Методические рекомендации к ученическому проекту

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к ученическому проекту

(методу проектов)

Кашира 2010

Методические рекомендации к ученическому проекту

(методу проектов).

Общие положения:

1. Проект (в переводе с латинского projectus) –брошенный вперед; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

1.1 Классификация проектов:

· по доминирующей деятельности учащихся:

- практико-ориентированный;

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих учеников или внешнего заказчика (продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы).

- исследовательский проект;

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование (выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов).

- информационный;

Информационный проект направлен на сбор информации о каком – либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории (результатом может быть создание информационной среды класса или школы).

- творческий;

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.д.)

- ролевой проект.

Ролевой проект – литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца (участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей).

· по комплексности:

- моно-проект;

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя и могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.

- межпредметный проект.

Межпредметные проекты выполняются под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

· по характеру координации:

- проект с открытой координацией;

- проект с открытой (неявной) координацией.

· по характеру контактов:

- внутришкольный;

- региональный;

- международный.

· по количество участников:

- индивидуальные;

- парные;

- групповые.

· по продолжительности:

- мини-проекты;

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

- краткосрочные;

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

- долгосрочные.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. (30-40 часов при участии руководителя).

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения темы до презентации (защиты) проводится во внеурочное время.

1.2 Структура проекта:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт;

- презентация;

- портфолио.

2. Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

2.1 Цели и задачи метода проекта:

· научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

· размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

· принимать самостоятельные аргументированные решения;

· научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

2.2 Сущность метода проектов:

 

 

Проблемная ситуация


3.Требования к паспорту проектной работы:

3.1 Паспорт проектной работы используется как:

- методическая разработка проекта;

- вступление к проектной папке;

- описание проекта.

3.2 Содержание паспорта проектной работы:

- название проекта;

- руководитель проекта;

- консультант(ы) проекта;

- учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту;

- учебные дисциплины, близкие к теме проекта;

- возраст учащихся, на который рассчитан проект;

- состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс);

- тип проекта;

- заказчик проекта;

- цель проекта (практическая и педагогическая);

- задачи проекта (2-4 задачи);

- вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения);

- необходимое оборудование;

- аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание);

- предполагаемый(ые) продукт(ы) проекта;

- этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа);

- предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

4.Требования к проектной папке:

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

4.1 Задача проектной папки – показать ход работы проектной группы.

4.2 Содержание проектной папки:

- паспорт проекта;

- планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

- промежуточные отчеты группы;

- вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

- результаты исследований и анализа;

- записи всех идей, гипотез и решений;

- отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.;

- краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

- эскизы, чертежи, наброски продукта;

- материалы к презентации (сценарий);

- другие рабочие материалы и черновики группы.

5.Критерии внешней оценки проекта:

· Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике.

· Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

· Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

· Коллективный характер принимаемых решений.

· Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

· Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

· Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения. Выводы.

· Эстетика оформления результатов проекта.

· Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Используемая литература:

1. К.Н.Поливанова Проектная деятельность школьников. Москва «Просвещение» 2008.

2. И.С.Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся. Москва «Аркти» 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: