Инженерное мышление, его специфика

Выше мы определяли сущность инженерного мышления как когнитивного процесса, нацеленного на технические инновации, что неосуществимо вне технического творчества.

Особенность инженерной деятельности определяет и специфику инженерного мышления, которое необходимо для ее реализации. Оно, по своим основным характеристикам, отличается и от научного, и от технического, и от обыденного типов мышления. Это отличие образуют ориентация и включенность инженерного мышления не только в проектирование и конструирование, но и в управление, организацию и реализацию технологий. Технологизированность инженерного мышления определяет привлечение знаний естественнонаучного, технического, социально-экономического, психологического и даже эстетического характера. Инженерное мышление является инновационным по самому своему существу, поэтому оно невозможно без инженерной инициативы и творчества.

По мнению отечественного философа, специалиста в области философии техники Ракитова А.И. [7], современное инженерное мышление отличается следующими признаками:

1. системность — она требуется при создании, как простейших технических изделий, так и современных сложных технических систем (транспортных, ирригационных, коммуникативных систем, городов, космических технологий и т.п.). Необходимость учитывать при их создании экономические, экологические, социальные, психологические, здравоохранительные и т.д. последствия делает инженерное мышление главным генератором системности;

2. рациональность — инженерное мышление целиком рационально (оно лишено всякой таинственности, сакральности, закодированности) и имеет тенденцию к формализации и стандартизации в целях удобства хранения, распространения и использования;

3. расчетность — современное инженерное мышление является математически обоснованным; расчетность есть одна из форм математизации. Расчетность становится доминантой инженерного мышления в период научно-технической революции.

4. машинность — развитое инженерное мышление формируется на машинной основе, как мышление по поводу конструирования, создания и эксплуатации машин, приборов, приспособлений и применения их для решения различных задач;

5. научность — современное инженерное мышление глубоко научно, его по праву можно назвать технически научным. Инженерное мышление выработало свои собственные науки – технические.

Необходимо отметить связь инженерного мышления с художественным. Инженер как и художник широко использует для выражения своих идей графических средств — чертежей, схем. Мышление инженера разворачивается в идеализированной графической плоскости, но не с целью вызвать эстетическое наслаждение, а для детализации и конкретизации предварительной инженерной идеи. На связь технической и инженерной деятельности указывал и выдающийся русский инженер и философ — П.К. Энгельмейер.

Эффективное функционирование современного инженерного мышления на настоящем этапе развития цивилизации невозможно без включения в него таких компонентов как экологизация и гуманизация. Они выступают как социально и экономически целесообразное стремление использовать технику и технологию для создания безопасности, максимального комфорта и удобства во всех сферах жизнедеятельности человека. Современный инженер несет ответственность за конструирование, создание, использование и развитие не только техники и технологий, но и всей предметной среды, социальной и культурно-духовной сферы. Это обусловливает то, что экологизация и гуманизация становятся неотъемлемыми чертами инженерного мышления.

В современной инженерной деятельности все чаще решаются нетрадиционные задачи, требующие нового инженерного мышления. Для нетрадиционных видов инженерной деятельности и мышления характерны ряд особенностей:

1. связь инженерных аспектов деятельности с социальными, экономическими и экологическими аспектами. Все чаще инженер вынужден разрабатывать не просто технические, но и нетехнические подсистемы, разработка которых предполагает обращение к таким дисциплинам как инженерная психология, дизайн, прикладная экология и социология;

2. необходимость моделировать и рассчитывать не только основные процессы проектируемого инженерного объекта, но и возможные последствия его функционирования, особенно отрицательные.

3. новый характер инженерного мышления, предполагающего более высокую инженерную культуру личности инженера, использование в работе методов современной и методологии и прикладных гуманитарных наук. Наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. Для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты — инженеры-системотехники.

Одна из проблем отечественного инженерного образования — узкая специализация инженеров. Но сегодня, в ХХI в., когда инженерное проектирование становится системным, инженер должен иметь многостороннее образование: не только хорошо знать чисто технические дисциплины, но и иметь солидную общекультурную и гуманитарную подготовку. Между тем на общественные науки все еще смотрят как на досадный “довесок” к инженерной подготовке. В этом отношении мы отстаем от многих зарубежных стран. Например, в высшей технической школе США общественные дисциплины занимают свыше 20% от общего учебного плана, в нашей стране около 12% к общему плану вуза.

Важное место в гуманизации технического знания занимает философия. Сегодня, когда техницистские концепции завладели многими умами, философия призвана раскрыть социальную природу технического знания и деятельности, сформировать понимание гуманистического смысла в деятельности инженера. Техническое знание дает представление о конкретных технических системах, но оно не в состоянии осуществить широкий мировоззренческий анализ техники, обосновать систему общественных ценностей, которые задают конечные цели инженерно-технической деятельности.

 

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте инженерное творчество как самореализацию человека, его духовное самоутверждение.

2. Какие конкретно виды технического творчества составляют инженерную деятельность?

3. Что выделяет инженерную деятельность от других видов человеческой деятельности?

4. Когда возникает инженерная профессия?

5. На какие три акта, согласно Энгельмейеру, распадается техническое изобретение?

6. Что отличает инженерную деятельность от ремесленно-технической?

7. В чем заключается отличие изобретения от конструкторской деятельности?

8. Назовите признаки, отличающие современное инженерное мышление.

9. Что включает в себя полный цикл инженерной деятельности?

 

 

Темы для докладов, рефератов, сообщений:

1. Сущность и специфика инженерного творчества.

2. Инженерное мышление в контексте компьютерной революции.

3. Становление инженерной профессии.

4. Особенности инженерной деятельности на современном этапе.

5. Эволюция инженерной деятельности в ХХI веке.

6. Проблема гуманизации современного инженерного образования.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: