double arrow
Тема «Нормативное обеспечение бюджетного процесса»

1

Лекция 4

Учитывая важность бюджета в жизни страны, отношения, обеспечивающие его осуществление и функционирование регулируются специальными законодательными и нормативными актами, определяемыми как бюджетное законодательство.

Изменения, происходящие в РФ с 1991 года, повлекшие за собой изменение государственного устройства, бюджетного устройства и т.д. требовали изменения бюджетного законодательства. Как один из основных этапов реформирования бюджетного законодательства, следует отметить принятие 31.07.1998 года Бюджетного кодекса РФ.

Причины, побудившие принятию БК:

- отсутствие действующей системы нормативных актов, регулирующей бюджетные правоотношения.

Законы РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (в редакции закона РСФСР от 18.12.91 № 2056-1, Законов РФ от 07.02.92 № 2301-1; от 24.06.92 № 3119-1; Федеральных законов от 5.11.94 № 36-ФЗ; от 31.07.95 № 118-ФЗ) и Закон РФ от 15.04.93 № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов устарели и не соответствовали действующей Конституции РФ.

- рассмотрение и утверждение федерального бюджета ежегодно регулировалось специальными законами;

- имелись крупные концептуальные недостатки в организации бюджетного процесса;

- многие законы были приняты в качестве основ, что требовало издания специальных законов или подзаконных актов, но такой процесс правового развития не состоялся;




- правовое регулирование бюджетного процесса и бюджетных отношений оказалось неравномерным, т.е. порой в них отсутствовали нормы, регламентирующие процесс исполнения федерального бюджета, контроль за исполнением, отношение бюджета с негосударственными предприятиями. Не имела закрепления концепция казначейского исполнения бюджета;

-ежегодно менялся порядок организации взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ при составлении и утверждении федерального бюджета;

-отсутствие законодательно закрепленной ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, не возврат бюджетных ссуд и т.д.

В целяхустранения перечисленных причин был разработан и принят Бюджетный кодекс РФ. Он утвержден Федеральным законом № 145-ФЗ 31 июля 1998 года, введен в действие с 01.01.2000 года.



Бюджетному кодексу принадлежит приоритет в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса в России. Он служит целям финансового регулирования, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

.

Статья 1 БК определяет следующие правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

В целом Бюджетный кодекс призван обеспечить единообразное применение бюджетных норм и правил на всех стадиях бюджетного процесса, включая исполнение бюджетов.

Происходящие экономические и политические изменения в стране требуют постоянной корректировки норм БК РФ, что осуществляется путем внесения изменений в него. Так наиболее существенные изменения и дополнения внесены Федеральными законами № 116-ФЗ от 05.08.2000г. , №126 ФЗ от 08.08.01г. …, №120 ФЗ от 20.08.04г., № 63-ФЗ от 26.04.2007.

Подчеркивая значение и масштабность Бюджетного кодекса, как правового документа, следует отметить, что это не единственный документ, регулирующий бюджетные правоотношения. Бюджетно-правовые нормы могут содержаться в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, а также в актах федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти. Среди последних особое место занимают приказы и инструкции министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации и муниципальных образований.

Полномочия по применению нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения определены БК РФ(ст.3 БК)

1





Сейчас читают про: