1.Имеются данные об успеваемости студентов в летнюю сессию: 5,2,5,5,2,3,3,5,4,4,4,3,2,5,3,4,4,4,3,2. По этим данным построить: распределение студентов по баллам оценок, полученных в сессию; структуру ряда распределения.
2.Известны объемы производства отдельных видов продукции в двух странах. Рассчитать относительные показатели уровня экономического развития, если среднегодовая численность населения Венгрии – 10,3 млн. чел., Германии – 81,4 млн. чел.
Выпуск продукции | Венгрия | Германия |
Электроэнергия (млрд. кВт.ч.) | ||
Пиломатериалы (млн. м3) | 0,6 | 14,1 |
РАЗДЕЛ 2. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Тема 2.1. Индексы
Среди обобщающих статистических показателей индексы занимают одно из важнейших мест. Самыми распространенными являются индексы роста и прироста.
Индекс роста – это отношение величины показателя в настоящий момент времени к величине этого показателя в прошедший момент времени, выраженное в %.
Индекс прироста – это отношение разности показателя в настоящий и прошедший момент времени к величине показателя в прошедший момент времени, выраженное в %.
|
|
Пример.
Месяц | Средняя з.п. |
Январь Февраль Март | 7000 7300 7500 |
J роста = 7500:7300х100%=102,7
J прироста = (7500-7300):7300х100%=2,7
J прироста =J роста -100%
Индексы роста могут быть базисные и цепные.
При расчете базисных индексов роста данные за некоторый момент времени принимаются за базу, а индексы роста определяются путем деления показателей в каждый момент времени на показатель в момент времени, принятый за базу.
При расчете цепных индексов роста производится деление значения показателей в последующий момент времени на соответствующий показатель в предыдущий момент времени.
Пример.
Месяц | Цена материала |
Сентябрь | 130 |
Октябрь | 155 |
Ноябрь | 210 |
Декабрь | 231 |
Для определения цепного индекса цены на материал в октябре по отношению к сентябрю необходимо цену в октябре разделить на цену в сентябре и умножить на 100%.
J цеп.=155:130х100%=119%
Индекс цены в ноябре к цене в октябре находится:
J цеп.= 210:155х100%= 135%
Это означает, что цена на материал повысилась в октябре на 19% по сравнению с сентябрем, а в ноябре – на 35% по сравнению с октябрем.
Можно вычислить и базисные индексы изменения цен, если принять за базу, например, цену материала в сентябре.
J баз.= 155:130х100%= 119%
J баз.= 210: 130х100%=162%
J баз.= 231:130х100%=178%
Выведем формулу: пусть ti – момент времени (в нашем примере: сентябрь to, октябрь t1, ноябрь t2, декабрь t3), ai – значение некоторого показателя (в нашем примере это цены по месяцам: Сентябрь =130 …) Тогда базисный индекс рассчитывается:
J баз.= ati: at баз.х100%,
|
|
а формула цепного индекса:
J цеп.= ati: ati -1х100%.
Кроме индексов роста и прироста рассчитывается средний индекс когда явление представлено не одним, а несколькими видами или группами. Поэтому этот индекс еще называется индекс групп.
Пример.
Ассортимент фирмы по продаже игрушек включает 5 видов одной игры, которые отличаются друг от друга ценой. Необходимо определить, как изменился за месяц объем продаж по всем видам.
Вид игры | Объем продаж в январе (шт) | Прирост за месяц (%) |
1 | 50 | 40 |
2 | 80 | 10 |
3 | 65 | 10 |
4 | 90 | 20 |
5 | 45 | 50 |
итого | 330 | - |
Это означает, что нужно определить отношение суммарного объема продаж в феврале к суммарному объему продаж в январе. Для этого сначала определяем объем продаж в феврале по каждому виду игры в отдельности, а затем находим сумму.
1 вид: 50+50х40:100=70; 2 вид: 80+80х10:100=88 и т.д.
70,0 + 88,0 + 71,5 + 108,0 + 67,5 = 405
J ср.= 405:330х100%= 122,7%
Общий объем продаж за месяц по 5 видам увеличился на 22,7 %.