Музей театра и костюмов

Зайдя в музей, мы расскажем биографию Федора Волкова и историю музея.

Фёдор Григо́рьевич Во́лков (9 (20) февраля 1729, Кострома — 4 (15) апреля 1763, Москва) — русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра[2.5].

В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры [2.5].

В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату[2.5].

Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль«Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России[2.5].

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста в личной канцелярии императрицы (кабинет-министра), ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных[2.5].

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи, дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям[2.5].

 

Единственный в России Музей театрального костюма начался с небольшой экспозиции в фойе Костромской Государственный драматический театр А.Н. Островского Время пощадило туалеты героев классических пьес многолетнего репертуара, собранные в его костюмерных. Через несколько лет выставке присвоили официальный статус музея и выделили отдельное помещение. Ныне в его залах любовно сохранены более сотни экспонатов, вызывающих интерес художников, модельеров, историков и восторг зрителей, особенно детей [2.6].

Даже здание, в котором сегодня разместился музей, имеет непосредственное отношение к театру. В нем прошли детские годы Федора Волкова, получившего от императрицы Елизаветы Петровны звание «первого русского актера». Ради выступлений на сцене он отказался от поста кабинет-министра, полагающегося по должности поместья, крепостных и даже высшего ордена государства. Учрежденному в 2008 г. музею присвоено его имя [2.6].

Что посмотреть

Многие костюмы пошиты из редких тканей начала 20 века с соблюдением канонов моды того времени. Одежда сказочных персонажей украшена золотой вышивкой, пуговицы, пряжки и прочая фурнитура — только подлинные. Это бесценный материал для изучения истории русского театра. За отдельную плату посетители могут записать на видео собственное исполнение монолога Гамлета или сфотографироваться в образе Снегурочки, надев соответствующий костюм [2.6].

Самый богатый зал — «Островский, 19 век». Здесь выставлены не только одежда, но и макеты сценических декораций большинства пьес великого драматурга, шедших на костромской сцене. Особое место занимает экспозиция, посвященная сказке «Снегурочка». Спектакль практически непрерывно в репертуаре, меняются только декорации, технические эффекты и, разумеется, костюмы [2.6].

Еще интереснее выставка «Сказки Пушкина» в полуподвальном зале музея. Она оформлена со всеми возможными театральными эффектами — приглушенным освещением, голой кирпичной кладкой, бутафорским кованым сундуком в углу и царским троном посредине. Дети постоянно фотографируются здесь в образах любимых персонажей [2.6].

На базе большого собрания экспонатов регулярно устраиваются тематические выставки, к примеру, «Цветение души», рассказывающая о спектаклях по пьесам А. П. Чехова, «Императорский театр в Костроме», «Русский костюм на сцене». Великолепные камзолы и платья встречают гостей в зале «Вся королевская рать», а рядом, в «Сказках Востока» можно даже потереть пальцем медную лампу в надежде вызвать джинна. Экскурсоводы с удовольствием рассказывают об экспонатах, перемежая свою лекцию актерскими байками, раскрывающими невидимую зрителями театральную «кухню» [2.6].

Так же на улице Симановского туристы могут посетить Камерный театр им. Б.И. Голодницкого.

После просмотра камерного театра им. Б.И. Голодницкого, туристы могут со своими детьми посмотреть театр кукол, который находится на улице,которая названа в честь русского драматурга А.Н. Островского.

Театр кукол

В 1879-м в крохотную Кострому, в которой всего-то жило тысяч тридцать с небольшим, выпускник Московского учительского института Евгений Микифоров приехал, чтобы преподавать в городском трёхклассном училище [2.7].

Судя по всему, увлечённый Евгений Мильевич был педагог: кроме положенных занятий, сам (не заставлял ведь никто!) взялся проводить ещё и народные чтения. Костромичи на этих чтениях, начиная с 1883 года, по выходным доклады умные слушали, толстые книги листали и даже смотрели «туманные картины» – и всё это к театру, конечно, не имело ни малейшего отношения. Пока однажды не пришла к Микифорову и «чтецам» прекрасная идея – читать не где придётся, а в собственном доме. Тем более что для этого нужно было совсем немного: просто... построить его [2.7].

Раз народная читальная, то и стройка – народная: для возведения деревянного здания народной читальни имени Александра Николаевича Островского костромичи решили всем миром собрать три тысячи рублей. Но одного не учли – собственной щедрости [2.7].

Правда, было и ещё кое-что, чего не учли тоже – щедрость москвичей и петербуржцев. На постройке именно каменного здания настаивал (сам!) Бернард Эрнестович Кетриц – между прочим, деятельный член Петербургского комитета грамотности. Деятельный настолько, что в последний день января 1890 года даже прочитал в Московском историческом музее лекцию «о гуманитарных движениях в современном английском обществе». Не ради собственного удовольствия – ради костромской народной читальни: все собранные во время лекции 450 рублей 45 копеек без промедления отправились в Кострому. Впрочем, промедление чуть позже всё-таки случилось – за следующие четыре года, то есть к 1894-му, удалось собрать только 5 307 рублей 2 копейки из необходимых десяти тысяч. А ведь знаменитый архитектор Иван Брюханов уже разработал проект здания. Уже потомственный почётный гражданин Костромы Пётр Колодезников заготавливал топливо... [2.7].

Архитектура:

Обходя вокруг здания, можно найти пять отличий от народной читальни, которая находилась на месте театра и нынешнего театра кукол. Нарядное крыльцо – раз. Стройная башня над ним – два. Игривые башенки вдоль фасада – три. Четыре – несколько дополнительных окошек слева. Наконец, пять – везде, везде, везде причудливый архитектурный орнамент. Но чтобы эти пять отличий появились, должно было пройти ровно сто лет: таким – маленьким сказочным замком, приютившимся на высоком волжском берегу – здание бывшей народной читальни стало только в девяностые годы прошлого века. Хотя театром оно было уже в девяностые годы века позапрошлого: в 1899-м при народной читальне имени Александра Николаевича Островского зародился народный театр. В 1930-х, как будто бы на смену ему, здесь появился на свет профессиональный театр юного зрителя – именно на нашей тюзовской сцене (прежде чем податься «в Москву! В Москву!») начинал актёром будущий драматург Виктор Розов [2.7].

Ну, а уже в конце 1940-х в стенах бывшей читальни объявился третий театральный «ребёнок» – театр кукол. Так «читальный дом», когда-то строившийся на пожертвования легендарных драматических артистов и носивший имя великого драматурга Островского, навсегда становится театральным домом [2.7].

Зайдя внутрь здания, мы увидим, что от народной читальни нам достались потайные лестницы и таинственные подземелья, невысокие потолки и узкие коридоры – всё то, чего не видит рядовой зритель. А вот всё то, что зритель видит: нарядное крыльцо и изящную башню, диковинное фойе и уютный зал – нам подарил архитектор Иосиф Дашевский. Почти три десятилетия назад, в 1980-1990-х годах, он начал превращать старинное здание в сказочный замок: победив в конкурсе на лучший проект реконструкции, объявленном Попечительским советом театра, благодаря грану губернатора Костромской области почти полностью изменил зрительный зал, украсил фасад и надстроил башни, «приподнял» потолки и обновил занавес, создал витражи и «заколдовал» фойе [2.7].

А после посещения театра кукол и просмотра представления, мы можем поехать в беседку Островского и узнать не только ее историю и про первый приезд А.Н. Островского, но и по любоваться красивым видов р.Волги с вала.

Одной из красивейших достопримечательностей города Кострома является беседка Островского. Она находится на берегу реки Волга, неподалеку от речного вокзала [2.8].

Беседка Островского была построена в 1956 году. Она установлена высоко над рекой, на насыпи, сохранившейся от валов старинного Костромского кремля. Павильон по своим архитектурным формам схож со старинными парковыми и садовыми беседками, возводимыми когда-то в русских усадьбах. Беседка содержит семь колонн [2.8].

Если подняться по лестнице и очутиться в беседке, то перед вами откроется великолепный вид на Волгу. Неповторимая красота русской природы, завораживающая торжественность пейзажа в такой степени захватит вас, что вы просто сразу не сможете уйти отсюда, а еще долго будете наслаждаться этим дивным пейзажем. Именно также и Александр Николаевич Островский подолгу стоял здесь и восхищался этим великолепием. Известно, что он никогда не бывал в этой самой беседке. Но, наведываясь в свое родовое имение Щелыково, примерно в этом самом месте отдыхал и считал его одним из самых лучших видов [2.8].

Жизненный и творческий путь Александра Николаевича Островского неразрывно связаны с Костромской землей. Город Кострома послужил прототипом большинства волжских городов в островских пьесах. И благодарные потомки посчитали справедливым назвать беседку именем своего любимого драматурга [2.8].

Талант Александра Николаевича Островского в полной мере раскрылся в имении Щелыково. Здесь были созданы его известные произведения, такие как «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы», «Последняя жертва», сказка «Снегурочка». В настоящее время в селе Щелыково работает Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского «Щелыково», а сам писатель погребен в селе Николо-Бережки [2.8].

Драматический театр в Костроме носит имя великого драматурга. Он был образован в 1808 году, и уже более 2-ух столетий радует публику своими постановками [2.8].

Беседка Островского известна еще и тем, что она была «снята» в фильме «Жестокий романс» по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» [2.8].

В наши дни беседка Островского – одно их главных достопримечательных мест Костромы. Горожане любят приходить сюда и приводить в это место своих родных, друзей, гостей. И делают они это не только потому, что данное место связано с именем Александра Николаевича Островского, а еще и потому, что панорама, открывающаяся отсюда, невероятно прекрасна [2.8].

2.2 Портфель экскурсовода

«Портфель экскурсовода» - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле[1.2].
Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экскурсиях нередко получается так, что не все объекты, необходимые для раскрытия темы, сохранились. Например, экскурсанты не могут увидеть историческое здание, разрушенное от времени; деревню, уничтоженную в годы Великой Отечественной войны, и др. Иногда возникает необходимость дать представление о первоначальном виде того места, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, например, фотографии деревни или пустыря, панорамы строительства предприятия, жилого массива. Может возникнуть также задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демонстрируются проекты зданий, сооружений, памятников [1.2].

 

В экскурсиях бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или событиям, связанным с ним [1.2].

Более убедительной экскурсию делает демонстрация копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, о которых рассказывает экскурсовод[1.2].
И еще одна важная задача наглядных пособий на экскурсии - дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа подлинных образцов или их фотографий, макетов, муляжей) [1.2].
В «портфель экскурсовода» включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Такие «портфели» создаются, как правило, по каждой теме. Они являются постоянным спутником экскурсовода и помогают сделать любое путешествие в прошлое и настоящее более увлекательным и полезным. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии [1.2].

Драматический театр им. А.Н. Островского

Памятник А.Н. Островскому

 

Музей театра и костюмов Ф.Волкова

Федор Григорьевич Волков

 

Камерный театр им Б.И. Голодницкого

Театр кукол

Народная читальня

Театр сегодня

 

Беседка Островского

 

2.3 Характеристика экскурсии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: