Языковые ситуации феодальной поры

Первые государственные образования возникают примерно в то же время, когда у народа появляется письменность, возникает частная собственность, углубляется общественное разделение труда, на смену обычному пра­ву, суду старейшин приходят писанные законы и профессиональные институты власти. Естественно, что эти процессы воздействовали и на характер язы­ковой коммуникации, и на сами языки.

1. В истории языковых ситуаций феодальная эпоха — это пик диалектных различий, диалектной дробности и обособленности. Так отражается в языке феодальная раздробленность, слабость эко­номических связей в условиях натурального хозяйства, общая оседлость жизни. Вместе с тем в феодальную пору складываются и наддиалектные формы общения (койне). Позже на основе койне формируются народные (этнические) литературные языки — такие, как хинди, французский, русский (в отличие от надэтнических культовых языков — таких, как санскрит, латынь, церковнославянский).

2. Для языковых ситуаций в средние века характерен особый вид
культурного двуязычия
, которое образуют, с одной стороны, надэтнический язык религий и книжно-письменной культуры (близкой к религиям), а с другой – местный (народный) язык, обслуживающий обиходное общение, в том числе отчасти и письменное. Эта черта языковых ситуаций связана с преобладанием в средние века религиоз­ного мировоззрения, существованием мировых религий.

3. Для феодальной поры характерна сложная иерархичность и строгая регламентированность, своего рода церемониальность книжно-литературного общения. Таковы черты самого феодаль­ного общества – с его сложной и консервативной социальной структурированностью; сложным этикетом отноше­ний между людьми; сложной системой эстетических правил, условностей, приличий.

4. В сравнении с современной культурой, для средних веков характерно более пристальное и пристрастное внимание к слову. Это черта культур, развившихся на основе религий Писания. Книжные люди средневековья видели в слове ключ к познанию тайн бытия, записанных в священных текстах. В способности человека записать и прочитать текст виделась волнующая тайна, раскрывающая человеческую сущность. В звуковом составе слова, в особенностях начертания, во внутрен­нем смысле составляющих слово морфем искали отражения сущности вещей. Историк науки определяет культуру средних веков «как культуру текста, как ком­ментаторскую культуру, в которой слово – ее начало и ее конец – все ее содержание» (Рабинович).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: