С-5. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.Пушкина «Евгений Онегин»?

Финальная сцена романа дана в 8 главе, которая сознательно построена Пушкиным как зеркальное отражение 1 главы. Именно сопоставление героя с самим собою в начале и в конце романа позволяет нам говорить о тех нравственных уроках, которое вынес из жизни Онегин. Наиболее ярко это прослеживается в сцене объяснения Онегина с Татьяной. Не случайно Пушкин в финале возвращает Онегина в ту же среду, в те же обстоятельства, с которых начинается роман. Эта внешняя схожесть проявляет глубокие изменения, которые произошли с героем, и трагизм его положения. В финале происходит своеобразная рокировка персонажей: на месте влюблённой Татьяны оказался Онегин, а в роли Онегина – холодная, недоступная Татьяна. Их встреча дана на светском рауте, а письмо Онегина, объяснение героев повторяют сюжетные линии предшествующих глав.

К финальной сцене Онегин приходит человеком, прошедшим испытание любовью и дружбой. В испытании любовью (в сценах письма Татьяны, объяснения с нею) он проявил себя как благородный и душевно тонкий человек. Он смог увидеть в Татьяне искренние чувства, но «резкий, охлаждённый ум» и неспособность к сильным чувствам стали причиной драмы несостоявшейся любви. В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя человеком, зависящим от предрассудков светского общества. Он стал «пленником общественного мнения». Разочарованный в жизни, одинокий, «лишний» в своей среде, он путешествует по России. И вот в финале мы слышим осуждающий голос автора:

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Даже любовь к Татьяне не возродила Онегина к новой жизни. Он «не сделался поэтом, не умер, не сошёл с ума». Всё кончилось для него ничем. И автор объясняет, почему это произошло, утверждает мысль о том, что любовь, поэзия, добро, в которых усомнился Онегин, _ единственные неизменные нравственные ценности жизни, пренебрежение которыми ведёт к пустоте, разрушению личности, краху всей жизни. Человек несёт личную ответственность за умение сохранить в себе живую душу, найти своё предназначение в жизни. И причину духовной гибели героя Пушкин видит не только в «мертвящем свете», но и в натуре, которая ему поддалась. Он наказывает своего героя одиночеством, отказывает ему в счастье семейной жизни. Нравственный урок преподнесла ему и Татьяна. В её словах («но я другому отдана и буду век ему верна») звучит пушкинское понимание нравственных начал семейной жизни, которая строится на преданности, верности, честности.

К нравственным урокам относится и обретённая Онегиным способность к сильному, глубокому чувству и осознание своих ошибок:

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

«Чужой для всех», - напишет Онегин в письме к Татьяне. «Чужой» - ключевое слово для Онегина, определяющее его место в жизни. Сожаления о о напрасно растраченной молодости – тоже нравственный урок, полученный героем:

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечасно,

Что обманула нас она.

Пушкин учит нас беречь «души прекрасные порывы», не изменять лучшему в себе, не растрачивать жизнь «без цели, без трудов». Финал романа остаётся открытым. Быть может, нравственные уроки помогут герою найти свой путь в жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: