Сборно-разборные защитные экраны предусматривают возможность их быстрой разборки и сборки, поэтому сооружаются там, где эксплуатационные условия требуют изменять габариты помещений и конфигурацию защиты. Когда такие требования реализуются при проектировании, то предусматривается возможность разборки, демонтажа, переноски, складирования и вновь сборки элементов защиты с учетом габаритов помещений, подъемно-транспортного оборудования и т.п.
Сборно-разборные радиационные защиты выполняется из полнотелых плит, балок, блоков и других сборных элементов из бетона, чугуна, железа или свинца, укладываемых друг на друга без раствора.
Конструктивные схемы сборно-разборных перекрытий аналогичны схемам сборных железобетонных перекрытий и сводятся к трем видам: один или несколько слоев блоков по слою плит; сплошной ряд балок; сборные блоки по сплошному ряду балок.
Недостатки сборно-разборных экранов радиационной защиты аналогичны недостаткам сборных экранов. Однако еще более ярко выражены следующие недостатки:
|
|
- наличие участков уменьшения защитных свойств в местах швов и стыков сборных блоков и конструкций из-за чего часто при возведении сборной радиационной защиты или требуется несколько большая ее толщина, чем при возведении сборно-монолитной и монолитной защиты или выполнять блоки сечение, обеспечивающими шпунтовое из соединение;
- меньшие возможности создания сборных защитной конструкции с высокой несущей способностью по сравнению сборно-монолитными и монолитными конструкциями.
Пример выполнения сборно-разборных защитных экранов радиационной защиты показан на рис. 5.23.
Рис. 5.23. Вертикальное сечение фрагмента сборно-разборной стены и перекрытия экспериментального энергетического реактора (СССР).
1 – железобетонные плиты верхней сборноно-разборной защиты (защитного перекрытия); 2 – железобетонные блоки; 3 – металлическая облицовка.
К сборно-разборным защитным экранам, сооружаемым на атомных стациях, в первую очередь относятся бетонные пробки для отверстий в защитных перекрытиях, предназначенные для ремонта или демонтажа технологического оборудования, а также транспортных операций при перегрузке горючего. Размеры пробок определяются габаритами демонтируемого оборудования, а их масса - грузоподъемностью обслуживающих механизмов [3, 4].