По организации взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на ненасильственной основе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»

454007, Члябинск, ул. Ловина 18, E mail: cppmsptzr@mail.ru

Методические рекомендации

по организации взаимодействия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на ненасильственной основе

Формирование терпимого отношения к людям — процесс длительный и кропотливый, и он только начинается в дошкольном возрасте. Свою лепту в него вносит, в первую очередь, семья, а затем школа и все другие институты социализации. Тем не менее, взрослые, работающие с детьми, имеют уникальную возможность заложить основы нравственных установок и нравственного поведения, создать предпосылки для полноценного формирования личности. Зерна, посеянные в этот период, обязательно прорастут и дадут обильные всходы, нужно только постараться все сделать правильно, используя принцип «не навреди».

Приобретение терпимости является лишь условием принятия позиции ненасилия. Отсюда ясно, что цель — формирование терпимого отношения к людям у детей — может быть достигнута только в контексте целенаправленного развития у них способности к ненасильственному взаимодействию. В центре внимания должен быть сам процесс взаимодействия как между взрослыми и детьми, так и между ребятами.

К сожалению, педагоги далеко не всегда способны своевременно реагировать на различные взаимодействия, которые возникают в процессе общения детей друг с другом в игре, в труде, на занятиях. Чаще всего их внимание привлекают ситуации: кто-то заплакал, ушибся, подрался со сверстником. Что-то остается незамеченным, соответственно на них нет и должной реакции. Держать в поле зрения всех детей, своевременно и грамотно реагировать на возникающие эксцессы — великое искусство воспитания, доступное лишь педагогам-мастерам. И проблема заключается даже не в том, что педагог чего-то не замечает, а в том, что далеко не всегда он знает, как правильно отреагировать на событие, поэтому предпочитает делать вид, что ничего не произошло.

В то же время секрет воспитательной работы предельно прост — осознавайте каждую ситуацию, приспосабливайте ее к поставленным целям, думайте над тем, что собираетесь сделать, и не бойтесь ошибок.

Теперь конкретные рекомендации по организации взаимодействия между педагогами и детьми, дошкольниками и младшими школьниками друг с другом, чтобы оно носило, во-первых, ненасильственный характер, во-вторых, способствовало бы решению основной задачи — формированию способности к ненасильственному взаимодействию, проявлению терпимого отношения к другим людям.

I. Обучение детей анализу конфликтных ситуаций с использованием сказок, рассказов, мультфильмов. Художественные произведения способствуют получению представлений о конфликте, причинах его возникновения, методах разрешения. Опыт показывает, что дети вполне способны правильно отразить сказочную ситуацию и найти выход из трудного положения, предложив оригинальное решение. Затем эти ситуации связываются с теми конфликтами, которые были у детей некоторое время назад.

II. Моделирование жизненных ситуаций. В процессе разрешения детских конфликтов, профилактики конфликтного общения велика роль педагога, который, во-первых, не должен оставлять без внимания ни один случай, во-вторых, должен научиться реагировать на такие ситуации активно. Активный способ реагирования заключается в том, что педагог ориентирует свои действия:

— не на факт проступка или конфликта, а на его мотивы;

— на эмоциональные переживания детей;

— на «пробуждение» совести провинившихся детей.

Ситуации, которые нуждаются в активном реагировании,

возникают постоянно, нужно уметь их использовать.

1. Обсуждение ситуации с детьми с последующей актуализацией эмоциональных переживаний всех сторон, участвовавших в конфликте.

2. Моделирование той или иной ситуации:

1) прямое (непосредственное); участники конфликтного общения по просьбе педагога воспроизводят свои позы. Например, один мальчик замахивается на другого и т.п. Дети сначала воспроизводят свои позы, при этом их просят поделиться своими эмоциями, мыслями, затем они меняются местами, после чего обсуждается, какие позиции предпочтительнее, какие из них дают ощущение силы и слабости;

2) опосредованное, т.е. воссоздание ситуации путем:

• использования схематических человечков (из палочек):

— агрессивно-доминирующая и подчинительная позы,

— агрессивно-доминирующая поза,

— агрессивно-доминирующая и независимая позы,

— позы независимости,

— независимая и подчинительная позы,

— подчинительные позы;

• использования кукол. Дети проигрывают собственный конфликт, используя куклы; задача состоит в том, чтобы дошкольники сначала воспроизвели конфликт, а затем нашли способ помириться;

• применения различных предметов-заместителей, которым приписываются человеческие качества, например, две машинки поссорились так, как это делали дети, в руках которых эти машинки находятся в данный момент;

• использования игры, в содержание которой вводится конфликтная ситуация; данная форма хороша не только для моделирования конфликтных ситуаций, но и конфликтного общения в целом, в частности общения взрослого и ребенка.

 

III. Обучение приемам посредничества в конфликте. Этот метод хорошо описан в психологии. Суть его состоит в том, что в случае конфликта люди обращаются за помощью к третьему, специально подготовленному для этого лицу. Данный метод дает положительные результаты в подростковом возрасте, но частично его можно использовать и в дошкольном. Первоначально роль посредника играет взрослый. Главное — добиться, чтобы дети договорились обратиться к взрослому. Педагог или психолог, уделяя одинаковое внимание обеим конфликтующим сторонам, снимает напряженность, создает предпосылки для конструктивного разрешения проблемы. Затем к выполнению роли посредника подклчаются дети-миротворцы (всегда есть такие дети, которые и без какой-то подготовки или подсказки взрослого способны помирить других). Если же с такими детьми специально поработать психологу, подготовить их к специфической деятельности, то результаты скажутся незамедлительно. При этом важно, чтобы обращение к посредникам-ровесникам стало привычной процедурой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: