Общие методические указания. Инженерная геодезия

ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОДЕЗИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ (заочной и очной форм обучения) СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО

НАПРАВЛЕНИЮ 270102

Краснодар, 2009

Методические указания переработаны и составлены:

профессорами Бень В.С. и Соколовым Ю.Г., ассистентами Бондаренко А.С. и Зоненко С.А.

 

 

При разработке использованы методические указания для студентов-заочников строительных специальностей высших учебных заведений разработанные А.С. Кучко, С.Ф. Мовчан. Под общей редакцией профессора А.С. Кучко. – М.: Высш. Шк., 1987.

 

Рекомендуются к изданию методической комиссией инженерно-строительного факультета. Протокол № 8 от 6 апреля 2009 года

 

Рецензент - заместитель заведующего кафедры архитектуры Куб ГАУ, профессор Бареев В.И.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение – 4 –
Раздел 1. Общие сведения о геодезии и геодезических измерениях – 7 –
Контрольная работа №1. Задание 1. Ответы на вопросы по темам 1-8 раздела 1-общие сведения о геодезии и геодезических измерениях – 20 –
Задание 2. Вычисление исходных дирекционных углов линий. Решение прямой и обратной геодезических задач – 20 –
Задание 3. Составление контурного плана строительной площадки – 25 –
Задание 4. Обработка материалов нивелирования поверхности по квадратам – 38 –
Контрольная работа 2. Задание 1. Ответы на вопросы по темам 9-12 специальной части курса раздела 2 – 45 –
Задание 2 Решение задач по обработке результатов геометрического нивелирования. Задание 3. Камеральная обработка результатов линейных изысканий трассы автодороги от ПК0 до ПК9 – 45 –
Список литературы – 55 –
Справочный материал – 56 –
Условные знаки – 60 –

 

.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены применительно к типовой программе курса инженерной геодезии для высших учебных заведений по строительным специальнос­тям, утвержденной Минвузом РФ 07.03. 2000 г. (регистрационный номер 12 тех/дс). Содержат общие методические указания, а также рекомендации по изучению тем курса с вопросами и задачами для самостоятельной работы студентов, задания на контрольные работы и пояснения по их выполнению.

С учетом квалификационных характеристик и требований современного строи­тельного производства к геодезической подготовке инженеров-строителей определены знания и умения, приобретаемые студентами в результате изучения дисциплины. В контрольные задания включены вопросы, связанные с задачами строительного производства, на которые студент должен представить ответы.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате изучения инженерной геодезии, определяются в соответствии с квалификационными характеристиками ин­женера-строителя и потребностями строительного производства следующим образом.

Специалист должен знать: состав и технологию геодезических работ, обеспечи­вающих изыскания, проектирование и строительство сооружений, основы выполнения геодезических разбивочных работ, геодезического контроля монтажа конструкций в процессе строительства и эксплуатации сооружения.

Специалист должен уметь: ставить перед соответствующими геодезическими службами конкретные задачи, свя­занные с возведением строительного объекта на любом его этапе курировать и направлять эти работы; квалифицированно использовать топографо-геодезические матери­алы для решения различных проектно-изыскательских задач; пользоваться основными геодезическими приборами, применяемыми на стройке; самостоятельно проводить несложные геодезические измерения и топографические съемки небольших участков, отводимых под строительство; выполнять геодезические разбивочные работы и испол­нительные съемки на строительной площадке, нивелирные работы по трассам соору­жений линейного типа; осуществлять геодезический контроль геометрической точ­ности строительно-монтажных работ.

Инженерная геодезия опирается на математику и физику, тесно связана с вычислительной техникой. Современные геодезические средства измерений созданы на основе новейших достиже­ний физики, точной механики, радиоэлектроники. В практике инженерно-геодезиче­ских работ широко используются лазерные приборы, новые типы теодолитов и нивелиров. Много внимания уделяется вопросам автоматиза­ции полевых и камеральных топографо-геодезических работ на базе применения ПЭВМ. В практике изыскательских работ для строительства применяются стереофотограмметрические съемки, методы лазерного сканирования местности и сооружений, спутниковые технологии создания планово-высотного обоснования. Информация о местности, получаемая геодезиче­скими и аэрокосмическими методами, широко используется для создания цифро­вых моделей местности, в системах автоматизированного проектирования.

В соответствии с принципом непрерывной математической подготовки студентов при изучении инженерной геодезии, с одной стороны, используются знания, получен­ные студентами при изучении высшей математики, в частности разделов - дифферен­цирование функций и теория вероятностей. С другой стороны, обеспечивается практи­ческое применение и закрепление этих знаний при выполнении инженерных расчетов, связанных с решением инженерно-геодезических задач.

В ходе изучения инженерной геодезии раскрываются связи этой дисциплины с другими специальными дисциплинами учебного плана, пути использова­ния знаний инженерной геодезии при разработке курсовых работ и дипломных проектов.

В основу изучения дисциплины поло­жена действующая типовая учебная программа.

Раздел 1 содержит темы, раскрывающие общие, принципиальные основы геодезии- сведения о фигуре Земли и системах координат; об ориентировании линий; о топографических планах и картах; о методах обработки геоде­зических измерений и оценки их точности; о геодезических измерениях; о геодезических сетях; о топографических съемках. Учебный материал этого раздела, по существу, представляет собой необходимый комплекс знаний, определений и понятий, на базе кото­рых изучаются темы последующих разделов программы

Раздел 2 содержит темы, относящиеся к геодезическому обеспечению всех видов строительства: геодезические работы при инженерных изысканиях; перенесение на местность проектов застройки и планировки; геодезические работы и геодезический контроль в ходе строительства; геодезические наблюдения за осадками и смещениями конструкций зданий и сооружений.

Студенты изучают инженерную геодезию, слушая лекции и выполняя лабораторные работы в период лабораторно-экзаменационных сессий, самостоятельно изучая учебную литературу, выполняя контрольные работы по индивидуальным заданиям и указаниям, приводимым в рецензиях на эти работы, а также с помощью устных и письменных консультаций.

В лекциях по инженерной геодезии, читаемых студентам, освещаются узловые вопросы теории, принципы и схемы вывода основных формул, их значение и практическое применение. Выделяется наиболее трудный для усвоения учебный материал, излагаются вопросы программы, которые не нашли должного отражения в учебной литературе. Даются методические указания по самостоятельному изучению учебной литературы, способствующие целостному восприятию и глубокому понима­нию учебного материала и своевременному выполнению контрольных работ.

Лабораторные работы выполняются в соответст­вии с индивидуальными заданиями; результаты выполнения работ оформляются в отдельной тетради.

В процессе изучения курса студенты-заочники выполняют две контрольные работы, которые с краткой пояснительной запиской представляются для рецензиро­вания в установленные вузом сроки.

По дисциплине предусмотрен один курсовой зачет и один экзамен. На зачете и экзамене предъявляются: зачтенные контрольные работы с рецензиями; тетради с результатами выполнения всех лабораторных работ.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Успешному усвоению учебного материала по инженерной геодезии способствует посещение лекций, читаемых в период лабораторно-экзаменационных сессий. Анализ результатов экзаменационных сессий показывает, что успешно выполняют контроль­ные работы и сдают экзамены студенты, посещавшие лекционные занятия; большие трудности возникают у студентов, которые по каким-либо причинам не могли посе­щать лекции. Это обусловлено тем, что учебники и учебные пособия по дисциплине предназначены для очной формы обучения и не учитывают специфику обучения без отрыва от производства. Поэтому методические рекомендации преподавателя-лектора по изучению теоретического курса приобретают первостепенное значение.

Важный элемент заочного обучения - систематическая работа студента в меж­сессионный период. Студенты-заочники, руководствуясь программой курса, методи­ческими рекомендациями преподавателя и настоящими методическими указаниями, самостоятельно изучают основную литературу: учебники "Инженерная геодезия" или . Для более углубленного и подробного изучения отдельных вопросов рекомендуется дополнительная литература. При самостоятельном изучении учебного материала по рекомендованной литературе следует руководствоваться методическими указаниями по изучению отдельных тем.

Лучшее усвоение материала достигается, если та или иная глава прочитывается дважды: сначала для общего ознакомления, затем для углубленного изучения. Особое внимание должно быть обращено на понимание существа применяемых в книгах тер­минов. Дисциплина "Инженерная геодезия" имеет свою терминологию, без знания которой нельзя обойтись. За каждым термином стоит вполне определенное понятие. Применяемые термины и их определения закреплены ГОСТами и СНиПами. Четкое понимание и правильное использование терминов обеспечит успешное усвоение изуча­емого материала.

В учебной литературе по изучаемой дисциплине содержится много формул, ил­люстраций и цифровых данных. Следует обращать внимание на последовательность вывода формул и имеющиеся допущения, оценивать влияние "отбрасываемых" членов и уяснять область применения той или иной формулы.

Изучение литературы сопровождается обязательным составлением конспекта. Конспектирование помогает сосредоточить внимание и лучше понять прочитанное, выявить основное. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти прочитанное. Лучшая форма конспектирования - тезисная, когда в конспекте формулируют законченные выводы (положения), описывающие основные закономерности, излагают понятия, определения в их логической последовательности с четким делением на темы и вопросы.

Ведение конспекта в тезисной форме предусматривает творческую переработку изучаемого текста, изложение основного содержания своими словами. Хорошее оформление конспекта не только вырабатывает аккуратность и привычку к порядку в работе, но и избавляет студента от многочисленных ошибок, напрасной потери времени, которые неизбежны при небрежном, беспорядочном конспектиро­вании. Составленный конспект используется для второго чтения изучаемого материала при подготовке к зачету и экзамену.

Глубина и полнота усвоения учебного материала проверяются в результате отве­тов на вопросы для самостоятельной работы по каждой теме. Ответы записывают в рабочую тетрадь.

Основной отчетный документ, определяющий качество самостоятельного изуче­ния учебного материала, - контрольная работа. Контрольные работы выполняются в соответствии с индивидуальным заданием и указаниями, которые выдаются каждому студенту персонально или приводятся в насто­ящем пособии. При выполнении контрольных работ необходимо не только дать исчер­пывающие решения задач, предусмотренных заданием, но и составить краткую поясни­тельную записку с анализом полученных результатов, а также привести ответы на те контрольные вопросы, которые предусмотрены индивидуальным заданием.

При составлении ответов на вопросы, предусмотренные контрольными задания­ми, необходимо показать, что учебный материал проработан и усвоен. Ответы должны быть достаточно исчерпывающими и обоснованными, в необходимых случаях допол­нены чертежами и зарисовками. Решения задач должны сопровождаться кратким пояснительным текстом, в котором указывается, какая величина определяется и по какой формуле, какие числовые значения подставляются в формулы и откуда они берутся; необходимо показать ход решения задачи, привести единицы физических величин, дать краткий анализ полученных результатов и сделать выводы. В ответах высоко ценится творческая инициатива в развитии темы, наличие обобщений, критическая оценка приводимого материала, его связь с ГОСТом, СНиПом, действующими инструкциями и руководствами.

Оформлять контрольные работы следует четко, чернилами, оставляя поля для замечаний преподавателя. После рецензирования контрольных работ студенту-заочни­ку сообщается отзыв об их качестве. Замечания рецензента студент должен продумать, а если потребуется дополнительная доработка, тщательно ее выполнить, включая изучение дополнительной литературы.

Необходимо помнить, что сознательное выполнение контрольных работ на основе предварительно изученного и усвоенного учебного материала, соблюдение рекоменда­ций, правил и методических указаний исключают появление ошибок и обеспечивают получение прочных знаний, что в конечном счете экономит время и уменьшает трудо­вые затраты на выполнение работ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: