Лабораторная работа №6
ИНТЕГРАЛ
Цель: закрепить знания по теме «Интеграл», научиться:вычислять интегралы путем применения таблицы и свойств интегралов, и с помощью простейших преобразований, приводящих подынтегральное выражение в табличному интегралу; выработать навык интегрирования подстановкой, установить связь подстановки с внесением под знак дифференциала;установить, для каких интегралов применяется интегрирование по частям, какая часть под интегрального выражения обозначается за и какая за ; вычислять определенный интеграл методами подстановки и по частям.
Ход выполнения работы:
I. Ответить на контрольные вопросы:
1. В чем состоит задача интегрального исчисления?
2. Определение первообразной функции.
3. Определение неопределенного интеграла.
4. Сформулируйте свойства неопределенного интеграла.
II. Выполнить практическое задание.
Методические рекомендации:
1. В следующих равенствах заполнить пропущенные места:
1)
Решение:
|
|
Дифференциал функции равен произведению производной функции на дифференциал независимой переменной, значит нужно найти функцию, производная которой равна . Это .
2) Ответ:
3) Ответ:
4) Ответ:
5) Ответ:
6) Ответ:
2. Найти интегралы:
Методические рекомендации:
Обратить внимание та то, что таблицу интегралов надо знать наизусть, чтобы свободно ею пользоваться.
ТАБЛИЦА ИНТЕГРАЛОВ
Найти интегралы:
1)
Решение:
Студент должен сформулировать правила интегрирования (интеграл от суммы и постоянном многочлене) и взять интегралы по формулам:
2)
3)
4)
4)
разделим числитель почленно на знаменатель
5)Вычислить интеграл
Решение:
Интеграл не является табличным. Табличный выглядит так: , для того, чтобы данный интеграл стал табличным, надо иметь , но , т.е. внесение постоянного множителя под знак дифференциала увеличивает дифференциал в раз: поэтому имеем:
7)
Под знаком интеграла степенная функция с показателем , но не табличный, т.к. в основании степени и под знаком дифференциала стоят разные выражения.
Рассмотрим т.е.
Получим: под знаком дифференциала, стоящего в интеграле, можно ввести любое постоянное слагаемое.
Вернемся к вычислению интеграла:
3. Найти инреграл, применив интегрирование подстановкой:
Методические рекомендации:
или .
Найти инрегралы, применив метод интегрирования по частям.
Методические рекомендации:
1. Вычислить:
Решение:
Видим, что из двух множителей и , первый упрощается после дифференцирования, а второй не изменяется, ни от дифференцирования, ни от интегрирования, получим:
|
|
2. Вычислить:
Решение:
видим, что множитель изменил степень, она стала на единицу меньше , еще раз применим интегрирование по частям
:
Замечание: в рассмотренных примерах мы следовали общему указанию: выбирать за множитель, упрощающийся от дифференцирования.
Попробуем отступить от этого указания.
Пусть .
При решении этого примера мы принимаем за множитель . Попробуем теперь принять за множитель , хотя он не упрощается от дифференцирования. Тогда
Хотя это равенство верное, но оно бесполезно, т.к. правый интеграл сложнее левого.
3. Вычислить:
Решение:
В этом примере от дифференцирования упрощается трансцендентный множитель, его и примем за .
Последний интеграл от неправильной рациональной дроби и надо исключить целую часть:
Значит: .
4. Вычислить определенный интеграл:
Методические рекомендации:
1. .
Решение:
.
2. .
3.
.
4. Найти площадь фигуры, ограниченной параболами
Методические рекомендации:
Решение. Найдём точки пересечения парабол. Для этого решим систему уравнений
.
Получили две точки
Найдём площадь фигуры:
Варианты заданий:
1 и 6 вариант
1. 2. 3.
4. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями
2 и 7 вариант
1. 2. 3.
4. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями
3 и 8 вариант
1. 2. 3.
4. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями
4 и 9 вариант
1. 2. 3.
4. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями
5 и 10 вариант
1. 2. 3.
4. Найти площадь криволинейной трапеции, ограниченной линиями
Вариант для бонусных баллов
1. 2. 3. 3.
4.Найти площадь фигуры, ограниченную линиями