Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Бюджетный процесс предполагает последовательное развитие финансово-бюджетных отношений, связанных с формированием и использованием централизованного денежного фонда в течение финансового года. Выделяют четыре стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют друг друга:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
На стадии составления проекта бюджета определяются общий объем бюджетного фонда, структура бюджетных доходов и расходов, размер бюджетного дефицита и источники его финансирования, другие параметры бюджетного перераспределения.
|
|
На стадии рассмотрения и утверждения бюджета происходит сглаживание противоречий бюджетного перераспределения в условиях ограниченности бюджетных ресурсов на основе приоритетов финансово-бюджетной политики. Это весьма важная стадия, так как она обеспечивает коллегиальность принятия решений о бюджете, ответственность за бюджет не только исполнительной, но и законодательной ветви власти. Принятый законодательно бюджет становится общегосударственным законом.
Исполнение бюджета — сложный процесс, отражающий фактическое зачисление доходов в бюджет и фактическое осуществление бюджетных расходов в течение финансового года, которые могут не совпадать с плановыми проектировками в силу изменяющихся обстоятельств.
Четвертой, завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Данная стадия обеспечивает полноту информации о фактическом исполнении бюджета, анализ отклонений фактических и плановых показателей, а также оценку результативности и эффективности бюджетного перераспределения.
В целом бюджетный процесс решает следующие задачи:
1) выявление материальных и финансовых резервов государства;
2) определение доходов бюджета в соответствии с прогнозами социально-экономического развития;
3) установление расходов бюджета исходя из потребностей финансирования государственных социально-экономических мероприятий;
4) сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;
5) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;
|
|
6) усиление контроля за расходованием бюджетных средств.
В России участниками бюджетного процесса являются:
- Президент РФ;
- высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- Центральный банк РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.