МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к ученическому проекту
(методу проектов)
Кашира 2010
Методические рекомендации к ученическому проекту
(методу проектов).
Общие положения:
1. Проект (в переводе с латинского projectus) –брошенный вперед; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.
1.1 Классификация проектов:
· по доминирующей деятельности учащихся:
- практико-ориентированный;
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих учеников или внешнего заказчика (продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы).
- исследовательский проект;
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование (выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов).
- информационный;
Информационный проект направлен на сбор информации о каком – либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (результатом может быть создание информационной среды класса или школы).
|
|
- творческий;
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.д.)
- ролевой проект.
Ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца (участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей).
· по комплексности:
- моно-проект;
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
- межпредметный проект.
Межпредметные проекты выполняются под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
· по характеру координации:
- проект с открытой координацией;
- проект с открытой (неявной) координацией.
· по характеру контактов:
- внутришкольный;
- региональный;
- международный.
· по количество участников:
- индивидуальные;
- парные;
- групповые.
· по продолжительности:
- мини-проекты;
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
- краткосрочные;
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
- долгосрочные.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. (30-40 часов при участии руководителя).
|
|
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения темы до презентации (защиты) проводится во внеурочное время.
1.2 Структура проекта:
- проблема;
- проектирование (планирование);
- поиск информации;
- продукт;
- презентация;
- портфолио.
2. Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
2.1 Цели и задачи метода проекта:
· научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
· размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
· принимать самостоятельные аргументированные решения;
· научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
2.2 Сущность метода проектов:
|
3.Требования к паспорту проектной работы:
3.1 Паспорт проектной работы используется как:
- методическая разработка проекта;
- вступление к проектной папке;
- описание проекта.
3.2 Содержание паспорта проектной работы:
- название проекта;
- руководитель проекта;
- консультант(ы) проекта;
- учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;
- учебные дисциплины, близкие к теме проекта;
- возраст учащихся, на который рассчитан проект;
- состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс);
- тип проекта;
- заказчик проекта;
- цель проекта (практическая и педагогическая);
- задачи проекта (2-4 задачи);
- вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);
- необходимое оборудование;
- аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание);
- предполагаемый(ые) продукт(ы) проекта;
- этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа);
- предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
4.Требования к проектной папке:
Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.
4.1 Задача проектной папки – показать ход работы проектной группы.
4.2 Содержание проектной папки:
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
- промежуточные отчеты группы;
- вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
- результаты исследований и анализа;
- записи всех идей, гипотез и решений;
- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;
- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
- эскизы, чертежи, наброски продукта;
- материалы к презентации (сценарий);
- другие рабочие материалы и черновики группы.
5.Критерии внешней оценки проекта:
· Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.
· Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.
· Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
· Коллективный характер принимаемых решений.
· Характер общения и взаимопомощи участников проекта.
|
|
· Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
· Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения. Выводы.
· Эстетика оформления результатов проекта.
· Умение отвечать на вопросы оппонентов.
Используемая литература:
1. К.Н.Поливанова Проектная деятельность школьников. Москва «Просвещение» 2008.
2. И.С.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва «Аркти» 2009.