Изобразительное искусство Месопотамии

Изобразительное искусство и музыка в Месопотамии

Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры. Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Самое важное свойство художника древних цивилизаций - это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза - спереди, а ноги - сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма. Изобразительное искусство Вавилона испытало сильное влияние египетской культуры, в т.ч. изобразительного канона. После образования на месте распавшегося на мелкие государства Вавилона Ассирии в искусстве появляется канон обезличенного изображения человека. Реализм проявился лишь в изображении животных, в частности их страданий и силы. Ассирийцы были страстными охотниками, сохранилось много барельефов с изображениями сцен охоты.Канон проявился не только во внешних правилах рисунка, но и в обязательном наборе сюжетов и воплощенных в искусстве идей Излюбленными сюжетами барельефов были сцены войны и охоты, царских приемов. Примером барельефов могут служить и цилиндрические печати и стелы, устанавливаемые в честь каких-то значимых событий. Барельефы являются ценным источником, особенно по материальной культуре народов западной Азии.

Материалы по живописному искусству немногочисленны, тем не менее они дают представления о древних символах, типичных вариантах настенных росписей и цветных мозаик. Так же сохранилось образцы росписи керамических изделий. Росписи, как элемент интерьера сохранились большей частью во внутренних интерьерах дворцов и представляют собой раскрашенные выпуклые и плоские изразцы, образующие цельную монументальную красочную картину, таковы, например, росписи внутренних помещений вавилонского дворца и ворот богини Иштар. Основными героями росписей являются животные и мифические существа.

Однако достаточно хорошо представлена мелкая пластика, применявшейся в основном для декорирования бытовых предметов. Скульптура миниатюрных размеров подразделена по материалу на скульптуру из минералов и металлопластику. Древнейшие художественные памятники Месопотамии (вылепленные от руки культовые сосуды из глины со стилизованный изображениями птиц, зверей и людей; статуэтки из глины) восходят к V-IV тыс. до н. э.
С середины IV тыс. до н. э. появляется гончарный круг, стены зданий украшаются геометрическим мозаичным узором из разноцветных шляпок глиняных «гвоздей». В к. IV-нач.III тыс. до н.э. получает развитие круглая скульптура, складываются принципы месопотамского скульптурного рельефа, расцветает искусство глиптики.

 

Музыкальное искусство Месопотамии.

Музыкальное искусство Месопотамии: Шумера, Вавилонии и Ассирии, оказала влияние на соседние культуры Азии, Африки, Юж. Европы. Музыкальные инструменты в Месопотамии включали лиры, барабаны и погремушки. В Месопотамии найдены 5 500-летние трубы, треугольники, струнные инструменты и барабаны. Музыке принадлежала значит. роль в религиозной и придворной. жизни государств. Музыканты (мужчины и женщины) в социальной иерархии стояли непосредственно после богов и царей. По представлению жителей Месопотамии музыкальный звук обладал чудодейственной силой (миф о богине Иштар, явившийся прообразом мифа об Орфее). Особого расцвета достигло храмовое искусство жрецов-музыкантов. В дворцовых церемониях участвовали музыкальные ансамбли, певцы (в Ассирии, ставшей в 1-м тыс. до н. э. крупным культурным центром на Востоке, придворные музыканты давали и публичные концерты для городского населения). Музыкально.- теоретическая. система в культурах Месопотамии во многом сформировалась под влиянием астрологии (подобно китайской и др.) - особое значение имели цифры 5 (число известных в древности планет, чувств человека и др.) и 7 (число дней недели), с которыми связаны 5-ступенный и 7-ступенный звукоряды, 5- и 7-струн. инструменты (арфы). Шумерская музыка состояла из любви и пения песен и гимнов, составленных богам и царям, и плачами для мертвых.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: