Изобразительное искусство. Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами, которые украшали внутренние стены па­радных залов во дворцах ассирийских

Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами, которые украшали внутренние стены па­радных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выпол­нения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, го­нят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека — царя!

Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжест­венные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружён­ных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.

"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон

Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» — трехъярусную мозаичную плиту, иллюстри­рующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые ко­лесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами — тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизон­тально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса — крупная фигура царя. Слева к ней на­правляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и маль­чиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обе­зоруженных пленников.

Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охо­ты на диких животных, которая считалась великолепной трениров­кой для военных действий. В композиции «Большая львиная охо­та» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном дви­жении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с си­лой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натя­гивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью ху­дожник изображает рычащую голову льва, защищающегося от уг­розы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспро­изводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке ло­шадиных грив и уздечки.

Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж

Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа — рельефа мемориального характера. Речь идет о камен­ных плитах с округлой поверхностью, на которых символически за­печатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарам­сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце — сим­волы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сра­зиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глу­бокую пропасть.

Интересна композиция стелы. На срав­нительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасаю­щихся бегством врагов: их копья слома­ны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искрив­лённые ветром деревья, которые лепят­ся по крутым тропам горного ущелья.

 

Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж

Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вави­лонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной по­зе к богу солнца Шамашу. Голова царя покрыта шап­кой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, остав­ляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венча­ют четыре пары рогов — знак величия, у него длин­ная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти — кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

Искусство Древней Передней Азии внесло нема­лый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из са­мых ранних произведений — небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания бо­жества, так называемые адоранты (лат. «поклоне­ние», «обожание»). У них благоговейно сложены ру­ки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое жела­ние божества. Они навсегда застыли в позах смире­ния и покорности. На плече каждой статуэтки — имя того, кого она должна представлять в

Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж

храме. Вот уп­равляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжён­ный выжидающий взгляд? Обращает на себя внима­ние утончённая проработка деталей одежды — юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитка­ми. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.

Общепризнанным шедевром является скульп­турное изображение головы богини Иштар, предвос­хитившее многие античные образцы. Пустые глазни­цы богини когда-то были инкрустированы драгоцен­ными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Во­лосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу не­сколько высокомерное выражение.

Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: