Социальный проект
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
1. Проекты имеют разовый характер.
2. Каждый проект по-своему неповторим.
3. Проекты ограничены четкими временными рамками.
4. Все проекты сопряжены с изменениями.
5. Проекты дают определенные результаты.
Дополнительно….
Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
a. Специфическая технология, представляющая собой конструктивную творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем, выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей /А.П. Марков/
b. Целенаправленно организуемый процесс социо-культурной коммуникации субъектов, ориентированные на совместное конструирование способов и образцов решения значимых для личности и общества проблем /А.П. Марков/
c. Конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам /В.А. Луков/
Проблема проекта
· Отвечает всегда на вопрос ПОЧЕМУ?
· Постановка проблемы или обоснование проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами проектной группы.
· Проблема должна описываться как констатация негативной ситуации, существующей на данный момент в регионе, ВУЗе, окружении.
· Важно понимать отличие проблемы от актуальности.
Актуальность доказывает, что проблема существует в настоящий момент. Актуальность предоставляет доказательства из разных источников о наличии проблемы, например, столько то человек не получают медицинского обслуживания; столько то газет пишут о том, что..; согласно исследованиям компании N и т.д.
· Когда вы работаете с проблемой важно: во-первых, правильно сформулировать проблему, во-вторых, показать проблему таким образом, чтобы было понятно, что проблема ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ и целевой аудитории проекта необходимо чтобы проект был осуществлен.
· Возможные формулировки проблемы:
- «До сих пор ничего не делается для того, чтобы….»(формулировка проблемы предполагает наполнение актуальными фактами, которые подтверждают, что ничего не делалось).
-«Выбранные методы оказались неэффективными» (и тоже самое с актуальностью)
-«То, что делалось до сих пор, устарело..» (и почему устарело – актуальность)
-«С введением ….возникла..»
Примеры формулировки проблем:
1. |
1. Проблема - отсутствие урн для мусора в парке на улице Мира Центрального района города Волгограда. Актуальность: Волгоград является одним из самых загрязненных городов России. Начиная с 1990-х годов по 2007 г., выброс мусора на улицах города увеличился в 2 раза, а с 2007 г. по 2008 г. в 3 раза (по данным ВРОО ЭЦ «Зеленая орбита»). По результатам проведенного нами опроса общественного мнения, самым загрязненным местом признан парк на ул. Мира Центрального района.
2.Проблема – отсутствие двигательной активности у детей, находящихся на лечении в отделении ревматологии клиники детский болезней ММА.
В отделении ревматологии клиники детских болезней ММА им. Сеченова. К сожалению, в настоящий момент сложилась следующая ситуация: дети все свободное время проводят в палатах, что отрицательно влияет на динамику болезни. По итогам опроса, проведенного среди персонала и детей, находящихся на лечении, было выявлено, что единовременно находится на лечении не менее 50 детей, страдающих хроническими заболеваниями суставов. Эти дети вынуждены проводить в больнице около 2-3 недель несколько раз в год. По словам главного врача, выступающего на такой-то конференции «на благоприятный прогноз заболевания влияет не только качественное лечение, но и достаточная двигательная активность, при отсутствии которой заболевание прогрессирует. Но у нас, медицинского персонала нет времени этим заниматься, организацией дополнительной двигательной активности детей».
Пример, как выбранная проблема (придуманная проектной командой) может не соответствовать потребностям целевой аудитории.
Инициативная группа молодежи, находясь в условиях выездного лагеря (на 2 тысячи человек) решила организовать сбор сгущенки для детского дома, находящегося рядом с местом расположения этого лагеря. В течение определенного времени было собрано около 300 банок сгущенки. Привезя в детский дом, отдав ее, они поняли, что этому детскому дома совсем не нужна сгущенка, в виду того, что с этим продуктом питания у них все в порядке. И вообще подачи питания детские дома воспринимают болезненно. Они сослались на то, что лучше им пару футбольных новых мячей получить, чем сгущенку, которая честно имела не особо приличные вкусовые качества и внешний вид упаковки.
Цель и задачи проекта
Постановка целей
1. Если проблема – это представление негативных аспектов настоящей ситуации, то цель – это представление позитивных аспектов желаемой ситуации в будущем.
2. При формулировке цели надо отвечать на вопрос: ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫЛО ХОРОШО?
Проблема | Цель |
Высокое число.. | Снизить число… |
Высокий уровень загрязнения.. | Уменьшить (сократить) уровень загрязнения.. |
Отсутствие.. | Создать, приобрести, сформировать.. |
3. Цель – это предполагаемый образ результата. Здесь очень важно применять и показать ребятам (и проработать их цель) по SMART (см. ниже).
4. Цель всегда одна, задач много.
SMART-тест для постановки цели
Подумайте о результатах: как будет выглядеть хорошо выполненный проект?
Решите, чего вы хотите достигнуть за определенный промежуток времени.
Поймите, как эти результаты могут быть оценены с помощью SMART – теста:
S pecific (Конкретность) -Четко ли определено, что именно относится
к данной цели?
M easurable (Измеримость) - Увидим ли мы и измерим ли результаты по
завершении проекта?
A chievable (Достижимость) - Выполнима ли физически работа в полном
объеме, несмотря на все трудности?
R ewarding (Выгодность) - Какая польза от проекта для организации,
команды или индивидуума?
T ime – bound (Временные рамки) - Когда необходимо завершить проект?
Постановка задач
5. Задачи – что надо сделать конкретного, чтобы цель была достигнута.
6. Задачи формулируются логично по степени их достижения, всегда соотносятся с этапами проекта.
7. Из целей и задач должно быть видно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.