.

Преступность в сфере общественной нравственности является составной частью общей преступности, постоянно изменяющейся частью, в силу изменения уголовной политики.

Меры предупреждения следует рассматривать наобщесоциальном и специально-криминологическомуровнях. Такое деление даст возможность четкого разделения как институциональных, так и правовых изменений, что соответственно должно в конечном итоге привести к снижению уровня криминогенности в стране.

Первый общесоциальный уровень предупреждения важен с точки зрения формирования новых социальных отношений, структурирования новых концепций развития общества, повышения уровня сознания и культуры, развития межличностных отношений. Данный уровень является базовым, поскольку формирование его связано со стратегией развития общества и государства в целом. Закладываемые государством проекты по социальному и экономическому оздоровлению страны, безусловно, будут сказываться на уровне преступности.

В этой связи очень важно в данные программы и проекты закладывать нравственно-духовные принципы, что в итоге должно привести к формированию мотивации на соблюдение всеми гражданами норм морали, нравственности и права. Самое трудное в формировании человеческой личности – это его воспитание. Если ранее воспитание проводилось всеми имеющимися ресурсами в виде различных организаций (пионерских, комсомольских, партийных) и была четко выстроенная система государственного ориентира в нормах нравственности, отраженных в уставах этих организаций, то современный период полностью отторгнул данные механизмы, но ничего взамен создано не было. Кроме того, были нарушены нравственные устои семьи, традиционный уклад семейной жизни, утрачивается уважение по отношению к родителям, послушание, рушатся родовые и семейные связи между поколениями. Правда, вернулась часть духовно-религиозных норм. Однако их оказалось мало для того, чтобы сообщество могло быстро переориентироваться на новые ценности рыночной экономики. Пока либеральная направленность экономического развития мало себя оправдывает, поскольку остро ощущается сильное разделение общества на богатых и бедных, и эта граница продолжает расти.

Безусловно, новая экономическая формация диктует и новые ценности, однако каковы бы они ни были, философские аспекты добра и зла по-прежнему волнуют души людей. Общественными институтами, ответственными за духовно-нравственную составляющую личности, являются сегодня семья, школа, вузы, органы культуры, духовенство и СМИ. Именно они должны быть вовлечены в социальные проекты духовного возрождения страны.

Немаловажным фактором является проблема защиты малоимущих и наиболее уязвимых категорий граждан страны, которые оказались в труднейшей экономической ситуации, а порой и без средств к существованию. Многие из них были вовлечены предприимчивыми лицами в занятие аморальной и преступной деятельностью. Дети стали объектом преступного посягательства и использования для зарабатывания денег.

В этой связи развитие экономики страны на рассматриваемом уровне должно быть нацелено на удовлетворение материальных запросов населения, развитие демократических отношений и активности масс, рост образования и культуры граждан. Отдельным блоком должны быть поставлены проблемы воспитания подрастающего поколения, защиты от негативного воздействия со стороны лиц, стремящихся вовлечь их в преступную среду, коррекции их социальной позиции и морально-нравственного воспитания.

Молодые люди должны быть включены в процесс охвата трудовой и общественной жизнью страны. Должна быть выстроена достойная молодежная политика в данном направлении.

Рассматриваемый уровень предполагает разрешение крупных социальных, экономических и иных проблем жизнедеятельности общества, а также проведение воспитательной и идеологической стратегий в социуме. Общесоциальные меры направлены не столько на предупреждение преступлений, сколько на получение социально значимого положительного результата развития общества. Если при реализации указанных мер будет получен социально значимый результат, то и уровень преступности будет соответственно снижаться. К таким значимым документам следует отнести Стратегию развития «Казахстан-2050», которая была принята в 2012 г. Данная стратегия определила курс долгосрочного развития страны. Изучение стратегии позволяет выделить следующие её главные направления для осуществления практических действий: дальнейшее развитие экономики с учетом социально-экономической целесообразности; определение новых принципов социальной политики, основанных на социальных гарантиях и личной ответственности каждого человека; совершенствование системы образования; укрепление государственности и развитие казахстанской демократии; борьба с коррупцией; формирование нового казахстанского патриотизма на основе многонационального и многоконфессионального общества нашей страны; рост уровня благосостояния граждан.

Последовательная реализация заданной стратегии позволит снизить либо ликвидировать отдельные виды антиобщественного поведения граждан. Очень важный момент связан с повышением уровня образованности населения страны. Решение социальных проблем общества, защита малоимущих также являются приоритетом стратегии. Реализация данного документа повлечет за собой формирование устойчивой духовно-нравственной сферы казахстанского сообщества. Большую роль могут сыграть в данном процессе положительные национальные обычаи и традиции нашего народа, которые отличаются высоким уровнем толерантности и солидарности, обладают чувством коллективности и ответственности за подрастающее поколение. Продолжение таких обычаев поможет вырастить достойное поколение страны.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что общесоциальное предупреждение преступности не только и не столько юридическая мера, в большей степени это вопросы социального характера. Их решение в государственном масштабе, возможно, позволит существенно снизить преступность в стране.

В данном разделе работы остановимся на таком важном вопросе, как духовное возрождение нации, её культуры, традиций и обычаев. Нравственно-духовные ценности являются составной частью культуры казахского народа. Декларация о государственном суверенитете гласит, что возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются важными задачами.

В этой связи целесообразно разработать Комплексную целевую программу духовно-нравственного развития населения Казахстана. Данная программа должна включать поэтапный подход к формированию чувства патриотизма и приверженности к своему народу. Глубокое знание каждым гражданином своей истории должно повысить уровень его культуры, понимания своего участия в строительстве государственности и соответственно способствовать формированию чувства ответственности за свою страну. Цели и задачи программы должны получить свою реализацию в школе и в процессе дальнейшего обучения личности.

Угрозы современности, заключающиеся в какофонии различных религиозных голосов, неудержимом потоке негативной информации, киберпреступности и многом другом, обрушились на молодое поколение страны, и любая задержка в разработке мер по их устранению недопустима. Ведь отсутствие духовности и нравственности влечет за собой безответственность, утрату общенациональных ценностей и в целом того поколения, которое должно будет в будущем построить достойное казахстанское общество. Моральные принципы важны для человечества, поскольку несоблюдение их в конечном итоге приводит к потере в обществе духовной составляющей и как следствие непосредственно самого физического здоровья. Полное разрушение личности человека приводит его к суициду.

К сожалению, нет исследований, посвященных именно данной проблематике. Но априори понятно, что жизнь человека состоит из тех нравственных начал, которые могут сформировать его личность как полноценную. Таким образом, решение проблемы заключается в возрождении ценностной ориентации в социуме, при этом задача государства – создать практическую модель нравственно-этического воспитания.

В целях снижения преступности важным представляется установление гарантий трудовой занятости женщин, а также признание домашнего труда женщин оплачиваемым. Последнее обстоятельство важно, поскольку женщина-домохозяйка не защищена в социальном плане. Рождение детей, уход за ними – это не что иное, как вложение в экономику страны. Тем более казахские семьи, как правило, многодетные. Пособия по уходу за ребенком небольшие, что, безусловно, заставляет женщин искать дополнительный заработок. Признание домашнего труда женщин и соответствующая их оплата из бюджета страны помогут реализовать принцип равенства возможностей между мужчиной и женщиной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: