Древняя Месопотамия

Ключевые слова: кунжут, шумеры, аккадцы, Гильгамеш, Саргон Великий, Хаммурапи, Навуходоносор.

География и население.

Регион, который мы называем Месопотамия (греч. Междуречье), занимает всю территорию современного Ирака и при­легающие области Турции и Сирии. Его можно рассматривать и как южный «рог» так называемого Плодородного полумесяца — изогнутой полосы при­годных для возделывания земель, включающей восточный берег Средизем­ного моря, предгорья Тавра и Загроса и бассейн двух великих рек, Тигра и Евфрата.

При всем многообразии природных условий этого региона в нем довольно четко выделяются две главные зоны: север и юг. Северная (Верхняя) Месо­потамия представляет собой неоднородную по рельефу и ландшафту мест­ность, где холмистая равнина переходит в предгорья Тавра и Загроса. Неров­ный ландшафт препятствует здесь проведению сколько-нибудь значительных каналов, поэтому земледелие Верхней Месопотамии сильно зависело от до­ждей.

Особенно хорошо здесь было развито скотоводство. Через этот регион проходили важнейшие торговые пути древности, по которым везли золото и драгоценные камни из Индии, олово и лазурит из Афганистана, свинец, се­ребро и железо с Иранского нагорья. Очень рано торговля стала одним из важнейших занятий населения этого региона.

Южная (Нижняя) Месопотамия представляет собой совершенно плоскую, постепенно снижающуюся равнину. Такой рельеф местности в сочетании с возможностью контролировать течение и разливы двух могучих рек, Тигра и Евфрата, очень рано привели к возникновению здесь широкой сети отвод­ных каналов, шлюзов и водохранилищ. Именно каналы и регулярный уход за ними обеспечивали функционирование главной хозяйственной отрасли насе­ления юга — земледелия и позволяли выращивать огромные по тем временам урожаи.

Основной зерновой культурой был ячмень, выращивали также пшеницу. Главной технической культурой был кунжут (он же — знаменитый сезам или сим-сим). Из него приготавливали масло. Выращивали также бобовые, лук, чеснок, травы, которыми приправляли довольно пресную и однообраз­ную пищу — ячменные лепешки и нечто вроде каши. Из ячменя варили раз­ные сорта пива. Иногда древнюю Месопотамию называют страной «ячменя, пива и сезамового масла». Из фруктовых деревьев самое важное место зани­мала финиковая пальма, из плодов которой изготавливали самые разнообраз­ные кушанья.

Разводили овец, главным образом для шерсти, а также круп­ный рогатый скот и птицу, но мясо употреблялось большинством населения очень редко, главным образом во время праздников. В реках и болотах Юж­ной Месопотамии водилось огромное количество самой разнообразной рыбы, болотной птицы, черепах и прочей живности. Древесины и камня здесь по­чти не было. Из доступных в древности ресурсов в изобилии были глина и тростник.

Языки и этносы.

Древнейшим известным нам населением Южной Ме­сопотамии были шумеры, появившиеся здесь в V тысячелетии до н. э. Про­исхождение этого народа до сих пор остается загадкой для исследователей, а шумерский язык не имеет общих черт с каким-либо другим языком. Именно шумеры освоили территорию Южной Месопотамии, создали здесь к нача­лу III тысячелетия до н. э. мощную сеть оросительных каналов и построили многочисленные города. В конце III тысячелетия до н. э. шумеры исчезли как этнос, и с этого времени шумерский язык использовался исключительно в письменной и культовой сфере.

Древнейшим известным нам этносом Северной Месопотамии были аккад­цы, которые появились здесь на рубеже IV и III тысячелетий до н. э. Язык, на котором они говорили (аккадский), принадлежал к восточной ветви се­митской языковой семьи. На языках этой группы говорили многие народы древнего Ближнего Востока (ханаанеи, арамеи, финикийцы и др.). К языкам семитской группы принадлежат и языки, на которых говорят многие совре­менные народы, живущие на Ближнем Востоке (арабы, евреи). Во II тысяче­летии до н. э. аккадцы разделились на два родственных по языку и культуре народа: вавилонян и ассирийцев, а аккадский язык разделился на два диа­лекта: северный (ассирийский) и южный (вавилонский).

В разные периоды древности на территории Месопотамии появлялись и другие народы: амореи, хурриты, касситы, арамеи, эламитяне. Однако имен­но шумеры и аккадцы играли определяющую роль в истории Месопотамии с конца IV и до середины I тысячелетия до н. э. Шумеро-аккадская цивилиза­ция Месопотамии внесла огромный вклад в историю человечества.

Письменность. Именно шумеры были, вероятно, создателями древнейшей в мире системы письменности. В конце IV тысячелетия до н. э. в Южной Месопотамии появились первые письменные документы: глиняные таблич­ки с пиктографическими (рисуночными) надписями. Позднее эти рисунки превратились в сочетание «клинышков» — клинообразных штрихов, остав­ленных на глине тростниковой палочкой. Поэтому письменность, возникшую в Месопотамии и существовавшую здесь в течение почти 3 тысяч лет, назы­вают клинописью. Особо важные надписи высекали клинописными знаками на камне, но чаще всего клинописью писали на глине.

Аккадцы заимствовали у шумеров клинописную систему письма, приспо­собив ее для своего языка, и с середины III тысячелетия до н. э. появились первые клинописные тексты, записанные на аккадском языке.

Политическая история.

Существование месопотамской цивилиза­ции — одной из древнейших в мире — охватывает длительный исторический период от середины IV тысячелетия до н. э. и вплоть до середины I тысяче­летия до н. э. За это время, как и любая другая цивилизация, она прошла множество разных стадий развития: периодов расцвета, упадка, «темных» периодов и т. п.

В конце IV тысячелетия до н. э. на юге Месопотамии, заселенном шуме­рами, уже существовало несколько десятков крупных городов (Эреду, Ур, Урук, Киш и др.). Одним из самых больших шумерских городов был город Урук, в котором в XXVIII веке до н. э. правил знаменитый герой шумеро-аккадского эпоса Гилъгамеш.

В центре каждого города располагались храмы и административные здания, а вокруг них — жилые кварталы, где обитало от 10 до 40 тысяч человек. Города были окружены стенами, рядом с которыми располагались финиковые сады и огороды. Далее шла зона хорошо орошае­мой территории, где выращивали зерновые культуры. Город и прилегающая к нему территория считались хозяйством (домом) главного городского бога, а горожане были служителями этого хозяйства. Каждый, от пахаря до глав­ного жреца, выполняли свою необходимую для благополучия этого хозяйства роль.

Шумерские города были связаны между собой тесными хозяйственны­ми и культурными связями и составляли нечто вроде городского союза или федерации. Центром этого объединения был священный город Ниппур, где находился храм главного бога шумеров, бога Энлиля. Именно здесь проходи­ли самые важные религиозные праздники, собиравшие всех жителей Южной Месопотамии.

К середине III тысячелетия до н. э. климат Месопотамии стал более засушливым, сократились водные ресурсы, необходимые для орошения полей. В борьбе за воду и плодородные земли шумерские города стали все чаще вступать в военные конфликты друг с другом. Этими междоусобицами воспользовались северные соседи шумеров — аккадцы, завоевав юг Месопо­тамии в XXIV веке до н. э.

Аккадский царь Саргон Великий (или Саргон Аккадский) впервые объ­единил всю территорию Месопотамии в единое государство, столицей которого стал город Аккад, располагавшийся недалеко от современного Багда­да. Саргон прославился своими походами и завоеваниями, его воины про­шли от Персидского залива до Средиземного моря, побывали в Малой Азии и на Кипре. Память об этом великом царе и полководце сохранилась в многочисленных мифах и легендах, рассказывающих о его жизни и дея­ниях.

В последние века III тысячелетия до н. э. столицей Месопотамии стал го­род Ур, один из древних шумерских городов. Государство III династии Ура (XXII-XXI вв. до н.э.) прославилось четкой организацией системы управ­ления. От этого времени сохранились десятки тысяч глиняных табличек с клинописными текстами, которые представляют собой отчетные записи чи­новников, тщательно фиксировавших всю хозяйственную деятельность.

Набеги соседей с запада (амореев) и юго-востока (эламитян) привели к гибели государства III династии Ура, и Месопотамия вновь распалась на отдельные города-государства, между которыми шла постоянная борьба за лидерство. Победил в этой борьбе город Вавилон, где правил великий царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). С этого времени Вавилон стал не только столицей вновь объединенной Месопотамии, но и превратился в важнейший культурный и религиозный центр всего древнего Ближнего Востока.

До нас дошли законы, записанные по приказу Хаммурапи, в которых уста­навливались правовые нормы имущественных и семейных отношений. Текст законов был высечен на каменной стеле под рельефом, изображавшим царя, принимающего законы от бога Солнца и справедливости Шамаша. Общество, в котором действовали эти законы, делилось на три социальные группы: сво­бодные люди (авилумы), зависимые люди (мушкенумы), которые жили за счет жалованья или земельных наделов, выдаваемых за службу, и рабы. Царь был не только главой государства, но и верховным судьей и, самое главное, посредником между своим народом и богами, от благосклонности которых зависела жизнь страны.

В конце II тысячелетия до н. э. на севере Месопотамии возникло и посте­пенно усилилось новое государство: Ассирия со столицей в городе Auiuiy-ре. Именно Ассирия в I тысячелетии до н. э. стала самой сильной военной державой на Ближнем Востоке. Ассирийская армия, прославившаяся своей непобедимостью и жестокостью, завоевала всю Переднюю Азию и даже Еги­пет, превратив Ассирию в первую «мировую империю».

Покоренные народы платили Ассирии огромную дань, что позволяло ассирийским царям строить себе новые столицы с прекрасными дворцами и храмами, а военной знати непомерно богатеть. В то же время трудовое население страны, крестьяне и ремесленники, разоренные непомерными государственными поборами и во­енными призывами, находились на грани разорения, и хозяйство страны по­степенно приходило в упадок.

Последний ассирийский царь Ашшурбанипал был не только великим завоевателем, но и высокообразованным человеком, поэтом и любителем литературы. В его столице, городе Ниневии, он приказал построить огромное здание библиотеки, где были собраны десятки тысяч клинописных табличек с литературными и религиозными текстами. Часть его огромной библиотеки сохранилась и была найдена археологами.

В конце VII века до н. э. великая ассирийская империя погибла под удара­ми мидян и вавилонян. Власть над территорией Ближнего Востока перешла от Ассирии к Вавилонии. Великий царь Вавилонии Навуходоносор,имя которого упоминается в Библии, превратил свою столицу, город Вавилон, в самый богатый и красивый город мира. Здесь было построен мощный камен­ный мост через Евфрат, множество прекрасных дворцов и высоких храмов, один из которых послужил прообразом для сказания о Вавилонской башне, разведены роскошные сады (так называемые сады Семирамиды). Помимо вавилонян в городе Вавилоне жило множество ремесленников и торговцев со всех концов тогдашнего мира. Разные языки, обычаи и традиции мирно уживались в огромном городе, население которого превышало сто тысяч че­ловек.

В 539 г. до н. э. вся Месопотамия, в том числе и Вавилония, была завоева­на армией персидского царя Кира и включена в состав великой персидской империи.

Месопотамская цивилизация сыграла огромную роль в истории челове­чества. Именно здесь появилась одна из древнейших систем письменности, возникли первые зачатки математики и астрономии. Здесь появился древ­нейший вариант сказания о Всемирном Потопе, был записан самый древний в истории человечества эпос —эпос о Гильгамеше, созданы прекрасные па­мятники искусства.

Сотни тысяч глиняных табличек, на которых записаны шумерские и ак­кадские литературные тексты, царские надписи, хозяйственные документы, частные письма, дошедшие до нас из древней Месопотамии, хранятся в раз­ных музеях мира и ждут своего исследователя.

Изучением языков, истории и культуры древней Месопотамии, а также других народов древнего Ближнего Востока, пользовавшихся клинописной системой письма (урартов, хеттов, хурритов, эламитян и др.) занимается на­ука под названием ассириология.

Контрольные вопросы

1. Опишите географическое положение Месопотамии.

2. Опишите народонаселение Месопотамии: языки и этносы.

3. Укажите основные черты культуры: письменность, язык.

4. Какова политическая история Месопотамии?

5. Перечислите памятники Месопотамии.

Иран в древние и Средние века

Ключевые слова: зороастризм, Авеста, манихейство.

Мидия и Ахеменидская держава. Иранское нагорье, на котором рас­положены современные Иран (от древнеперсидского арйанам (хшасрам) — «ариев (царство)») и Афганистан, стало заселяться ираноязычными племе­нами из причерноморских и закаспийских степей в середине II тысячелетия до н. э. Мидяне и персы поселились на западе и юге нагорья не позлее IX в. до н. э. В конце VIII века до н. э. мидяне были подчинены Ассирии, но спустя столетие добились независимости.

К этому времени персы создали неболь­шое государство на юге (современная провинция Фарс), на территории быв­шей эламской Аншаны. В середине VII века до н. э. Кир II, царь Персии из династии Ахеменидов, захватил Мидию, Парфию, Бактрию, Маргиану, Сог-диану, Хорезм и Вавилон, положив начало созданию Ахеменидской державы. Завоевания продолжили преемники Кира, в том числе Дарий I, который ре­организовал систему управления огромным государством, разделив его на сатрапии.

Официальным языком Ахеменидской державы стал арамейский с алфа­витным семитским письмом, а в сатрапиях наряду с ним использовались местные языки. Царские надписи высекались на камне тремя видами кли­нописи на трех языках — древнеперсидском, аккадском и эламском.

Последующий период отмечен постепенным упадком и распадом Ахеме­нидской державы, который совпал с походами на восток армии Александра Македонского.

Возникновение зороастризма. В VII-VI вв. до н. э. в Восточном Иране возник зороастризм — религиозное учение, основателем которого был Зороастр (Заратуштра). Верховным божеством зороастризма являлся Аху-ра Мазда, олицетворявший добро, правду и мир и противостоящий Ахра Манью — воплощению зла, лжи и смерти. Согласно зороастризму, человек создан Ахура Маздой и должен помогать ему в борьбе с Ахра Манью. В этот период были созданы древнейшие части А весты — священной книги зороастризма, — в состав которых вошли мифические и эпические сказания, восходящие к индоиранской (арийской) общности, Гаты («песнопения») — стихотворные проповеди Заратуштры и гимны, обращенные к дозороастрий-ским богам.

После гибели Заратуштры его последователи обратили в свою веру ин­дийское племя магов, вследствие чего маг стало синонимом понятия «зоре-астрийский жрец». В Персии зороастризм начал распространяться при Да­рий I, но ахеменидские цари продолжали почитать древних богов, олицетво­рявших силы природы (Митру, Анахиту и др.). Ахеменидская религия была маздаяснийской («почитающая Мазду») — модификацией зороастризма.

Селевкия и Парфянское царство. После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) его держава, возникшая на развалинах Ахеменидской, распалась на несколько государств, самым крупным из которых бы­ло государство, основанное Селевком. Спустя столетие восточные области Селевкии вошли в состав Греко-бактрийского и Парфянского царств. Осно­вателем последнего считается Аршак, давший имя династии Аршакидов. В мировую державу Парфия превратилась во II веке до н. э, когда она распро­странила свою власть на весь Иран и большую часть Месопотамии. Аршаки-ды пали в начале III века н. э., когда в провинции Парс возвысилась династия Сасанидов.

В Парфии не было иранизации покоренных народов, и последние про­должали поклоняться своим богам. В изобразительном искусстве художники следовали одним и тем же эллинистическим образцам. Тогда же зороастрий-ские божества получили антропоморфный облик и сложился изобразитель­ный портрет иранского царя, достигший расцвета в Сасанидском искусстве. К этому времени относится зарождение восточно-иранского героического эпоса и появление певцов-сказителей.

В Парфянском государстве было несколько официальных письменных языков, в том числе греческий и парфянский, письменность которого была создана на основе арамейского алфавита.

Сасанидская держав а. Ардашир, сын царя Папака из рода Сасана, короновался на власть в Парсе в 227 г. Раннесасанидское государство было федерацией отдельных царств, но в дальнейшем в Иране произошла центра­лизация власти.

При Сасанидах зороастризм сложился как догматическая религия и стал религией государственной. В это время сформировалась идея божественного происхождения царской власти, а маги сосредоточили в своих руках судо­производство и образование.

К III веку относится деятельность основателя собственной религии Ма­ни. Он вырос в Вавилонии и говорил по-арамейски, а его учение было эк­лектичным и включало зороастрийские элементы, усвоенные им через иудео-христианскую традиции. Мани создал собственный алфавит для записи сво­их текстов на среднеиранских языках. Вскоре манихейство стало разным в разных странах, где оно изменялось в соответствии с местными учения­ми.

Верховным божеством в манихействе был Зрван — Божественное время, известное в некоторых зороастрийских толках. С силами зла в манихействе тоже борется Ормазд (Ахура Мазда), в этом учении, как и в зороастриз­ме, содержалась идея Страшного Суда и прихода Мессии, но, в отличие от зороастризма, манихейство отрицало участие человека в борьбе со злом и проповедовало отказ от любых активных действий. В конце III века учение Мани было объявлено ересью, а сам он казнен.

В это же время была предпринята реформа зороастризма. Она восста­навливала культы дозороастрийских богов (в частности, Анахиты как боги­ни плодородия, растений и вод), возрождала культ божественной сущности —царского фарра (хварны Кавиев), в официальную царскую титулатуру был добавлен эпитет «кей», т. е. потомок легендарной династии Кавиев. Тогда же была составлена Малая Авеста — сборник молитв и гимнов для ежедневного чтения.

В V веке начал проповедовать свое учение жрец Маздак, соединивший зороастризм с некоторыми идеями Мани. В отличие от последнего, он при­зывал верующих к активным действиям ради наступления лучшего царства в ближайшее время. Это учение стало идеологической основой для народ­ных выступлений. Когда Маздак лишился поддержки царя, он был казнен, а движение маздакитов подавлено.

Иран при последних Сасанидах. Годы правления последних Сасанидов были временем процветания державы. Хосров Аноширван провел рефор­мы по укреплению государства, военной и налоговой системы. В это время становятся популярны эпические предания о легендарных Каянидах (Кавиях), появляются изображения героев и царей, создаются многочисленные литературные сочинения.

Кодификация Авесты. В VI веке была осуществлена кодификация Авесты, для чего был создан специальный алфавит — на основе пехлевий­ского письма среднеперсидских рукописей. Важнейшие части Авесты были дословно переведены с авестийского, который к тому времени стал мертвым языком, употребляемым только для религиозных целей, на среднеперсид-ский язык. Тексты сопровождал подробный комментарий — зенд («разъяс­нение»). Сохранившиеся авестийские тексты были распределены по книгам в зависимости от содержания.

Из 21 книги Сасанидского канона до наших дней дошли четыре:

- Ясна («поклонение»), содержащая молитвы и включающая Гаты Зара-туштры; Виспрат («все главенствующие»);

- дополнения к Ясне подобного характера; Видевдат («закон против дэ-вов»);

- свод ритуальных установлений, созданный в позднее время; Яшты («восхваления»);

- гимны отдельным божествам, в том числе дозороастрийским. Сохра­нился также сборник молитв Малая Авеста и авестийские цитаты в отдель­ных пехлевийских текстах.

В начале VII века в Иране обострилась борьба придворных партий. В это время началось массовое вторжение в страну арабов-мусульман, и Иран окончательно был завоеван арабами.

Контрольные вопросы

1. Каково происхождение названия «Иран»?

2. Какую официальную структуру имело древнеиранское общество?

3. Какие древнеиранские государства вы знаете?

4. Оцените культуру Древнего Ирана.

5. Опишите Иранское государство до и после Александра Македонского.

6. Что такое Авеста и кодификация Авесты?

7. Укажите основные памятники древнеиранской цивилизации.

Китай

Ключевые слова: Кун-Цзы (Конфуций), легисты.

Китай — одна из древнейших цивилизаций, страна непрерывной культур­ной традиции. Согласно китайской легенде, в середине III тысячелетия до н.э. на земле правил первый император — Хуанди, прародитель китайской нации. Археологические исследования XX века позволили раскрыть масшта­бы и этапы каменного века на территории древнего Китая. Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в Vi­lli тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Начиная с IV ты­сячелетия до н.э., на смену ранней культуре «пэйлиган» приходит культура «яншао», для которой характерно возделывание чумизы (род хлебного злака, близкого к просу), разведение собак и свиней, охота и рыболовство.

В III тысячелетии до н. э. этническое взаимодействие яншаосцев и пле­мен южного происхождения приводит к формированию поздненеолитической культуры «луншаня» в Хэнани, Шэньси, Шаньси, Шаньдуне. Расписная крашеная керамика яншао сменилась черно-серой луньшаньской керамикой без росписи. Луныпаньцы занимались оседлым земледелием, скотоводством, строили городища, обнесенные стенами, использовали гончарный круг, отто­ченные и отшлифованные орудия из камня и кости (серпы, жатвенные ножи и т. п.). Первой династией правителей, где власть передавалась по наследству, стала династия Ся (XXI-XVII вв. до н. э.).

В эпоху династии Шан-Инь (1600-1046 гг. н. э.) в среднем течении Хуанхэ сформировалось раннее государство. В XIV-XI вв. до н. э. здесь существовала культура бронзы, строили города с дворцами и храмами, появилась иерогли­фическая письменность, развивалось земледелие и шелководство.

Пять раз иньцы переносили столицу, а затем основали великий город Инь (около современного Аньяна в пров. Хэнань). Правление ванов (царей) Пань-гэна (1300-1251 гг. до н.э.) и У-дина (1250-1192 гг. до н.э.) стало време­нем расцвета и могущества раннего государства Шан-Инь. Мы узнаем о со­бытиях древней китайской истории из широкомасштабных археологических раскопок (городов, погребений, дворцов, храмов, мастерских и т.п.), из эпи­графики (иньские надписи на панцирях черепах и костях животных, в ос­новном культового содержания), из более поздних письменных памятников, из фольклорных материалов, данных языка и других источников.

«Главные дела в государстве — жертвоприношения и войны», — гласила одна из надпи­сей. Верховный правитель (Ван Инь) был и верховным жрецом, с помощью гадательных надписей на панцирях и костях он обращался с просьбами и за повелениями к верховному божеству. Захват пленных обычно завершался принесением их в жертву Небу. В эпоху Инь уже существовало социальное неравенство, что четко видно по четырем категориям погребений. Бронза ис­пользовалась в основном для изготовления оружия и ритуальных предметов для жертвоприношений. В земледелии главным орудием оставался деревян­ный заступ (двузубая палка с поперечной перекладиной).

В великом городе Инь и вокруг него жили иньцы, а далее находились за­висимые племена, вожди которых получали от иньского вана титулы, долж­ны были являться к вану, присылать дань и по его требованию выставлять ополчение. Иньское государство не имело другой системы территориального деления, кроме родоплеменной.

В XI веке до н. э. усилилось племя Чжоу, жившее в бассейне реки Вэй-хэ, западного притока Хуанхэ. Чжоуцы разгромили Инь и подчинили себе огромную территорию, которая была разделена на 200-300 наследственных владений. Ван Чжоу стал верховным правителем и верховным жрецом.

Чжоусцы быстро усвоили культурные достижения иньцев — технику бронзолитейного производства, иероглифическую письменность и др. Соци­альное неравенство свободного населения в период Западного Чжоу было за­креплено в системе социальных рангов. Все свободное население было строго разделено на пять социальных групп. От Вана Чжоу — «единственного сре­ди людей» — до простолюдинов. Все земли в Поднебесной считались принад­лежащими вану, все «нижестоящие» по рангу получали от «вышестоящих» право на владение землей; землю нельзя было продать, подарить, заложить. Частной собственности на землю в период Западного Чжоу не существо­вало.

В 770 г. до н. э. ван Чжоу под напором кочевых племен был вынужден перенести столицу на восток, в город Лои. Власть вана слабеет, усиливаются князья чжухоу, которые ведут борьбу между собой за гегемонию. Жители Среднекитайской равнины в VIII—VII вв. до н. э. впервые начинают проти­вопоставлять себя как культурно-генетическую общность «хуася» всем окру­жающим их «варварам». Древние китайцы используют железо, осваивают пашенное земледелие с использованием ирригации, пахотных орудий и тяг­лового скота, распахивают не только пойменные земли, но и твердые почвы среднекитайской равнины.

Прежняя «иерархическая» система землевладе­ния распадается, появляется частная собственность и купля-продажа земли, в древнекитайских княжествах вводят поземельный налог. В середине VII ве­ка до н. э. в княжестве Ци впервые законом был отменен передел полей в общине. За период с 722 по 207 г. до н. э. было построено 565 городов; сотни городов стали центрами ремесла, торговли, культуры. Многие ремесленники, торговцы, представители верхушки общин и кланов, используя труд рабов, становятся богатыми людьми, стремятся повысить свой социальный статус. Развивается духовная культура. Начиная с 841 г. до н. э. в Западном Чжоу стали вести ежегодные записи событий.

В середине I тысячелетия до н. э. появились первые китайские школы и течения в общественной и философско-религиозной мысли: раннее конфу­цианство, моизм, легизм, древний даосизм и др. Особый вклад в развитие китайской духовной культуры внес Кун-Цзы (Конфуций) (551-479 гг. до н.э.) — философ из княжества Лу на полуострове Шаньдун.

В учении Конфуция впервые в Китае были разработаны нормы поведения человека в обществе, создан образ «совершенного человека» (цзюнь-цзы), ко­торый в последующей китайской истории стал образцом для представителей элиты. В максимально упрощенном виде конфуцианскую доктрину можно свести к двум основным положениям — к самоусовершенствованию человека и к искусству управлять людьми.

Конфуций основал первую в Китае школу и обучил три тысячи учеников. Он впервые в китайской истории выступил с проповедью личной моральной ответственности. Конфуций учил, что пра­вители должны управлять Поднебесной не по произволу, а по правилам, у них есть большие права, но есть и обязанности. Государство, по Конфуцию,, это подобие большой патриархальной семьи, и «отец» государства должен управлять так же заботливо, как управляет отец семьей.

Впервые в истории Китая Конфуций поставил в центр своей пропове­ди проблемы культуры и образования, проблемы гармонии в природе и об­ществе. Проповедь Конфуция была направлена на то, чтобы облагородить повседневную жизнь человека, чтобы посредством воспитания подготовить человека к надлежащему исполнению его социальной функции.

«Вот ко­гда и естественные свойства человеческой натуры, и приобретенная куль­турность в человеке сочетаются, получается цзюнь-цзы (человек высоких до­стоинств)»,— учил Конфуций. В воспитании идеальных личностей он видел ключ к созданию гармоничного общества, два этапа на этом пути—«Об­щество Малого благоденствия» и «Общество Великого единения» — описа­ны Конфуцием. К ним обращались в разные эпохи китайской истории раз­ные исторические деятели, в том числе руководитель реформ 1898 г. Кан Ювэй, революционер-демократ Сунь Ятсен, Чан Кайши, Мао Цзэдун и Дэн Сяопин.

Итак, Конфуций учил управлять Поднебесной с помощью человеколюбия, правил и норм поведения, долга и ритуала.

Представители другой школы — легисты (фацзя) считали главным в управлении закон, систему наказаний и наград, абсолютную власть прави­теля. Легист Шан Ян в середине IV века до н. э. своими реформами укрепил княжество Цинь. Легисты Хань Фэйцзы и Ли Сы помогли князю Цинь Ин Чжэну объединить Поднебесную и создать империю Цинь (221-207 гг. до н.э.). Абсолютная власть императора Цинь Ши-хуанди, централизованная административная система сочетались с общинным самоуправлением.

Бы­ло введено единое законодательство с крайне жестокими наказаниями. Бы­ла осуществлена унификация монеты, мер и весов, а также письменности. По приказу императора строили Великую Китайскую стену, десятки страте гических дорог, огромный мавзолей, многие десятки дворцов. Сотни тысяч воинов были посланы завоевывать земли на севере и юге. По приказу импе­ратора сжигали «ненужные» книги и казнили «опасных» ученых-конфуци­анцев.

После падения Цинь была создана империя Хань (206 г. до п. э. — 220 г. н.э.). Ханьский Китай — это огромная империя с развитой экономикой и со­циальной сферой (большинство населений — крестьяне, владельцы участков земли).

Было создано императорское конфуцианство — официальная идеология государства. Из легизма было заимствовано положение о законе как средстве управления страной. Однако легистское всеобщее равенство перед деспотом-императором было отвергнуто, конфуцианское неравенство людей, закрепля­емое ритуалом, гораздо более соответствовало интересам имперской элиты в последующие два тысячелетия.

В эпоху Хань окончательно сформировались принципы и структура ки­тайского историописания. Великий китайский историк Сыма Цянь (145-86 гг. до н.э.) создал «Исторические записки» (Ши-цзи) — первую всеобщую ис­торию, а Бань Гу (32-92 гг. н. э.) написал первую династийную историю — Историю (Ранней) Хань (Ханьшу). Впервые при Хань была введена практика государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности. Развивались зодчество, агрономия, меди­цина, астрономия, изобразительные и прикладные искусства. Была изобре­тена бумага, сконструирован сейсмограф.

В III веке н. э. Китай распался на три царства (Вэй, Шу и У), а затем на­ступила эпоха нашествия кочевников и политической раздробленности (IV — конец VI вв.) Объединителем страны выступила династия Суй (581-618), а после ее падения была создана империя Тан (618-907). Танский Китай — огромная феодальная империя, с территорией от Кореи почти до Ферганы и от Великой Степи до Вьетнама, с надельной системой, с активным обменом культурными достижениями с Индией, Средней Азией и другими цивилиза­циями. Буддизм, конфуцианство и даосизм становятся центрами духовной жизни.

Империя Тан — одна из трех самых значительных империй земного шара той эпохи (Китай, Арабский халифат, Византия). Для их территорий харак­терны пашенное земледелие, горнодобыча, городская жизнь, ремесло, тор­говля, строительство, расцвет литературы и искусства, наибольшая плот­ность населения. Танская империя считалась центром Поднебесной. Импера­тор, сын Неба — единственный ее легитимный правитель, обладатель мандата Неба на власть.

Внедрение государственной надельной системы явилось завершением про­цесса установления феодальных отношений в Китае. Однако дальнейшее со­циально-экономическое развитие вынудило государство в 780 г. ввести налоги с земель землевладельцев — помещиков, чиновников, купцов, ремесленников,

разрешить куплю-продажу земли, и таким образом признать частную соб­ственность на землю. На китайской земле росли и укреплялись поместья с крестьянами-арендаторами. В эпоху Тан окончательно сложилась система государственных экзаменов для выдвижения на чиновничьи должности. Эта уникальная система, воспри­нятая в странах восточноазиатской цивилизации, в Китае многие столетия стабилизировала общество, обеспечивала культурно-идеологическое единство и высокий образовательный уровень имперской бюрократии.

Именно в эпоху Тан Китай оказал огромное культурное влияние на Корею, Японию, Вьетнам, а также на Тибет и превратился в центр сформировавшей­ся восточноазиатской цивилизации. Идеологической базой восточноазиатской цивилизации стали философские учения Китая и, прежде всего, конфуциан­ство; религиозной базой — буддизм; политической базой — концепция власти Государя, дарованной Небом, концепция власти императора, способного сво­им благим влиянием цивилизовать народы.

Китайское танское право VII века стало ядром восточноазиатского права. Корея, Япония и Вьетнам заимство­вали из Китая иероглифическую письменность и вместе с ней значительные пласты письменной культуры, систему экзаменов для назначения на долж­ности, определенные элементы военной теории и другие достижения. Авто­ритет Китая как цивилизационного центра был практически непоколебим до середины XIX века.

Дальнейшее развитие получают история, книжное дело, литература, изоб­разительные и прикладные искусства и архитектура. После крушения импе­рии Тан и периода раздробленности (X в.) Китай объединила династия Сун (960-1279). Сунский Китай — наиболее развитая территория земного шара того времени. Это общество развитого феодализма, высокой культуры зем­леделия, шелководства, с развитым городским цеховым ремеслом, казенными мануфактурами. ВВП на душу населения и уровень грамотности в Китае в эпоху Сун значительно превышали такие же данные по Европе.

Активизируется морская торговля со странами Южной Азии и Ближнего Востока.

Следует отметить успехи урбанизации, значительный экономический рост, перенесение центра развития на юг в бассейн Янцзы. Подъем в ду­ховной и материальной сферах нашел свое выражение в изобретении по­роха, компаса и ксилографии, в росте грамотности, дальнейшем развитии историописания, многообразных жанров литературы, традиционной живо­писи.

Сунские конфуцианцы реформировали классическое конфуцианство на основе синтеза даосских представлений и учения буддизма. Философ Чжу Си придал неоконфуцианству универсальный и систематизированный характер: любой аспект бытия трактовался в моральных категориях, еди­ных для Космоса и общества. Неоконфуцианство (чжусианство) официально включили в систему государственных экзаменов на получение ученых сте­пеней.

В военном отношении Сун уступала своим северным соседям и была вы­нуждена выплачивать ежегодный откуп тангутам, киданям, а затем чжур-чжэням. На территории Северного Китая после войн появились государства тангу-тов (Западное Ся, 982-1227), киданей (Ляо, 916-1125) и чжурчжэней (Цзинь, 1115-1234), а под властью династии Сун после 1127 г. продолжал существо­вать Южный Китай с процветающей экономикой и высокой культурой.

В XIII веке Китай был завоеван монголами, установившими династию Юань (1271-1368). Монгольское нашествие и юаньское господство нанесли тяжелый удар экономике и культуре страны, затормозили ее развитие. Мон­голы подчинили Тибет, совершали походы в Корею, Японию, Бирму, во Вьет­нам и Индонезию.

Антимонгольское движение привело к изгнанию монголов и созданию ки­тайской империи Мин (1368-1644). Реформы, проведенные в начале Мин, позволили империи в XV веке достичь могущества и процветания. Однако попытки наладить морские контакты с Индией и странами Ближнего Во­стока были прекращены из-за истощения ресурсов и опасности нашествия кочевников Севера. Аграрные проблемы и рост торгово-ростовщической экс­плуатации вызвали народное восстание и свержение Мин. Китай был завоеван маньчжурской династией Цин (1644-1912).

Конец XVII — середина XVIII века стали временем расцвета империи Цин — одного из могущественных государств того времени. Цины захвати­ли Монголию, Джунгарию и Кашгарию и включили кочевую периферию в состав Империи. Цины подчинили Тибет, воевали с Бирмой и Вьетнамом. Нерчинский договор (1689) определил мирные и торговые отношения с Рус­ским государством более чем на полтора столетия.

На протяжении XVIII века шел процесс постепенного разрушения само­стоятельных крестьянских хозяйств, в деревне росло число арендаторов, ба­траков, люмпенов, а также членов тайных обществ. С конца XVIII в. Англия настойчиво пыталась открыть китайский рынок. Англичане вывозили чай, шелк, фарфор и ввозили в Китай опиум.

После победы англичан в Первой «опиумной» войне 1840-1842 гг. и заклю­чения англо-китайского Нанкинского договора (1842) иностранные державы насильственно включили Китайскую (Цинскую) империю на неравноправной основе в мировые экономические, политические и духовные связи. Китай стал частью зависимой периферии мировой капиталистической системы. Попытки части элиты проводить политику «самоусиления» не имели успеха. Народные восстания и агрессия извне ослабили династию Цин. В результате револю­ции 1911-1913 гг. она была свергнута и была утверждена Китайская Респуб­лика.

Первая конституция Китая (1912) провозглашала демократические нор­мы жизни общества и государства. В духовной сфере начинается борьба про­тив конфуцианства, идет движение за новую культуру.

После Первой мировой войны в Китае разворачивается движение про­тив милитаризма и империализма. Наметился подъем национально-освобо­дительного движения, в котором сначала Коммунистическая партия Китая и Гоминьдан идут вместе, а после разрыва (1927) ведут между собой ожесто­ченную борьбу. В 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Респуб­лика. В истории КНР мы видим три периода: 1949-1957, 1958-1978 и третий период, который начался в декабре 1978 г. и продолжается в настоящее время. С 1978 г. проводится политика «реформ и открытости», которая позволила стране успешно развиваться, стать великой державой и одной из ведущих стран мира. Быстрыми темпами идет модернизация Китая, освоение запада страны, растет экономическая и военная мощь Китайской Народной Респуб­лики.

Достижения китайской цивилизации явились одной из базисных основ формирования восточноазиатской цивилизации, сфера функционирования которой в течение как минимум полутора тысячелетий (начиная с VII-VIII вв. н.э.) охватывала территории Восточной Азии (Китай, Корея, Япо­ния), часть территории Центральной (Тибет, Монголия) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам). Уникальные открытия и изобретения, сделанные в Китае (шелк, чай, фарфор, компас, порох, бумага, книгопечатание, лаковые изде­лия, система государственных экзаменов для отбора на должности в админи­страции, многие принципы и открытия в литературе, историописании, меди­цине, зодчестве, агрономии, некоторые этико-философские учения, иерогли­фическая письменность и многое другие) были восприняты народами восточ­ноазиатской и иных цивилизаций, стали огромным вкладом в общемировую цивилизацию.

Китайская цивилизация существует уже более 5 тысячелетий, Китай — страна непрерывной культурной традиции.

На современной территории Китая, или на части ее, были созданы го­сударства сяньби, тоба, тибетцев, тюрков, тангутов, киданей, чжурчжэней, монголов, маньчжуров и других народов. Многие этносы внесли свой вклад в развитие китайской цивилизации. Но наиболее многочисленным и наибо­лее развитым в экономике и культуре всегда оставался ханьский (собственно китайский) этнос.

Более 21 столетия в Китае существовали империи, от первой империи Цинь до империи Цин. Имперские структуры и порядки, имперский дух и имперская идеология (как правило, императорское конфуцианство), им­перские претензии и действия оставили глубокий след в истории, полити­ке и этническом сознании. В нашу эпоху многие государства восточноази­атской цивилизации бурно развиваются (КНР, Республика Корея, Япония, Сингапур) и их цивилизационные традиции помогают им в этом, подчерки­ваем — не являются причиной, но служат помощником в этом успешном раз­витии.

Контрольные вопросы

1. Укажите самые ранние китайские государства: как они возникали и какое имели политическое и социальное устройство?

2. Назовите первые китайские течения и школы в общественной, философской и религиозной мысли.

3. Укажите основные положения конфуцианства.

4. Что Вы знаете о культуре и искусстве Древнего Китая?

5. Перечислите основные памятники китайской цивилизации.

Индия

Ключевые слова: индоарии, Ригведа, сословия («варны»), дхарма, сан­скрит, буддизм, сангха, хиндустани.

Современные государства Республика Индия, Пакистан и Бангладеш яв­ляются наследниками многих древних культур, существовавших на террито­рии региона Южная Азия. Все три страны возникли в результате раскола Британской Индии по конфессиональному признаку накануне провозглаше­ния независимости. Области, населенные преимущественно мусульманами, отошли к Пакистану, но восточный Пакистан в 1971 г. добился независимо­сти. В результате была провозглашена республика Бангладеш. Еще несколько стран в регионе Южная Азия ощутили индийское цивилизационное влияние, хотя и сохранили самобытность. К этим странам относятся Непал, Бутан, Шри Ланка и Мальдивские острова.

Индия, вероятно, не была регионом, где возник современный человек (homo sapiens), однако в эпоху каменного века (палеолит) там уже суще­ствовали поселения древнего человека: в нижнем или раннем палеолите — неандертальца (homo primigenius), в позднем палеолите, в мезолите и новом каменном веке — кроманьонца или человека современного типа (homo sapi­ens).

Первобытные люди жили преимущественно в предгорьях. Среднепалео-литическая эпоха характеризуется миграциями древнего человека по терри­тории Индии, освоением долин рек и морского побережья. Неолитический человек знал керамику, создавал ее путем обмазывания глиной плетеных корзин, а в позднем неолите освоил гончарный круг. Применение медных изделий в качестве инструментов ознаменовало начало медно-каменного ве­ка. В Южной Азии найдены поселения (Кили-Гуль-Мухаммад, Мергар), ко­торые существовали еще в эпоху неолита (6 тысяч лет до н. э.) и, возможно, принадлежали к халколитической культуре в период зарождения хараппской цивилизации, одной из древнейших цивилизаций городского типа.

Хараппская цивилизация возникла в долине Инда (отсюда одно из ее на­званий — «цивилизация долины Инда») приблизительно в 3500 г. до н.э. и просуществовала тысячелетие. Древнейшие поселения цивилизации долины Инда находились вдоль древнего русла этой реки. Позднее поселения возник­ли также восточнее и южнее вплоть до окраин современных городов Дели и Мумбаи. Крупнейшие центры древней цивилизации долины Инда — Хараппа (вероятно, столица) в нынешнем пакистанском Пенджабе, Мохенджо-даро и Чанху-даро (в Синде, Пакистан), Калибанган (Раджастхан, Индия), Лотхал (Гуджарат, Индия).

Цивилизация долины Инда характеризуется наличием большого числа городов (около тысячи) с правильной планировкой и совершенной системой канализации, множеством изделий из меди, бронзы, золота и серебра, но со­хранением в быту каменных изделий. Создатели этой цивилизации сеяли яч­мень, пшеницу, просо, рис, торговали с Месопотамией и Критом, Эламом и Туркменией создали иероглифическую письменность, систему весов, их ре­лигия, вероятно, оставила след в современных верованиях индусов. Анализ предметов сакрального искусства (скульптура, изображения на печатях) поз­воляет утверждать, что жителям древних городов долины Инда были извест­ны некоторые культы, сохранившиеся и получившие определенное развитие в более поздних религиозных системах Южной Азии («мировое дерево», культ богини-матери, культы быка, буйвола, тигра и т.д.).

«Обустроенность» городов и поселений хараппской цивилизации: плани­ровка домов, стандартная архитектура говорит о наличии четкой, сложной и, по-видимому, единой на всей территории Индии системы социальной орга­низации. Единый стандарт планировки хараппских городов, в которых чет­ко различаются две части — окруженная рвом «цитадель» и «нижний го­род», однородность надписей и изображений на печатях, обнаруженных на всей территории, занимаемой цивилизацией долины Инда, другие особенно­сти этой культуры, дают исследователям основание предположить наличие в хараппском обществе некой единой системы управления. Вероятно, уже в ха-раппскую эпоху в Индии отмечается такое явление, как наличие одного или двух центров, из которых культурное влияние волнами расходится по тер­ритории всего субконтинента или большей его части. Хотя на крайнем юге Индостана в период расцвета цивилизации Мохенджодаро и Хараппы еще существовали палеолитические поселения.

Характерное для хараппской эпохи сосуществование различных по бы­ту и уровню развития культур в рамках единого культурного пространства сохранилось на разных этапах развития индийской цивилизации. Древней­шие центры Хараппской цивилизации погибли, вероятно, из-за экологической катастрофы. Самые поздние центры могли быть уничтожены и арийскими завоевателями. Цивилизация долины Инда не имела прямого наследника в Южной Азии, но созданные ее творцами элементы культуры заимствовались создателями других культур, существовавших позднее.

Индоарии пришли в Индию уже после упадка и гибели большинства го­родов Хараппской цивилизации приблизительно в XII веке до н. э. Они про­никали на эту территорию постепенно. Вероятно, процесс проникновения в Индию ариев, предположительно, выходцев из Средней Азии или Причерно­морья, занял несколько веков.

Религиозные верования древних ариев, так как они описаны в гимнах «Ригведы», указывают на то, что для арийских племен основным объектом почитания оставался окружающий мир, круг персонифицированных явле­ний природы, разделенный на три среды — небо, воздух и землю. В гимнах Ригведы восхваляются боги — Суры (Сурья — бог солнца, Агни — бог огня, Ушас — богиня утренней зари, божественные братья-близнецы Ашвины, оли­цетворявшие утренние и вечерние звезды).

Главными божествами ведийской мифологии считаются владыка неба Варуна и бог-громовержец Индра. Ха­рактерно, что уже в этот период в религиозном сознании индоариев ведущую роль играло представление о некотором едином вселенском законе — «рита», регулирующем движение планет, поступки богов и жизнь людей. Эта концеп­ция в дальнейшем сохранилась во всех индийских религиях.

Гимны Ригведы и материалы археологических раскопок говорят о том, что индоарии занимались скотоводством и земледелием, кочевали по север­ной Индии, сеяли и собирали урожай ячменя, перебирались на новое место, воевали с врагами — «дасью», прятали скот в загонах — «пурах», возжигали священный огонь и приносили в жертву священный напиток — «сому».

В эпоху арийских миграций создаются основные институты социальной организации, характерной прежде всего для древней и средневековой Индии (и сохранившиеся в той или иной мере в последующую эпоху). Професси­ональное деление общества в Южной Азии не только является основой со­циальной иерархии, но и в значительной степени оказывается связанным с теми или иными этническими и языковыми группами. В середине I тыся­челетия до и. э. оформляется деление общества на четыре главных сосло­вия («варны») — жрецов- брахманов, носителей духовной власти, воинов- кшатриев, в чьих руках находилась политическая власть (кшатриями, как правило, считались индийские цари), земледельцев и горожан — вайшьев и шудр, представителей коренного неарийского населения, занимавших самые низкие ступени социальной иерархии.

В период, последовавший за созданием «Ригведы» (X-V вв. до н.э.), гим­ны этого памятника сохраняются в памяти мудрецов-рггши, которые пере­дают их от отца к сыну, от учителя к ученику. Часть риши дополняли из­вестные им собрания гимнов своими, и эти собрания с дополнительными, не вошедшими в «Ригведу» гимнами, получили отдельное оформление в каче­стве самостоятельных сборников «Самаведа» (песнопения) и «Яджурведа» (жертвенные формулы и толкования).

Значительная часть гимнов, извест­ных нам по «Ригведе», встречается и в «Самаведе» и «Яджурведе». Известно, что два последних сборника — более поздние. Четвертая Веда — «Атхарваве-да» (магические формулы) считается самой молодой, но в ней встречаются и довольно ранние произведения. К ним примыкают более поздние ритуальные тексты и сборники этико-правовых предписаний. Из этих зафиксированных позднее текстов, а также сутр, называемых еще «ведангой», т. е. «частью Вед» или «продолжением Вед», можно узнать о том, как трансформирова­лось общество индоариев в поздневедийский период.

За многие столетия культура индоариев совершенствовалась, а область их распространения расширилась на восток и юг. В этот поздний период ин-доариями была освоена долина Ганга, где вскоре возникли самостоятельные государства — джанапады. В этот период происходит становление индий­ской цивилизации, ее основных конститутов и концепций, как идеологиче­ских, так и социокультурных. В идеологическом плане имело место форми­рование системы представлений о времени и пространстве, общих принципах поведения человека (дхарма), о космогоническом процессе (учение о гибели и возникновении вселенной). В социокультурном плане определяются кон­цепции социальной иерархии. Традиция определяла нормы поведения лю­дей в зависимости от их возраста (этапа развития), положения в общества (варна).

В долине Ганга религия Вед сохраняла значение, но подверглась измене­ниям в связи с изменением общественного уклада. Появились бродячие муд­рецы (муни), проповедовавшие учение об Абсолюте, нашедшее отражение в философских текстах «Упанишад» (букв. «Сидение (ученика) подле (учите­ля)»). Среди бродячих учителей были и те, кто, не отрицая существование божеств ведийского пантеона, утверждали их подчиненность вселенским за­конам.

В середине I тысячелетия до н. э. возник «очередной» геополитический центр Южной Азии — царство Магадха. Возможно, что таких центров бы­ло два, вторым была Таксила (Такшашила), покоренная армией Александра Македонского. В 334 году до н. э. Александр Македонский начал поход на восток, поставив перед собой цель завоевать державы Ахеменидов, в состав которой со времен Дария I входила северо-западная Индия (иранские про­винции Гандхара и Хинду). В 326 г. до н.э. Александр без боя взял Таксилу (Такшашилу), но столкнулся с сопротивлением куру и маллов. Александр был вынужден оставить Индию, но греко-македонские гарнизоны оставались в стране до 317 г. до н. э., даже после смерти Александра (323 г. до н. э.).

На волне антимакедонского восстания в северной Индии к власти пришел Чандрагупта, сбросивший в Магадхе власть Нандов и основавший династию Маурьев. Самым известным правителем династии Маурья был внук Чанд-рагупты — Ашока. Считается, что Ашока начал царствовать в 268 г. до н.э. и правил 37 лет. Конец его царствования падает на 231 г. до н. э. О жизни и деятельности Ашоки мы знаем из его текстов на каменных колоннах и стел-лах, содержащих изложение различных суждений и указов этого правителя. Из стелл мы узнаем о принадлежности Ашоки к буддизму.

Учение буддизма изложено во 2-м томе учебно-методического комплекса, в главе 3 «Мировые религии».

При императоре (самрате) Ашоке (III в. до н. э.) буддизм стал государ­ственной религией объединенной Индии (за исключением крайнего юга). За­вершив объединение страны, Ашока начал кампанию идеологической экс­пансии буддизма. Буддийские миссионеры из государства Ашоки прибыли, в частности, на Шри Ланку, где благодаря им буддизм получил широкое рас­пространение.

Согласно буддийской традиции, Ашока был лишен власти своим внуком царевичем Сампади (Сампрати) и знатью, которые были обеспокоены слиш­ком богатыми подарками буддийской общине, что могло разорить казну. За смещением Ашоки последовал распад державы Маурья на западную (Такша-шила) и восточную (Паталипутру) части. В этот период наблюдается возрож­дение религии — наследницы ведийской (позднее известной как брахманизм), а в настоящее время называемой индуизмом. В этот период в индуистском пантеоне ведущую роль начинает играть «тройственный культ» (тпримур-гпи), отражающий три ипостаси Творца Мира: Создателя (Брахма), Храни­теля (Вишну) и Разрушителя (Шива).

Оформление индуизма относится к первым векам нашей эры. Сохраняя основные принципы ведийской (брахманической) религии (учение о Мировом законе-дхарме, общую космогоническую концепцию, учение о четырех сосло­виях и т. д.), индуизм включил в систему образов мифологические концепции многих «местных» культов, распространенных среди неарийских племен и «низших» слоев общества. Для индуизма характерно также общее представ­ление о Едином Божестве, Творце Мира, распоряжающемся судьбами всех существ. Подобный статус Творца и Вершителя получают три божества — два бога и богиня: Вишну, часто в образе Кришны, Шива и Деви (Дурга, Кали, она же —Шакти, божественная Сила).

Начало Средневековья в трудах по истории Индии датируется обычно второй половиной I тысячелетия н.э., хотя четкого перехода от древности к средневековью в Индии не было. Социальных и экономических изменений, го­воривших о переходе от рабовладельческого землевладения и рабского труда к феодальному землевладению и труду зависимых крестьян, не обнаружено. Отсутствие четкого разделения между древним и средневековым периода­ми истории Индии приводит к тому, что время существования государства Гуптов относят то к древности, то к Средневековью. Распад державы при наличии отдельных гуптских княжеств в V—VI вв. н. э. привел к феодальной раздробленности. В этот период процветали местные династии: Майтраки из Валабхи (Гуджарат), Маукхари в Канаудже и Бихаре, Гауды в Бенгалии.

В VII веке в Северной Индии возникла империя Харши (Харшавардханы). Империя Харшавардханы (606-646) — последнее из крупных раннефеодаль­ных государств Северной Индии. При Харше состоялось буддийское собра­ние (собор) в Канаудже, устраивались философские и богословские диспуты в Праяге. На это время приходится расцвет университета в Наланде, меди­цинской школы в Такшиле, астрономической школы в Уджайне.

Период VI-VII вв. н. э. справедливо считается эпохой наивысшего рас­цвета древнеиндийской культуры. Новые жанры возникают в литературе на санскрите — стихотворные циклы Амару и Бхартрихари, романы Дандина («Приключения десяти царевичей») и Баны («Кадамбари»), драмы Вишак-хадатты и Бхавабхути. В этот же период создаются классические работы по индийской философии, формируются 6 даршан (философских систем): ве­данта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. На этот период приходится расцвет университетской науки.

Сосуществование (во многих случаях — сотрудничество и взаимовлияние) на территории Южной Азии различных этносов, имевшее место, насколько можно судить, чуть ли не с неолита, способствовало возникновению еще од­ной особенности индийской цивилизации — языка (языков) межэтнического общения.

Первым из известных нам языков «межэтнического общения» следует считать «ведийский язык», на котором созданы древнейшие священные тек­сты, собранные брахманами в четырех «Ведах» и комментариях к ним. Язык ведийских текстов сложился на основе различных диалектов древнеиндий­ского языка. Более поздняя форма этих же диалектов легла в основу класси­ческого санскрита, на протяжении многих столетий выполнявшего функции языка науки, философии, литературы, законодательства и государственного управления и остающегося языком религии и культуры до сих пор.

К первой половине I тысячелетия н. э. относится начало художественной прозы и поэзии на санскрите (Ашвагхоша «Жизнь Будды», драмы Бхасы на сюжеты древнего эпоса, драмы и поэмы Калидасы, драма «Глиняная пово-зочка» Шудраки и пр.), сказочно-повествовательная литература («Панчатан-тра»), одновременно возникает литература, относящаяся к сфере конкретных (в том числе точных) наук — астрономии и математики (трактаты Арьябха-ты). Именно к этому периоду относятся наиболее ранние из известных нам образцов древнеиндийского искусства — архитектуры и скульптуры.

В XII-XIV вв. н. э. на территории Индо-Гангской равнины возникает язык хиндустани (основа хиндустани — «кхари боли», один из диалектов запад­ного хинди). Позднее, в XV-XVI вв., на основе хиндустани складываются два литературных языка — хинди и урду.

Появление арабов в Индии (VII в.) и завоевание ими Синда (VIII в.) зна­меновало вовлечение Индии в сферу влияния мусульманской цивилизации. Этот процесс сделался еще более интенсивным в XI-XII веках после похо­дов Махмуда Газневи, Мухаммада Гури, обращения части населения в ис­лам и образования мусульманских государств в долине Ганга и Бенгалии, а позднее — в Центральной Индии. Следует отметить, однако, что в Индии мусульманская культура в гораздо большей степени, чем в иных регионах, испытала местное влияние. В результате в разных культурных сферах (лите­ратуре, архитектуре, живописи) уже в XIV-XV веках возник стиль, который можно назвать индо-мусульманским.

В духовном плане наиболее значительным явлением этого времени сле­дует считать развитие литературы на «живых» индийских (индоарийском и дравидийском) языках. На этих языках создаются поэтические, повество­вательно-эпические, религиозно-философские тексты. Создатели религиоз­но-философских текстов исходили из того, что богопознание — внутренний контакт между верующим и богом — возможен лишь на основе «бхакти» — искренней любви верующего к богу и бога к верующему. Это делало излиш­ним любую систему храмового богослужения и, соответственно, ненужной деятельность тех, кто был призван его исполнять (храмовые жрецы и пр.). Сикхизм — религия, которой в настоящее время придерживаются более де­сяти миллионов жителей Пенджаба и последователи гуру Нанака во всем мире, — возник именно на этой основе.

Завоевание в 1525 г. Северной Индии современником Нанака Бабуром и основание им династии Великих Моголов, правившей большей частью Юж­ной Азии, знаменуют дальнейшее вовлечение Индии в сферу влияния мусуль­манского мира. В 1858 г. формальное пресечение мусульманской династии Моголов и передача власти в стране Британской короне означало интегра­цию Индии в европейскую колониальную систему, начатую еще в XIV веке португальцами. Однако ни мусульманское, ни европейское влияние не уни­чтожили традиционной индийской культуры, которая сложилась к X веку н. э. и продолжает эволюционировать под влиянием внешних и внутренних факторов.

Контрольные вопросы

1. Цивилизация долины реки Инд.

2. Каким было влияние индоарийской культуры на развитие человечества?

3. Какие религии и верования преобладали у древних ариев? Что Вы знаете о «Ригведах»?

4. Перечислите причины возникновения новых вероучений: буддизма, джайниз­ма, индуизма.

5. Какие межэтнические языки преобладали в культуре Индии?

6. Укажите основные памятники индийской цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: