Истоки научной медицины

Современная эпоха характеризуется ускоренным развитием всех областей культуры человечества, которые быстро наполняются научно-техническими достижениями. В связи с этим возрастет потребность медиков в обогащении своего сознания новейшими научными знаниями. При этом необходимой частью научной образованности становится основательная общекультурная подготовка медиков. Ведь только высоко образованный и философски мыслящий врач, хорошо знающий исторический путь развития медицины как уникального искусства лечения людей и научного вида познания будет готов к кардинальным переменам, которые уже ждут медицину. Постижение исторического пути развития медицины позволяет врачам и фармацевтам понять и оценить суть и смысл интеллектуального развития человека. Кстати, именно с фармацевтическо-врачебной деятельности началось движение передовых людей того времени к интеллектуально-культурному совершенствованию общества.

При философском осмыслении человека как целостного (телеснодуховного) во имя понимания функционирования его частей (органов) Гиппократ указывал на необходимость изучения человека вообще. Врач должен всегда задаваться вопросом о том, что представляет собой именно данный пациент как конкретное физическое и духовное существо. Но при этом надо знать, в частности, и внешние условия, и внутренние факторы, воздействующие на личность больного. «Мне кажется, - писал он, - что всякому врачу необходимо знать все о природе человека и приложить все свое внимание, чтобы узнать, если только он намерен выполнить свой долг: что представляет собой человек по отношению к пище и питью, а также и ко всему прочему и что от каждого может случиться с каждым» (Гиппократ. Избр. книги. М., 1994. С. 163). Именно поэтому он медицину рассматривал как совокупное знание о мире вообще, конкретном обществе и пациенте.

Согласно Гиппократу, медицина делает всех врачей истинными философами, т.е. обеспокоенными судьбой людей. Это - благородное служение людям. Оно дает врачам ощущение высокой гуманитарной ответственности за качественное предупреждение или лечение заболеваний. А посему философская мудрость нацеливает медика на постоянное стремление к овладению научными знаниями, передовыми методами, лучшими средствами избавления людей от болей: больших и малых, физических и душевных. Поэтому медику, как мудрому человеку, укрепляющему здоровый дух людей, требуется глубокое специальное и социально-культурное осознание медицины как естественно-научной и гуманитарной науки.

Гиппократ считал фундаментом научной медицины философско-гуморальное (лат. humor - связанный жидкостью) направление, созданное античными философами: Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и др. в VI-V веке до н.э. Плодотворная идея представителей милетской школы о первооснове жизни, свидетельствовала о стихийно-материалистическом выражении мысли о целостности окружающего мира. Она фактически явилась основой для материалистического понимания Гиппократом целостности человека и природы, а также причин его заболеваний. Он писал, что практически все болезненные причины, даже так называемые божественные, естественны и каждая болезнь имеет свою собственную причину, т.е. некий источник, нарушающий целостность нормального течения жизни.

 

Врачи видели в медицине три взаимосвязанные, но относительно самостоятельные ипостаси: сохранение здоровья правильным образом жизни; лечение с помощью лекарств и при необходимости лечение хирургическими методами. Они впервые указали на важную роль моральной составляющей в жизнедеятельности медика. Труд врачей и фармацевтов виделся как нравственное долженствование, побуждающее их действовать в строго моральном поле. Гиппократ говорил о единстве медицины и гуманной философии - этики. Он считал, что «должно, собравши все сказанное в отдельности, перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ - подобен богу» (там же. С. 111). Последователь врачебной идеологии Гиппократа Гален (ок. 130 - ок. 201) в «Истории философии», написанной для студентов-медиков, не уставал повторять, «что лучший медик должен быть истинным философом».

Гален считал необходимым беречь гуманный образ античного врача и фармацевта. Для него профессиональным и нравственным примером, живой парадигмой был Гиппократ. Медикам своего времени, отвернувшимся от учения и морали Гиппократа, Гален предъявил три обвинения: в невежестве, коррупции и абсурдной разобщенности. В первом - он говорил об устранении врачей от научного познания человека. Утратив его, медицина перестает быть врачеванием и превращается в «ползучую эмпирическую практику». Второе обвинение состояло в том, что медики забывают об гиппократовой этике, предаваясь лени и праздности духа, небрежно относясь к своим обязательствам, стремясь к наживе, и т.п. Третье обвинение сводилось к тому, что медицина переживала идейный раскол. В среде врачей и фармацевтов появились догматики, которые в лечении полагались на разум и эмпирики, опирающиеся только на свой опыт. Гален, отвергая эти крайности, предлагал соотносить практический опыт с логикой его теоретического обоснования.

 

Заслуга Галена состоит и в том, что он научно обобщил анатомические данные собственных опытов на обезьянах и на этой основе оценивал аристотелевские постулаты в биологии и зоологии. С научных позиций своего времени он заново прокомментировал учение Гиппократа об элементах, качествах и жидкостях, создав свою, качественно новую теорию темпераментов, ставшую впоследствии классической. Осевым моментом научной теории медицины стало его учение о естественных способностях. Любой организм рождается, развивается, согласно Галену, в соответствии со специфической активностью или способностью. Их, считал он, множество: это кровеносная способность вен; переваривающая способность желудка; пульсирующая способность сердца и т.д. Научная систематизация медицинских и фармацевтических знаний, теоретическое обоснование лечения болезней, а также высокая личная нравственность снискали Галену неувядаемую славу на долгие годы.

Самокритичное осмысление истории и философии медицины как науки содействует воплощению в жизнь важнейшей задачи профессионального медицинского образования - формирования научного мировоззрения, развитого самосознания и совершенствование клинического мышления у врачей и фармацевтов. Изучение истории и теории развития медицины как специальной области сохранения жизни людей и укрепления их здоровья становится насущной задачей формирования у медиков профессионального менталитета и морально-нравственного сознания. Современная философия медицины нацеливает медиков на поиск путей развития научного, доказательного врачевания, формирования медицинского профессионализма, т.е. улучшения медицинской деятельности врачей в неразрывной связи с философией, достижениями естествознания, социальных и гуманитарных дисциплин.

 

Если общетеоретические разделы медицины непосредственно связаны с философией, то специальные ее разделы находятся с ней в более отдаленной и опосредованной связи. Философия медицины не стремится подменить конкретные медицинские науки и конкретное изучение фактов и явлений в природе и обществе. Она не занимается изучением болезней, конкретных причин и условий их возникновения. Ее важнейшее назначение состоит в том, чтобы мировоззренчески и методологически влиять на ход медицинских исследований. Во всякий момент, указывал И.П. Павлов, требуется известное общее представление о предмете для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было, что предполагать для будущих научных изысканий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: