Первый лагерь скаутов

 

Лагерь на острове Броунси - первый эксперимент БП, явился подлинным открытием для всех. Разви­вающая деятельность и активные методы, которые применялись здесь, стали основой современного Скаутинга. Как было уже сказано, Баден Пауэл хотел собрать вместе мальчиков из различных социальных слоев, чтобы посмотреть, как быстро у них завяжутся отношения и что из этого получится. В группу БП входили его дети, дети друзей и другие ребята. В письмах к мальчикам и их родителям Баден Пауэл подробно излагал образовательный метод и схему деятельности создаваемого лагеря. Каждый, кто находился в лагере, должен был в соответствии с инструкцией научиться лесному искусству, личной экономии, наблюдательности, дисциплине, взаимопо­мощи, выдержке, воспитать в себе чувство товари­щества и патриотизма.

Ежедневно БП раздавал таблицу режимного времени, список с необходимым инструментом и снаряжением в соответствии с потребностями ребят, а также другую нужную и полезную информацию.

Разумеется, дети, пришедшие в лагерь, не имели какой-то определенной форменной одежды. Теперь все, кто здесь находился в каком-либо патруле, носили на плече шерстяной узел различных цветов: волки - голубой, быки - зеленый, львы - желтый, вороны - красный, а каждый патруль владел флагом с изображением этого животного. У всех мальчиков был латунный знак с лилией, который прикреплялся на пиджаке. После того, как скауты проходили определенные тесты (вязание узла, следопытство), им выдавался еще один латунный значок (они носили его ниже, чем первый), а также свисток с надписью "Будь готов!". Когда мальчики достигали более высокого результата, они получали шейный платок или галстук цвета хаки.

Привычка выполнять задания-упражнения утром и вечером вырабатывает определенную линию поведе­ния и воспитывает наиболее ценные черты характера, а это, вероятно, есть то лучшее, что дает Скаутинг для мальчиков. Скауты практиковались в следопытстве, тренировали свою наблюдательность, вязали морские узлы и упражнялись в пожарном деле, учились разводить костры и слушали увлекательные рассказы о флаге, морских традициях, путешествиях и т.д. Каждый день в лагере проходили спортивные игры, например, баскетбол, чисто импровизированная игра, которая способствует укреплению мускулов и трени­рует дыхание. Необходимый и важный элемент жизни в лагере - обязательный "вечерний туалет", когда мальчики занимались личной гигиеной, чистили и ремонти­ровали одежду, свое походное снаряжение. Часто проводились различные соревнования между патрулями, и победителям вручался приз, например, приз за лучший гербарий или за проявленную сообразительность и наблюдательность. Следующий приз мог быть чисто индивидуальным: надо было узнать следы животных на дороге или по разноцветным отрезкам материи, разбросанным зара­нее по веткам деревьев, разгадать, что это обозначает. Много соревнований и конкурсов по наблюдатель­ности, выносливости в стрессовых ситуациях, укреп­лению силы воли, а также другие активные формы проводил в этом первом скаутском лагере БП.

Весь день находясь рядом со своими сверстниками, мальчики узнавали других, а заодно и себя. Довольно часто Баден-Пауэлл наблюдал за ними со стороны и делал интересные выводы, о чем и рассказал в своих опубликованных дневниках. Вот некоторые заметки.

"Большая группа мальчиков разбивается на мелкие, по 5 человек в каждой, которая называется "патруль". Внутри каждого патруля существует старший маль­чик - это его лидер. Патрульный лидер берет на себя ответственность за жизнь патруля в течение всего лагерного времени.

Патруль - это небольшой коллектив для работы, для развлечений и одновременно самостоятельный малень­кий лагерь".

"Мальчики дают присягу: достойно и честно следо­вать определенным принципам. Ответственность, конкуренция, соревнование сразу закладывают хоро­шие и полезные навыки, что способствует самосовер­шенствованию ребят. Вся группа развивается в прогрессивном плане под воздействием Скаутинга".

"Ежедневно один из патрулей бывает в дозоре, другой ищет место для привала, остальные заняты добыванием и приготовлением пищи и т.д. Каждый скаут имеет личную одежду, шерстяное одеяло, кухонные принадлежности и нож.

Как только патруль прибывает на новое место, быстро оборудуется привал, варится еда и выстав­ляется караул на ночь".

"Мы нашли лучший способ выработки лагерных инструкций. Это первоначальное обсуждение замыслов у вечернего лагерного костра с последующей демонстрацией уже готовых заданий за полтора часа до завтрака. Смею вас уверить, это гораздо эффективнее, чем формальные лекции".

"Практика всегда вносит что-то новое в теорию".

"На лагерном костре мальчики могут узнать много интересного и весьма ценного о существе, которое ночью оставило следы неподалеку".

"На следующее утро, когда мы учимся распознавать следы в различных местностях, мы показываем, как нужно читать их и как следует делать метки этих следов".

"После полудня проходит игра "След-олень". Суть ее в следующем: сначала мальчики-охотники и мальчик-олень разбегаются в разные стороны, и олень прячется. Через двадцать минут мальчики начинают преследо­вание оленя по его следам. Каждый охотник имеет в своей сумке по четыре теннисных мяча. Если он поразит оленя тремя мячами, олень считается убитым. Охотник же считается убитым, если олень поразит его одним мячом".

"В лагере собрались далеко не лучшие ребята, а лю­бой трудный ребенок - против дисциплины. Но тем не менее дисциплина оказалась весьма удовлетво­рительной. На первом месте у мальчиков всегда были честь и чувство долга, они старались сделать дело как можно лучше. Старший мальчик отвечал за весь патруль. Этим побуждалась и ответственность других. А в целом работа шла здорово!"

В знаменитом отрядном дневнике отмечалось, что лагерь объединил разных в социальном и духовном плане ребят. Этот опыт стал глубоко впечатляю­щим, из него выросла идея осново­полагающего правила скаутского Закона: "Скаут - друг для всех и брат для каждого скаута".

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: