Методы проектирования концепций

Проектирование концепции Работу исследователя можно сравнить с работой проектировщика, который проектирует новое устройство и располагает для этого соответствующими методами проектирования. Исследователь тоже проектирует, но предметом его проектирования может быть не только решение отдельной проблемы или исследовательской задачи, но и создание новой концепции развития или концепции решения комплекса проблем, новой концепции объяснения тех или иных непонятных явлений и предвидения их дальнейших изменений. Концепция – это комплекс положений, связанных общей исходной идеей, определяющих деятельность человека (управленческую, исследовательскую и пр.) и направленных на достижение определенной цели. Например, существуют различные концепции мирного использования атомной энергии, концепции реформирования экономики, американская и русская концепция космического пространства и пр. В области науки концепция помогает объяснять явления и, будучи комплексом основополагающих подходов и идей, организовывать исследования. В области практической деятельности человека она отражает исходные установки и посылки, цель и средства ее достижения. В частности, в области управления концепция отражает подходы к управлению, систему ценностей, по которым выбираются варианты решений, отбор факторов практического анализа и пр. И в этом своем качестве концепция управления, безусловно, определяет его эффективность и общий успех. Условно можно дать несколько названий различных концепций управления: концепция человеческого капитала, концепция культуры управления, концепция качества, концепция неформального управления и т.д. Все они отличаются систематизированными акцентами в управленческой деятельности, опорными факторами ее организации и осуществления. Концепция управления может быть предметом и результатом исследования управления и научно обоснованного проектирования. Методы дивергенции, трансформации и конвергенции Специфика такого предмета исследования определяет и методы его проведения. Это методы интеграции исследования и проектирования. Интеграция достигается последовательным, трехступенчатым использованием методов дивергенции, трансформации и конвергенции. Дивергенция – это прием расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. Наиболее эффективно использование дивергенции при неопределенной или неустойчивой цели исследования, или когда цель носит приблизительный, условный характер. К рассмотрению принимаются любые варианты возможных решений: не имеющие отношения к проблеме, противоречивые, неточные, отдаленные. Это и расширяет поле поиска. При этом направление исследования может меняться в ходе его проведения. Дивергенция – это проверка на устойчивость подходов, людей, направлений в исследовании, поиск парадигм и точек отсчета. На этом этапе не принимаются решения, это этап свободного блуждания в проблематике. Здесь наибольшую важность играет постановка вопросов, отражающих суть проблем. К методам дивергенции можно отнести: методы обобщения литературы; обсуждения; визуализации проблемы; анализ формулировок; инвентаризация точек зрения и подходов; анкетирование; накопление и систематизация информации; анализ ограничений.

Результатом дивергенции является наиболее корректная постановка проблемы, определение подходов и целей ее решения, а также шкалы оценок вариантов решений.

Следующим этапом исследования, характеризующим специфические методы его проведения, является этап трансформации. Трансформация – это изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, отвечает потребностям и целям исследования. Трансформация заключается в структурировании, преобразовании проблемы и представлении ее в виде ясной схемы, отражающей содержание и особенность исследовательских задач. Это построение модели решения проблемы в соответствии с выбранными подходами и оценками, установление границ исследования, отделение главного от второстепенного. Трансформация включает в себя декомпозицию проблемы, установление инструментария ее решения, формулирования ключевых понятий, которыми следует оперировать при проведении исследования. Это и должно быть результатом трансформации. В этом результате уже закладываются посылки окончательного решения, но оформление производится на следующем этапе.

К методам трансформации относятся методы:

смещения ограничений;

классификации;

ликвидации тупиковых направлений;

уточнения структуры проблемы;

морфологического анализа;

ранжирования;

выбора критериев;

определения новых свойств;

проектирования исследования;

установления взаимодействий.

Третий этап называется конвергенцией, которая заключается в последовательном разрешении второстепенных и альтернативных проблем пока не определится окончательное решение, характеризующее достижение цели исследования.

Особенностью конвергенции является использование методик строгого логического отбора, исключение альтернатив по устанавливаемым критериям, устранения неопределенности. Главную роль здесь должна играть формула принятия решений, последовательно уменьшающая их разнообразие. Конвергенция – это конкретизация и детализация исследовательских решений, сокращение поля поиска, определение сочетания различных характеристик и свойств, превращение совокупности идей в концепцию нового управления.

К методам конвергенции относятся методы:

практической конкретизации;

расчета и количественного анализа;

концептуального упорядочения;

выбора оптимального варианта;

установления взаимодействий;

обсуждения практической ценности;

ресурсно-стоимостного анализа.

Таким образом, на этапе дивергенции осуществляется расширение области или поля поиска как проблем, так и их свойств и характеристик; на этапе трансформации – поиск наиболее точной формулировки проблемы, установления ее содержания и подходов к решению; на этапе конвергенции – построения нового управления на основе выделения главного, определения необходимого сочетания характеристик и свойств.

Эти этапы отражают последовательность рациональных мыслительных процессов при проведении исследования. Нетрудно заметить, что они включают как интуитивное мышление, присущее в той или иной мере каждому исследователю, так и логическое, определяющее строгие критериальные оценки и отбор вариантов. Кроме того, эти этапы мышления включают и процедурные проблемы исследования – изучения в процессе исследования того, как лучше исследовать проблемы. Наконец, это и рационально-практические методы исследования.

Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления Использование всех этих методов в единстве, взаимодействии и определенной последовательности дает большой эффект, потому что позволяет выйти за границы привычного и по принципу внешнего дополнения посмотреть на предмет исследования в новом ракурсе и увидеть, казалось бы, невидимое. Это расширяет и обогащает информацию. Кроме того, эти методы предохраняют исследователя от видимости удачной идеи, заставляют сомневаться и продолжать поиск до рационального его завершения. В деятельности исследователь большую роль может играть метод переключения стратегий. Он заключается в обеспечении связи и взаимодействия спонтанного и организованного мышления. И то и другое объективно существует в практике исследования и характеризует различные стратегии мыслительного процесса. Стратегия мышления отражает связь истоков (побуждений, причин) и направленность (целей, предполагаемых результатов) мыслительного процесса. Истоками мышления могут быть случайные, спонтанные факторы деятельности человека. Но они не всегда обнаруживают связь с определенной направленностью мыслительного процесса, существуют сами по себе и часто исчезают за ненадобностью или проявляются в таких, же случайных направлениях мысли, какими сами являются. Подчинить спонтанные факторы мышления общему процессу исследовательского мышления – вот главная задача исследователя. С другой стороны, организованное мышление может быть также отключенным от спонтанного мышления. Нельзя исследовать проблемы, полагаясь только на логику. Оригинальные и новые решения очень часто находятся в плоскости непредвиденных впечатлений, неосознанных посылок, случайных мыслей. Эти процессы можно и очень полезно мотивировать и связывать с организованным мышлением. В этом и заключается суть метода переключения стратегии мышления. И главное здесь заключается в том, что сама стратегия поиска должна меняться под воздействием взаимодействия спонтанного и организованного мышления. Сопоставления спонтанных мыслей и организованных дает возможность перехода к новой стратегии мышления. Но в использовании этого методы возникает множество трудностей. Одна из них – несовместимость спонтанного и организованного мышления, хаотичность первого и строгость, точнее, систематичность второго. Два этих типа мышления разрушают друг друга, и надо приложить много усилий, чтобы совместить и связать их. Эти усилия проявляются в умении переключаться с одной мысли на другую, не теряя при этом цели и общей схемы исследования. Метод переключения стратегия – это разрешение конфликта жесткого и гибкого мышления в процессах проведения исследования. Использование этого метода возможно как в индивидуальной, так и в коллективной исследовательской работе.
Метод Мэтчета Содержание метода Мэтчета

Метод Мэтчета – это освоение приемов управления собствен­ным образом мыслей, корректировки его в соответствии с характером иссле­довательских целей и проблем. Это приемы изменения как бы режимов мы­шления для его сознательного приспособления к целям исследования.

Поня­тие режима мышления отличается от понимания типа мышления. Тип мышления – это индивидуальные особенности человека, связанные с его способностями, опытом, знаниями, исследовательским талантом. Режиммышления – это сознательная организация мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы.

Метод Мэтчета разработан для задач проектирования, но имеет универсальный характер и может быть успешно использован для любых исследовательских задач.

Режимы мышления

Первый режим мышления – это выделе­ние основных элементов мысли. Мэтчет назвал эти элементы «течтемами». Это название соответствует обратному прочтению имени автора этого мето­да. Течтемы являются средством осознания исследователем разнообразия действий, которые он может предпринять на каждом из этапов исследования. Мэтчет рекомендует структурировать течтемы по семи группам:

А. Варианты подходов:

- потребность в исследовании;

- ключевая категория исследования;

- предварительная гипотеза;

- парадигма исследования;

- переключение.

Б. Варианты суждений:

- предположить;

- оценить;

- сравнить (суждения, подходы и пр.);

- экстраполировать;

- оставить без изменений;

- предвидеть.

В. Варианты стратегий:

- продолжить в избранном направлении;

- продолжить и расширить круг проблем;

- изменить направление;

- сопоставить с прошлым;

- сопоставить с будущим;

- изучить детали;

- обобщить;

- искать противоречия;

- продолжить более интенсивно;

- прекратить.

Г. Варианты тактик:

- оценить риск;

- определить последствия;

- развить идею;

- сравнить с аналогичными ситуациями;

- разделить действия;

- приспособить к объяснению известное;

- сосредоточиться на частичном;

- разложить на компоненты;

- установить причины;

- оценить возможность нового подхода;

- заменить решение на обратное;

- сравнить варианты.

Д. Варианты взаимодействий:

- накапливать и хранить решения;

- выявить зависимости;

- отложить принятие решения;

- проверить на избыточность;

- проверить на соответствие;

- соотнести с известным;

- сообщить идею.

Е. Варианты формулирования понятий:

- использовать понятие;

- изменить ракурс абстракции;

- использовать схему стратегии;

- изменить точку зрения;

- сравнить с существующей ситуацией;

- сравнить с возможной ситуацией;

- использовать первичное кольцо;

- использовать вторичное кольцо.

Ж. Варианты препятствий:

- обойти препятствие;

- разрушить препятствие;

- устранить препятствие;

- начать деятельность с нуля;

- начать новый этап деятельности;

- действовать одновременно в разных направлениях.

Главное в использовании этого метода – это способности и умения управлять собственным мышлением, построить такую технологическую схему мышления и стратегию, которая соответствовала бы целям исследования и характеру проблем.

В построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, т.е. такие, которые определяют последовательность развивающегося исследовательского действия, ведущего к ожидаемому результату. Можно сформулировать для примера один из вариантов таких вопросов.

Зачем необходимо исследование? Какова его цель и потребность?

Что является предметом исследования? Какова проблема?

Существуют ли и каковы ресурсы проведения исследования?

Что дает исследование? Каковы предполагаемые последствия?

Как организовать исследование?

Что может быть препятствием в проведении исследования?

Насколько своевременно проведение исследованию?

Готов ли персонал к исследованию? Следует ли ожидать противодействия или непонимание в проведении исследования? В какой ситуации проводится исследование? Ситуации последовательного развития, ожидания изменений, стабильности, конфликтности, сползания (потери позиций), реструктуризации.

Какими методами можно исследовать проблему, ситуацию, тенденцию и пр.?

Второй режим мышления – это мышление страте­гическими схемами. Данный режим мышления отражает развитую способность строить и выбирать стратегию, т. е. поставить ясную цель и видеть возмож­ные пути достижения этой цели. Это также способность сравнивать достигнутое с намеченным и разрабатывать раз­нообразные стратегические схемы.

Третий режим – это мышление в параллельных плоскостях. Это способность исследователя не только мыслить, но и следить за собственными мыслями и действиями, оценивать их определенным образом, определять в процессах мышления ключевые моменты и сосредоточивать внимание на них.

Четвертый режим – это голографическое мышление, мышление с разных точек зрения и в различных ракурсах видения проблемы.

Пятый режим – это мышление образами. Это ассоциативное мышление, способность исследователя отождествить проблему или гипоте­зу, ситуацию с каким-либо образом (слу­ховым образом музыки или зрительным образом картины). Весьма продуктивное мышление, имеющее большой потенциал открытий в исследовательской деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: