Выше мы определяли сущность инженерного мышления как когнитивного процесса, нацеленного на технические инновации, что неосуществимо вне технического творчества.
Особенность инженерной деятельности определяет и специфику инженерного мышления, которое необходимо для ее реализации. Оно, по своим основным характеристикам, отличается и от научного, и от технического, и от обыденного типов мышления. Это отличие образуют ориентация и включенность инженерного мышления не только в проектирование и конструирование, но и в управление, организацию и реализацию технологий. Технологизированность инженерного мышления определяет привлечение знаний естественнонаучного, технического, социально-экономического, психологического и даже эстетического характера. Инженерное мышление является инновационным по самому своему существу, поэтому оно невозможно без инженерной инициативы и творчества.
По мнению отечественного философа, специалиста в области философии техники Ракитова А.И. [7], современное инженерное мышление отличается следующими признаками:
|
|
1. системность — она требуется при создании, как простейших технических изделий, так и современных сложных технических систем (транспортных, ирригационных, коммуникативных систем, городов, космических технологий и т.п.). Необходимость учитывать при их создании экономические, экологические, социальные, психологические, здравоохранительные и т.д. последствия делает инженерное мышление главным генератором системности;
2. рациональность — инженерное мышление целиком рационально (оно лишено всякой таинственности, сакральности, закодированности) и имеет тенденцию к формализации и стандартизации в целях удобства хранения, распространения и использования;
3. расчетность — современное инженерное мышление является математически обоснованным; расчетность есть одна из форм математизации. Расчетность становится доминантой инженерного мышления в период научно-технической революции.
4. машинность — развитое инженерное мышление формируется на машинной основе, как мышление по поводу конструирования, создания и эксплуатации машин, приборов, приспособлений и применения их для решения различных задач;
5. научность — современное инженерное мышление глубоко научно, его по праву можно назвать технически научным. Инженерное мышление выработало свои собственные науки – технические.
Необходимо отметить связь инженерного мышления с художественным. Инженер как и художник широко использует для выражения своих идей графических средств — чертежей, схем. Мышление инженера разворачивается в идеализированной графической плоскости, но не с целью вызвать эстетическое наслаждение, а для детализации и конкретизации предварительной инженерной идеи. На связь технической и инженерной деятельности указывал и выдающийся русский инженер и философ — П.К. Энгельмейер.
|
|
Эффективное функционирование современного инженерного мышления на настоящем этапе развития цивилизации невозможно без включения в него таких компонентов как экологизация и гуманизация. Они выступают как социально и экономически целесообразное стремление использовать технику и технологию для создания безопасности, максимального комфорта и удобства во всех сферах жизнедеятельности человека. Современный инженер несет ответственность за конструирование, создание, использование и развитие не только техники и технологий, но и всей предметной среды, социальной и культурно-духовной сферы. Это обусловливает то, что экологизация и гуманизация становятся неотъемлемыми чертами инженерного мышления.
В современной инженерной деятельности все чаще решаются нетрадиционные задачи, требующие нового инженерного мышления. Для нетрадиционных видов инженерной деятельности и мышления характерны ряд особенностей:
1. связь инженерных аспектов деятельности с социальными, экономическими и экологическими аспектами. Все чаще инженер вынужден разрабатывать не просто технические, но и нетехнические подсистемы, разработка которых предполагает обращение к таким дисциплинам как инженерная психология, дизайн, прикладная экология и социология;
2. необходимость моделировать и рассчитывать не только основные процессы проектируемого инженерного объекта, но и возможные последствия его функционирования, особенно отрицательные.
3. новый характер инженерного мышления, предполагающего более высокую инженерную культуру личности инженера, использование в работе методов современной и методологии и прикладных гуманитарных наук. Наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. Для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты — инженеры-системотехники.
Одна из проблем отечественного инженерного образования — узкая специализация инженеров. Но сегодня, в ХХI в., когда инженерное проектирование становится системным, инженер должен иметь многостороннее образование: не только хорошо знать чисто технические дисциплины, но и иметь солидную общекультурную и гуманитарную подготовку. Между тем на общественные науки все еще смотрят как на досадный “довесок” к инженерной подготовке. В этом отношении мы отстаем от многих зарубежных стран. Например, в высшей технической школе США общественные дисциплины занимают свыше 20% от общего учебного плана, в нашей стране около 12% к общему плану вуза.
Важное место в гуманизации технического знания занимает философия. Сегодня, когда техницистские концепции завладели многими умами, философия призвана раскрыть социальную природу технического знания и деятельности, сформировать понимание гуманистического смысла в деятельности инженера. Техническое знание дает представление о конкретных технических системах, но оно не в состоянии осуществить широкий мировоззренческий анализ техники, обосновать систему общественных ценностей, которые задают конечные цели инженерно-технической деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте инженерное творчество как самореализацию человека, его духовное самоутверждение.
2. Какие конкретно виды технического творчества составляют инженерную деятельность?
3. Что выделяет инженерную деятельность от других видов человеческой деятельности?
|
|
4. Когда возникает инженерная профессия?
5. На какие три акта, согласно Энгельмейеру, распадается техническое изобретение?
6. Что отличает инженерную деятельность от ремесленно-технической?
7. В чем заключается отличие изобретения от конструкторской деятельности?
8. Назовите признаки, отличающие современное инженерное мышление.
9. Что включает в себя полный цикл инженерной деятельности?
Темы для докладов, рефератов, сообщений:
1. Сущность и специфика инженерного творчества.
2. Инженерное мышление в контексте компьютерной революции.
3. Становление инженерной профессии.
4. Особенности инженерной деятельности на современном этапе.
5. Эволюция инженерной деятельности в ХХI веке.
6. Проблема гуманизации современного инженерного образования.