средствами декоративно-прикладного искусства

Формирование у студентов проектных умений

(на примере кружевоплетени е (я)).

Формирование проектных умений у студентов невозможно без специальных навыков (в данном случае подразумеваются навыки кружевоплетения на коклюшках), которые способствуют развитию проектного мышления. Таким образом, в данной работе рассматриваются такие категории дидактики, как умения и навыки.

Проектные умения – это группа умений, которая выделяется по такому признаку, как общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по 2.конструированию и 3.изготовлению изделий и 1.решению творческих задач. (С.В. Тигров)[2; 11].

По словам С.В. Тигрова, «повышение эффективности формирования проектных умений предполагает представление элементов содержания в виде разноуровневых личностноориентированных заданий. Личностно-ориентированное задание рассматривается как требование совершить некоторые действия в некоторых условиях с учетом отношения между требованием и условием, включающее учащегося в поиск смысла приобретаемого знания посредством его переживания с опорой на личностный опыт» [3; 12].

Проектные умения студентов - это последовательность практических действий по 1.планированию, 2.организации, 3.созданию и 4.презентации субъективно нового продукта (Д.В. Макарова).

За время обучения в вузе студент-дизайнер должен приобрести умение методически последовательно и вполне осознанно выстраивать схему процесса работы над решением конкретной задачи, т. е. отыскивать органическую связь между причиной и следствием, содержанием и формой для успешного достижения поставленной цели. «В профессиональной подготовке дизайнера акцент делается не только на умение проектировать все или что-то, но и на усвоение общих универсальных основ проектной деятельности» [4; 8].

Проанализировав основные понятия, характерные для дизайнерской деятельности, мы определяем проектные умения как совокупность осознанных действий и приемов, направленных на формирование проектного замысла, способствующих успешному построению процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач.

??Совокупность проектных умений включает в себя следующие умения:

- умение разрабатывать и планировать собственную деятельность в зависимости от цели проектного задания;

- умение выбирать информацию по теме проектного задания;

- умение выполнять проектные задания согласно выбранному способу решения проектной задачи;

- умение визуализировать идею в художественно-графическом и пластическом виде и выстраивать модель проектируемого объекта;

- умение оценивать успешность выполнения проектного задания и своих действий.

(порядок сделать 1-2-3-4-5-6 – будут методические шаги-этапы)

??К проектным умениям относятся: поисковые (исследовательские), рефлексивные, коммуникативные, менеджерские, презентационные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве.

· Исследовательские умения заключаются в способности выдвигать предположения, устанавливать причинно-следственных связей, осуществлять поиск вариантов решения проблемы.

· Рефлексивные умения – это умения осмысливать собственную деятельность (её хода и промежуточных результатов), осуществлять самооценку. Эти умения позволяют развивать сферу саморегуляции.

· Коммуникативные умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

· Менеджерские умения и навыки включают в себя: умение проектировать процесс (продукт, изделие);умение планировать деятельность, время, ресурсы;умение принимать решения и прогнозировать их последствия;навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

· Презентационные умения и навыки – это умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении и отвечать на незапланированные вопросы.

- разрабатывать и планировать собственную деятельность в зависимости от цели проектного задания;

- выполнять проектные задания согласно выбранному способу решения проектной задачи;

- визуализировать идею в художественно-графическом и пластическом виде и выстраивать модель проектируемого объекта;

- подготавливать материалы и интсрументы к работе;

- плести основные и дополнительные элементы кружева (полотнянка, плетешок, насновка, вилюшка, скань и др.)

- оценивать успешность выполнения проектного задания и своих действий.

В.Н. Фунтов приводит такой довод: «Ключевая разница между проектами и постоянно текущей операционной деятельностью в том, что последняя носит непрерывный и повторяющийся характер, в то время как проекты уникальны, ограничены во времени и ресурсах и определяются конкретной целью» [4].

Т.е. это достаточно специфичный вид деятельности, который требует специальной подготовки, специальных навыков.

Среди основных требований к проекту, на которые студентам необходимо обратить внимание при их разработке, нужно отметить особо:

1. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

· разбивку на временные этапы с указанием конкретных сроков их реализации;

· задачи, сформулированные по SMART-принципу;

· конкретные и измеряемые результаты;

· планы и графики выполнения работ;

· конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы были выбраны после тщательного исследования, анализа ситуации.

5. Компетентность разработчиков и исполнителей – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение проектной командой технологиями реализации проекта. 6. Реалистичность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен. Конечным результатом деятельности бакалавра-профессионала в сфере рекламы и связей с общественностью является информационный продукт – целостно спроектированная рекламная кампания или кампания в сфере связей с общественностью.[5]

Формирование проектных умений направлено на осуществление проектной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства (кружевоплетения). Отметим, что многонаправленный деятельностный подход составляет проектную культуру?????????.

Подходы: проектный, технологический, деятельностный.

Методы, приемы, технологии, методики:

Формирование проектных умений происходит эффективнее при сочетании как аудиторных, так и внеаудиторных форм учебной деятельности: лекция, экскурсия, практическое занятие, мастер-класс, конкурс, подготовка выставочных экспозиций и т.д.

VI. Оценка качества приобретенных навыков и умений происходит путем мониторинга.Диагностическим инструментарием проектных умений выступает задание с применением навыков кружевоплетения.

Обучающиеся должны уметь:

- разрабатывать и планировать собственную деятельность в зависимости от цели проектного задания;

- выполнять проектные задания согласно выбранному способу решения проектной задачи;

- визуализировать идею в художественно-графическом и пластическом виде и выстраивать модель проектируемого объекта;

- подготавливать материалы и интсрументы к работе;

- плести основные и дополнительные элементы кружева (полотнянка, плетешок, насновка, вилюшка, скань и др.)

- оценивать успешность выполнения проектного задания и своих действий.

 

Задание:

Разработать проект комплекта украшений в технике кружевоплетения с обязательным сочетанием в нем 3 и болееразличных элементов.

 

Е.А. Выполнить задание по разработке художественного эскиза комплекта украшений / по созданию комплекта украшений и оформить результаты в виде проекта в соответствии с требованиями.

Требования к проекту: обоснование выбора материала, технические характеристики, эскизы в масштабе и цвете…….. финансовые затраты, востребованность продукции, ее уникальность…..

 

Критерии оценки:

Отлично

-учащийся знает назначение инструментов и применяет их в работе

-умеет подбирать и сочетать необходимые материалы для реализации своей задумки;

-грамотно рисует сколок (включая в него сочетание 3 из основных элементов кружевоплетения);

-соблюдает технологию плетения кружевоплетения;

-сочетает 3 и более разных элементов кружевоплетения в одном изделии;

-работает аккуратно, кружевные изделие выглядят гармоничными и завершенными;

-успешно презентует свою проектную работу.

Хорошо

Учащийся знает и может производить все вышеперечисленные операции, но допускает небольшие ошибки (в построении рисунка сколка, в плетении некоторых элементов).

Удовлетворительно

Учащийся может производить все вышеперечисленные операции на 50% или чуть больше с помощью руководителя проекта.

Неудовлетворительно

Учащийся производит все вышеперечисленные операции менее чем на 50%.

 

если Вы руководитель проекта то должны:

· создать мотивацию;

· создать образовательную среду;

· определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;

· организовать работу в малых группах (где это необходимо), индивидуально;

· владеть способами организации обсуждения в группах методов исследова­ния, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т. п.;

· консультировать (по методу убывающих подсказок);

· уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;

· представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;

· иметь критерии объективной оценки.

Студент занимающий проектной деятельностью должен придерживаться некоторого порядка еговыполнения:

1. Определить тему проекта, четко сформулировать ее.

2. Определить назначение проекта.

3. Определить тип проекта.

4. Определить целевую группу пользователей.

5. Сформулировать цели и задачи проекта, рассматривая при этом цель как конечный результат проектной деятельности, а задачи как средство достижения намеченной цели.

6. Прописать этапы реализации проекта.

7. Определить перспективы развития проекта.

8. Продумать форму представления информации.

9. Определить структуру проекта.

10. Детализировать описание определенной структуры.

11. Определить необходимый фронт работ.

12. Распределить обязанности среди членов бригады.


 

Литература:

2. Тигров С.В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов вуза: дис.... канд. педагог. наук. Липецк, 2004.

3. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. М., 2001.

4. Артемьева Ю.Ю. Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна: монография. Н. Новгород, 2008.

5.Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru

Том 7, №3 (май - июнь 2015) publishing@naukovedenie.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: