Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом рельефами, которые украшали внутренние стены парадных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выполнения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, гонят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека — царя!
Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжественные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружённых телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.
|
|
"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон
Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» — трехъярусную мозаичную плиту, иллюстрирующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые колесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами — тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизонтально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса — крупная фигура царя. Слева к ней направляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и мальчиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обезоруженных пленников.
Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон
Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охоты на диких животных, которая считалась великолепной тренировкой для военных действий. В композиции «Большая львиная охота» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном движении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с силой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натягивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью художник изображает рычащую голову льва, защищающегося от угрозы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспроизводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке лошадиных грив и уздечки.
|
|
Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж
Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа — рельефа мемориального характера. Речь идет о каменных плитах с округлой поверхностью, на которых символически запечатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарамсина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце — символы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сразиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глубокую пропасть.
Интересна композиция стелы. На сравнительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасающихся бегством врагов: их копья сломаны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искривлённые ветром деревья, которые лепятся по крутым тропам горного ущелья.
Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж
Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной позе к богу солнца Шамашу. Голова царя покрыта шапкой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, оставляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венчают четыре пары рогов — знак величия, у него длинная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти — кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.
Искусство Древней Передней Азии внесло немалый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из самых ранних произведений — небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания божества, так называемые адоранты (лат. «поклонение», «обожание»). У них благоговейно сложены руки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое желание божества. Они навсегда застыли в позах смирения и покорности. На плече каждой статуэтки — имя того, кого она должна представлять в
Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж
храме. Вот управляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжённый выжидающий взгляд? Обращает на себя внимание утончённая проработка деталей одежды — юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитками. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.
|
|
Общепризнанным шедевром является скульптурное изображение головы богини Иштар, предвосхитившее многие античные образцы. Пустые глазницы богини когда-то были инкрустированы драгоценными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Волосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу несколько высокомерное выражение.
Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад