Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.Иными словами, элемент "форма государственного устройства" выражает территориальное деление и структуругосударства и предполагаетзакрепление за ним определенной территории.[27]
Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация.
Унитарное государство
Унитарное государство – наиболее простая и наиболее распространенная форма государства среди основных форм.
Ученые-правоведы, исследующие формы государственного устройства, не выделяют особых расхождений по поводу того, что представляет собой унитарное государство и какие его основные признаки и черты. Они сходятся во мнениях, что унитарное государство – это всегда единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные единицы.
Унитарное государство характеризуется существованием общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой правовой и судебной системами, единой конституцией, общей финансовой и налоговой системой, единой централизованной системой национальной безопасности, единым гражданством и т.д.
Унитарными государствами в настоящее время являются Великобритания, Нидерланды, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др.
Федерация
Федерация - более сложная и менее распространенная форма государственного устройства. Она является «менее распространенной» только по отношению к унитарному государству.
Федерация (лат. foederātiō- объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.[28]
Федерация характеризуется наличием государственно-территориальных образований - это субъекты федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеют достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму устройства являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика. Федеративным государством также являются Объединённые Арабские Эмираты.[29]
Составные части федерации — это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий её субъектов.[30]
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.[31]
Можно выделить основные черты федеративного государства:
1) Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, эмиратов и т. д.
2) В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
3) В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние верховные законодательные, исполнительные и судебные органы.
4) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
5) Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата — орган представительства субъектов федерации.[32]
Виды федераций:
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
1)Симметричные
2)Асимметричные
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки).
В асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
По особенностям формирования федерации выделяют:
1)территориальные;
2)национальные;
3)смешанные (комбинированные)
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, США, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования федерации делятся на:
1)договорные (формируется «снизу вверх», на основе соглашения между входящими в нее регионами);
2)конституционные (формирующиеся при сильном влиянии центральных властей, на основе конституции).
Степень централизации:
1)централизованные (Аргентина, Германия);
2)децентрализованные (Швейцария).
Конфедерация
Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация. Она была известна периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза.
Конфедерация - это объединение государств для достижения главным образом внешнеполитических и военных целей, она является межгосударственной формой устройства.[33]
Конфедерация – это союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Современные конфедерации просуществовали недолго. Это, например, Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию.
Характерные признаки:
1) создание конфедерации, как правило, закрепляются договором;
2) суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом;
3) конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач;
4) субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
5) конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства.[34]
Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами.