Философские основы медицины как науки

Органическая связь медицины с философией - древнейшим видом интеллектуальных общечеловеческих ценностей - всегда привлекала внимание ученых-медиков. В философии медики усматривали средоточие врачебной мудрости в виде ее жизнеутверждающих принципов организации разумной жизнедеятельности. Уже в первых медико-философских оценках человеческой жизни и деятельности осуществлен переход от космоцентристской к биоцентристской, а затем и к антропоцентристской системе мировоззрения. Отец медицины Гиппократ (ок. 460 - 377 до н.э.) именно врачебную мудрость считал средством гуманизации отношения медиков к людям, демонстрации их нравственной чистоты - уважительности друг к другу, сдержанности во всем, умеренности в еде, питье, образе жизни и т.д. Медицина самого Гиппократа была тесно связана с философским осмыслением среды обитания, прошлого, настоящего и будущего образа жизни человека.

Согласно Гиппократу философия вводит медиков в святилище общечеловеческой мудрости. А это означает, что именно она делает всех врачей истинными философами, т.е. обеспокоенными судьбой людей. Это благородное служение людям. Оно дает врачам ощущение высокой гражданской ответственности за своевременное и качественное предупреждение заболеваний. Философская мудрость нацеливает медика на постоянное стремление к овладению научными знаниями, передовыми методами, лучшими средствами избавления людей от болей: больших и малых, физических и душевных. Поэтому медику, как мудрому наставнику в обеспечении здоровья людей, требуется глубокое социально-культурное и нравственно-этическое осмысление философии медицины.

 

Еще в эпоху Просвещения врач и философ П.Ж. Кабанис (1757-1808) довольно точно отразил зарождающийся тогда новый статус медицины в общем культурном развитии человечества - собственно научный. «Медицина, - писал он, - охватывая, с одной стороны, науки естественные - физику, химию, с другой, науки общественные -

этику и историю, должна будет объединить все отрасли человеческих знаний. Образуя закономерную систему познания законов природы, служащую усовершенствованию человеческого рода». И действительно, современные медицинские знания уже интегрируют в себе абсолютно все достижения человеческой культуры: духовной и материальной.

Позже Н.И. Пирогов (1810-1881) предупреждал своих студентов, что врач, не имеющий хорошего общего образования, не врач, а ремесленник. Выступая перед ними на тему «Быть или казаться», он подчеркивал, что нельзя сформировать мировоззрение человека на базе только естественно-научных знаний, необходимо постигать и философию. Врач, как и философ, должен открывать в самом себе - себя как личность, будучи высоко интеллектуальным и критично мыслящим специалистом. Но пока медицинские вузы готовят преимущественно узких специалистов, которые заняты только своей узкопрофессиональной областью медицинской практики. Они продолжают смотреть на человека как на живой организм, а не как на сложное личностное социальное явление.

Здоровье человека - это ведь не только хорошее состояние организма, но и его духа. Комплексный подход к здоровью позволяет выработать понятийный аппарат, способный объединить биологические, физиологические, социальные и духовные параметры в человеке. Для человека характерна неразделенность тела и духа, его волевых, ментальных и иных способностей. В сущности человек - явление социально-природное и духовное. Человек был и остается продуктом естественной природы, и не может он в своей жизнедеятельности выйти за ее пределы, т.е. жить безотносительно к своей органической телесности. Однако основой его взаимодействия со своей альма-матер - естественной природой, является его сознательная общественносозидательная жизнедеятельность. Сегодня сознание человека порой погружается в виртуальную ситуацию, вызывая у него галлюцинации.

 

В современной философии медицины имеется единое научнофилософское кредо осознания целостности человека. В силу этого философия медицины консолидировала медиков, объединяя их на базе рационального, гуманного, морально-этического типа мышления и действия. В истории медицины известны попытки философского осмысления самого феномена медицины как ведущей части общей системы мировой культуры и науки, как интеллектуального источника развития врачей и фармацевтов. Среди них известные ученые и оригинальные философы медицины, такие, как К. Бернар, Р. Вирхов, М.Я. Мудров, А.А. Богомолец, А.Д. Сперанский, Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.В. Давыдовский, Д.С. Саркисов и мн. др. Эти медики особого, философского склада ума, критично осмысливающие достижения медицины как науки.

Мировозрение врача включает три важнейших элемента: естественнонаучный, общественный и индивидуально-человеческий (или психологический).

Специфика естественнонаучного элемента в том, что прочные и широкие научные знания о природе вообще и природе человека в частности составляют общетеоретическую основу и в тоже время непрерывно развиваются.

Социально организованная материя как компонент мировоззрения врача представлена такими уровнями как индивидуум, семья, этносы и т.д. Большинство врачей справедливо увязывают сущность человека с его разумностью, со способами восприятия окружающего мира.

Гуманитарный компонент отражает осознание врачом социального бытия и своего места в нем, он выступает для него системообразующей основой. Особенности гуманитарного воззрения врача определяются сферой его деятельности и принадлежностью к особой социальной группе, отвечающей за здоровье человека и общества в целом.

Научную основу психологического элемента мировоззрения врача составляют знания природы психики, основных психологических функций, психо-эмоциональных условий формирования личности и осознанных и неосознанных мотивов в поведении человека.

Предметом медицины является человек, проявляющий себя в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Медицинским следствием единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических отношений. Теоретической основой подхода к изучению психосоматических отношений является понимание личности и организма как взаимосвязанных компонентов единой системы «человек-среда». Конкретное изучение врачом психосоматических взаимосвязей опирается на знание основных закономерностей функционирования личности и организма.

Практика врачебной деятельности демонстрирует главным образом односторонний – биологический подход, то есть даже при психических заболеваниях (поражениях ЦНС) оно анлизируется средствами нейрофизиологии. Научное же изучение врачом проблемы подразумевает междисциплинарный подход, то есть методы психологического и физиологического исследований на различных уровнях. Но тут возникают трудности с терминологией, общего для психологов и клиницистов языка, а также единой оценки результатов. Однако в настоящее время психосоматика активно развивается.

Специфика взаимосвязи естественно-научного и гуманитарно-психологического элементов в мировоззрении врача проявляется в их органическом синтезе, отражении наиболее общих знаний, представлений о человеке и его месте в мире. То есть в отражении таких проблем как устройство мироздания, зарождение жизни и человека, познаваемости мира и соотношения материального и духовного.

Особенностью мировоззрения врача являются приоритетность биологических, физических знаний и представлений в понимании сущности основных форм существования и движения материи.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача, его социальные взгляды, идеалы и убеждения в большей степени, чем у представителей других профессий, наполнен человеколюбием, состраданием, сопереживанием, отзывчивостью.

Залог профессионального врача, лучшего в своем деле, является целостное видение мира и человека на основе новейших достижений естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических наук.

Методологической основой мировоззрения врача все чаще служит синергетика, базирующаяся на методологических принципах классической науки, таких как законообразность процессов развития, единых принципов изучения природных систем.

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-психологического аспектов в мировоззрении врача постоянно корректируется в соответствии с развивающимися знаниями и обогащением личного профессионального опыта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: