Рекомендации по структуре и содержанию

РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Структура бизнес-плана, степень его детализации определяются многими факторами. В то же время, несмотря на довольно значительные внешние отличия бизнес-планов, состав и содержание их основных разделов остается практически неизменным. Опыт работы в области планирования деятельности организаций позволил выработать структуру бизнес-плана, наиболее часто встречающегося в практике бизнес-планирования. Данная структура показана в таблице 1.

 

Таблица 1 - Структура бизнес-планов в соответствии с типологией по

объектам бизнеса

Разделы бизнес-плана:
по бизнес-линиям, по предприятию (новому, действующему), по производственным подразделениям предприятия финансового оздоровления предприятия
Титульный лист Титульный лист
Лист задания Лист задания
Рецензия Рецензия
Содержание Содержание
Введение Введение
1 Концепция бизнеса (резюме) 1 Общая характеристика предприятия
2 Описание предприятия и отрасли 2 Краткие сведения по плану финансового оздоровления
3 Характеристика услуг и продукции 3 Анализ финансового состояния предприятия
4 Исследование и анализ рынка сбыта 4 Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
5 Конкуренция и конкурентное преимущество 5 Рынок и конкуренция
6 План маркетинга 6 Деятельность в сфере маркетинга предприятия
7 План производства 7 План производства
8 Организационный план 8 Финансовый план
9 Финансовый план Приложения
10 Финансовая стратегия  
11 Потенциальные риски  
Список использованных источников Список использованных источников
Приложения Приложения
 

 

3.1 Бизнес-план по предприятию, бизнес-линии, подразделению предприятия

3.1.1 Введение

Во введении указывается задача составления бизнес-плана и круг лиц, которым он адресован. Целесообразно также отметить, почему возникла необходимость в создании данного проекта или инвестиционного замысла.

3.1.2 Концепция бизнеса (резюме)

1 Суть проекта__________________________________________________

Основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития_________________________________________________

2 Цели и задачи бизнес-плана______________________________________

3 Экономическое обоснование и эффективность проекта_______________

Основные финансовые результаты и прогнозируемая эффективность для инвестора и для производителя__________________________________________

4 Сведения о фирме______________________________________________

5 Команда управления____________________________________________

6 План действий_________________________________________________

Долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия

7 Финансирование_______________________________________________

Потребности в инвестициях. Направления их использования, предлагаемые источники финансирования, риск инвестирования.

8 Планы возврата заемных средств_________________________________

Срок гарантированного возврата кредита, условия инвестирования, форма, в которой инвестор получит желаемую отдачу от вложенного капитала

9 Гарантии возврата инвестиций___________________________________

10 Назначение бизнес-плана

Для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации), оказания государственной поддержки или поддержки органов местного самоуправления.

 

3.1.3 Описание предприятия и отрасли

При изложении данного раздела должна быть включена следующая информация:

1) Основные сведения о предприятии.

2) Основные виды деятельности предприятия.

Представляются те виды деятельности, которыми предприятие фактически занимается или планирует заниматься в ближайшей перспективе.

 

3) Характеристика отрасли.

Специфика отрасли, современное состояние и перспективы ее развития, технологическая изменчивость, наукоемкость, капиталоемкость, ресурсоемкость, уровень монополизма, тенденции роста отраслевого рынка, приводятся любые отраслевые тенденции.

4) Факторы, влияющие на деятельность предприятия.

Рассматриваются экономические, политические, демографические, природные, научно-технические, культурные и мировоззренческие факторы, на которые предприятие не может воздействовать, но которые негативно или позитивно влияют на его деятельность.

5) Основные показатели текущего состояния предприятия и их анализ.

Данный пункт заполняется при разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия. В табличной форме приводятся значения показателей за три последних года в сопоставимых условиях и ценах. Перечень показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность предприятия представлен в Приложении (таблица 25).

6) Миссия и цели предприятия.

 

3.1.4 Характеристика услуг и продукции

В разделе бизнес-плана "Характеристика услуг и продукции" представляется описание продукции (услуг) предприятия с позиций потребителя, производится их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения:

§ потребности, удовлетворяемые товаром;

§ показатели качества;

§ экономические показатели;

§ внешнее оформление;

§ сравнение с другими аналогичными товарами;

§ патентная защищенность;

§ показатели экспорта и его возможности;

§ основные направления совершенствования продукции;

§ возможные ключевые факторы успеха;

При разработке бизнес-плана по бизнес-линии данный раздел должен иметь детальную проработку. Характеризуя объект бизнес-линии (продукцию, услуги), необходимо особо подчеркнуть его уникальность, важность для потребителей, экономические преимущества, а также перечень функциональных особенностей продукта. Бизнес-план значительно выиграет, если в нем будет приведена фотография или рисунок изделия, дающий достаточно четкое представление о товарном виде последнего.

 

3.1.5 Исследование и анализ рынка сбыта

Среди главных направлений комплексного исследования рынка, которые должны найти отражение в бизнес-плане, можно выделить следующие:

▪ определение рыночной структуры (сегментация рынка);

▪ изучение спроса и отбор целевых рынков;

▪ определение мотивации потребителей;

▪ исследование положения предприятия на рынке;

▪ оценка рынка и объема продаж;

▪ исследование условий конкуренции.

Рассмотрение последнего пункта отнесено в раздел "Конкуренция и конкурентное преимущество".

Наиболее важными этапами исследования рынка являются прогнозирование развития рынка (прежде всего, прогнозирование спроса) и составление прогноза объемов продаж. При этом может быть использован широкий инструментарий методов прогнозирования: индивидуальные и коллективные экспертные оценки; метод скользящей средней, экспоненциальное сглаживание, регрессионный анализ, нормативный метод, метод стандартного распределения вероятностей и др.

В курсовом проекте можно ограничиться применением экспертных методов при прогнозировании спроса и метода стандартного распределения вероятностей для определения прогноза объемов продаж.

В бизнес-плане обязательным является представление основных показателей в прогнозных ценах, т.е. в ценах, выраженных в денежных единицах, соответствующих покупательной способности каждого периода осуществления проекта. Следует отметить, что прогнозные цены включают прогнозируемый уровень инфляции. Прогнозная цена на t -м шаге расчета (например, в t - м году), Ц t, определяется по формуле:

 

(1)

 

где Ц t - базисная цена продукции или ресурса, р.;

I (t, tн) - индекс изменения цен (в том числе и за счет инфляции) продукции или ресурса на t - м шаге по отношению к начальному моменту расчета, как правило,

Каждый бизнес-план имеет уникальную инфляционную среду, формирование которой может зависеть от отрасли, региона и множества других факторов. В практике бизнес-планирования чаще всего инфляционные ожидания описываются группой сводных показателей по основным статьям поступлений и затрат. Прогноз уровня инфляции должен быть представлен в форме таблицы 2, которую целесообразно разместить в приложении к бизнес-плану.

 

 

Таблица 2 - Прогноз уровня инфляции

  Объект Уровень инфляции, S, %
20… г. 20… г. 20… г.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 п/г 2 п/г
Общая инфляция (инфляция общего уровня цен)*              
Сбыт              
Переменные издержки              
Заработная плата              
Постоянные издержки              
Основные фонды              
*Индекс изменения общего уровня цен может быть определен как средневзвешенное значение индексов изменения цен на все виды выпускаемой в соответствии с проектом продукции и потребляемых ресурсов (с весами, равными количествам этих величин в натуральных единицах или базисных ценах).

 

Для удобства расчетов промежуточные вычисления показателей могут выполняться в базисных ценах. Прогнозирование основных показателей в бизнес-плане по периодам проекта проводится следующим образом: первый год - по месяцам (или по кварталам), второй год - по кварталам (или по полугодиям), последующие годы - в целом за год.

 

3.1.6 Конкуренция и конкурентное преимущество

При разработке бизнес-плана должны быть реалистично оценены сильные и слабые стороны конкурентов. По результатам исследования деятельности конкурентов производится количественная оценка уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Количественная оценка конкурентоспособности товара предприятия включает в себя следующие этапы:

▪ выбор наиболее конкурентоспособного товара на рынке в качестве образца для сравнения и определения конкурентоспособности товара предприятия;

▪ определение набора сравниваемых параметров обоих товаров;

▪ расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара предприятия.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия может быть произведена с использованием одного из следующих методов:

▪ метод суммы мест;

▪ метод балльной оценки;

▪ метод построения профиля требований;

▪ метод балльной оценки с учетом коэффициента весомости факторов.

 

3.1.7 План маркетинга

В разделе бизнес-плана "План маркетинга" обосновываются:

1) формирование стратегии развития предприятия (общей, деловой, конкурентной), стратегий маркетинга;

2) составляющие комплекса маркетинга (товарная, ценовая, сбытовая и коммуникативная политика);

3) бюджет маркетинга.

При разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия особое внимание следует уделить формированию общей стратегии предприятия (портфельной) с использованием инструментария и моделей стратегического анализа, а также позиционированию рынка.

Основными моделями, которые наиболее часто используются в практике бизнес-планирования для разработки общей стратегии развития фирмы, являются: портфельный анализ (матрица "рост - доля рынка" - метод, разработанный американской консультационной фирмой "Бостон консалтинг групп", матрица "привлекательность - конкурентоспособность" - метод, разработанный компанией "Мак-Кинси" по заказу "Дженерал электрик"); матрица "товар - рынок", предложенная И. Ансоффом.

Позиционирование рынка может идти по одному из выбранных направлений:

▪ заполнение выявленной на рынке "ниши";

▪ занятие места, близкого к позиции одного из конкурентов, т.е. конкурентное позиционирование.

 

Товарная политика

В бизнес-плане отражаются следующие основные направления товарной политики предприятия:

▪ ассортиментная политика;

▪ создание новой продукции;

▪ стратегия предприятия в области качества продукции;

▪ определение дизайновой стратегии;

▪ рыночная атрибутика товара (марка, товарный знак, упаковка, маркировка);

▪ стратегия организации сервисного обслуживания.

 

Ценовая политика

В общем виде процесс разработки ценовой политики предприятия в бизнес-плане представлен на рисунке 2.

Сбытовая политика

В бизнес-плане необходимо изложить используемые предприятием систему товародвижения и каналы распространения товара.

В заключение приводится смета затрат на реализацию продукции.

Коммуникативная политика

В бизнес-плане отражаются основные положения программы коммуникативной политики предприятия: цели, задачи, фирменный стиль, стратегии, структура комплекса маркетинговых коммуникаций.

Комплекс маркетинговых коммуникаций включает следующий инструментарий: реклама, стимулирование сбыта, личная продажа, паблик релейшнз, прямой маркетинг, спонсоринг, продукт-плейсмент, брэндинг.

 

Рисунок 2 - Этапы разработки ценовой политики предприятия
Выработка ценовой тактики
Рыночное страхование цен
Установление исходной цены
Выбор метода ценообразования
Выработка ценовой стратегии
Анализ цен и товаров конкурентов Раздел 5 "Конкуренция и конкурентное преимущество"
Определение спроса Раздел 4 "Исследование и анализ рынка сбыта"
Оценка издержек Раздел 7 "План производства"
Постановка целей ценообразования

Бюджет маркетинга

Для расчета бюджета маркетинга могут быть использованы следующие методы:

▪ метод финансирования "от возможности";

▪ метод фиксированного процента;

▪ метод "ориентации на конкурента";

▪ метод максимальных расходов;

▪ метод на основе целей и задач.

После определения бюджета маркетинга следует произвести его распределение по направлениям работы.

 

 

3.1.8 План производства

Этот раздел бизнес-плана готовится только той фирмой, которая собирается заниматься производством. Раздел должен показать, что предприятие в состоянии производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

Структура раздела "План производства" имеет следующий вид:

▪ местонахождение предприятия;.

▪ государственное и правовое регулирование;

▪ технология производства (оценка существующей технологии, направления совершенствования и развития технологии, предусмотренные бизнес-планом);

▪ производственное кооперирование;

▪ контроль производственного процесса;

▪ система охраны окружающей среды;

▪ производственная программа;

▪ производственные мощности и их развитие;

▪ потребность в долгосрочных активах;

▪ потребность в оборотных средствах;

▪ прогноз затрат.

 

Для непроизводственных фирм первые два пункта отражаются в разделе "Описание предприятия и отрасли".

Потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе "Финансовый план".

Подробный расчет производственной мощности, потребности в долгосрочных активах и оборотных средствах выполняется в бизнес-плане создания нового предприятия или структурного подразделения. Для действующих предприятий указывается уровень использования производственной мощности, дается краткая характеристика имеющихся долгосрочных активов. Корректировка величины оборотных средств производится в финансовом разделе бизнес-плана на основе использования коэффициентного метода нормирования оборотных средств (исходя из темпов роста объема производства и улучшения использования оборотных средств).

Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции (к разделу прикладываются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство).

В курсовом проекте прогноз затрат может быть выполнен с использованием укрупненного метода - по технико-экономическим факторам. Данный метод предполагает расчет проектных показателей, исходя из отчетных данных, с учетом запланированных организационно-технических мероприятий.

 

 

3.1.9 Организационный план

Структура раздела "Организационный план" может иметь следующий вид:

▪ организационная структура (производственно-технологическая структура предприятия, организационная структура управления);

▪ ключевой управленческий персонал;

▪ совет директоров;

▪ профессиональные советники и услуги;

▪ персонал;

▪ социальная инфраструктура;

▪ календарный план;

▪ правовое обеспечение деятельности предприятия.

Календарный план (график) приводится для вновь создаваемых предприятий, а также при осуществлении крупномасштабных предпринимательских проектов и мероприятий на действующем предприятии. В нем указывается время и взаимосвязь главных событий, способствующих внедрению проекта и реализующих его цели.

 

3.1.10 Финансовый план

Раздел объединяет два направления:

1) финансово-экономические результаты деятельности предприятия;

2) планирование основных финансовых показателей.

1) Финансово-экономические результаты деятельности

предприятия

Финансовая отчетность предприятия. В разделе "Финансовый план" или в Приложении к бизнес-плану могут быть включены финансовые документы последнего отчетного периода: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, баланс активов и пассивов предприятия.

В настоящее время в России активно проводится работа по сближению используемых форм бухгалтерской, статистической и банковской отчетности, применяемых в международной практике, поэтому в бизнес-плане целесообразно использование форм, рекомендуемых Международным комитетом по стандартам бухгалтерского учета. В этой связи данные бухгалтерской отчетности следует привести к виду, обеспечивающему возможность их использования в процессе финансового анализа на основе методик, соответствующих международным стандартам.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия. Анализ финансово-экономического состояния предприятия проводится на основе данных финансовой отчетности предприятия с использованием совокупности технико-экономических и финансовых показателей за три последних года, представленных в Приложении (таблица 25).

При анализе финансово-экономического состояния предприятия прежде всего необходимо установить, выполняется ли следующее "золотое правило", характеризующее экономическую деятельность предприятия:

 

, (2)

где - темп изменения балансовой прибыли, %;

- темп изменения объема реализации, %;

- темп изменения авансированного капитала, %.

Давая общую оценку деятельности предприятия можно определить форму экономического роста, , путем сопоставления экстенсивных и интенсивных факторов:

(3)

где - индекс производительности труда;

- индекс фондоотдачи;

- индекс численности;

- индекс основных фондов.

Если > 1, то предприятие развивалось преимущественно за счет интенсивных факторов. При < 1 его рост характеризуется как экстенсивный.

Оценку финансовой устойчивости предприятия целесообразно дополнить анализом абсолютных показателей, на основе которых можно установить тип финансовой устойчивости предприятия:

▪ абсолютная финансовая устойчивость;

▪ нормальная финансовая устойчивость;

▪ неустойчивое финансовое состояние;

▪ кризисное финансовое состояние.

Анализ финансово-экономического состояния предприятия завершается комплексной сравнительной оценкой финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия, основанной на теории и методике финансового анализа предприятий в условиях рыночных отношений.

Если бизнес-план разрабатывается по бизнес-линии или подразделению предприятия, то в данном подразделе выполняется анализ основных технико-экономических показателей деятельности подразделения или производства продукции (услуг). В бизнес-плане вновь создаваемых предприятий, подразделений, бизнес-линий этот подраздел отсутствует.

2) Планирование основных финансовых показателей

Плановые документы. В финансовом плане составляется прогноз прибылей и убытков, баланса предприятия, движения денежных средств. Финансовое прогнозирование может осуществляться с использованием косвенного или прямого методов прогнозирования. В курсовой работе рекомендуется использовать косвенный метод, в частности, метод процента от продаж. Структура плановых документов должна соответствовать требованиям международных стандартов.

В бизнес-плане по бизнес-линии или подразделению предприятия прогнозный баланс не составляется.

Финансовая оценка проекта. Финансовая оценка проекта включает расчет и анализ основных показателей деятельности предприятия по проекту, а также комплексную оценку финансово-экономического состояния предприятия. Перечень технико-экономических и финансовых показателей предприятия представлен в Приложении А (таблица А 25).

При разработке бизнес-плана по бизнес-линии или подразделению предприятия производится расчет и анализ основных технико-экономических показателей деятельности подразделения или производства продукции (услуги).

Прогноз запаса финансовой прочности. В бизнес-плане графическим или аналитическим путем определяется критический объем продаж (точка безубыточности или порог рентабельности) и запас финансовой прочности предприятия.

 

3.1.11 Финансовая стратегия

При изложении финансовой стратегии в бизнес-план включается следующая информация:

▪ потребность в инвестициях и источники их финансирования;

▪ эффективность бизнес-проекта.

При определении эффективности бизнес-проекта обязательно использование методики оценки эффективности инвестиций на основе показателей, применяемых в рыночной экономике:

▪ чистый дисконтированный доход (NPY);

▪ индекс доходности (PI);

▪ внутренняя норма доходности (IRR);

▪ статический и динамический сроки окупаемости (РР).

 

3.1.12Потенциальные риски

Данный раздел содержит следующие составные части:

§ анализ рисков в деятельности предприятия. Оценка риска проекта;

§ организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;

§ программа страхования рисков.

Анализ риска включает два дополняющих друг друга вида: качественный и количественный.

На этапе качественного анализа выявляют возможные виды рисков.

Количественная оценка риска проекта должна быть выполнена с использованием современной методики расчета рисков.

Наиболее значимые для реализации проекта риски должны быть рассмотрены более детально: с указанием причин, факторов риска и методов его компенсации. При этом можно воспользоваться результатами анализа наиболее существенных производственных, финансовых и коммерческих рисков в деятельности промышленного предприятия. Особое внимание следует уделить методам компенсации и снижения риска.

Если в качестве меры снижения рисков предусмотрено страхование, должна быть составлена программа страхования рисков.

 

3.1.13 Приложение

В Приложения могут быть включены все дополнительные документы по сведениям, приводимым в бизнес-плане:

§ изображения продуктов;

§ патенты;

§ материалы о рынке;

§ деловые рекомендации;

§ публикации: журнальные статьи, ссылки на упоминание в книгах;

§ калькуляции себестоимости продукции (услуг);

§ данные расчета элементов сметы затрат;

§ данные об управляющих;

§ формы финансовой отчетности за период, предшествующий началу реализации проекта.

 

 

3.2 Бизнес-план финансового оздоровления предприятия

Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:

▪ для выработки стратегии выживания предприятия;

▪ составления плана проведения реорганизационных процедур;

▪ организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

▪ обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения.

1) Общая характеристика предприятия.

2) Краткие сведения по плану финансового оздоровления.

Срок реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, срок погашения государственной финансовой помощи, финансовые результаты реализации плана, агент правительства, через которого осуществляется финансирование.

3) Анализ финансового состояния предприятия.

Характеристика учетной политики, сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.

4) Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.

Перечень мероприятий, анализ, выводы.

5) Рынок и конкуренция.

Описание отрасли и перспективы ее развития, характеристика рынка, конкуренция.

6) Деятельность в сфере маркетинга предприятия.

Стратегия маркетинга, стратегия осуществления продаж, продукты и услуги.

7) План производства.

Производственная программа, потребность в основных фондах, ресурсах, персонале, схема расходов и калькуляция себестоимости (сводная), потребность в дополнительных инвестициях.

8) Финансовый план.

Прогноз финансовых результатов, формирование источников финансирования, модель дисконтированных денежных потоков, расчет коэффициента внутренней нормы прибыли IRR, определение динамического срока окупаемости проекта, график погашения кредиторской задолженности, расчет точки безубыточности, агрегированная форма прогнозного баланса, расчет коэффициентов покрытия и обеспеченности собственными оборотными средствами.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература
1. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.З. Черняк, Н.Д. Эриашвили, Е.Н. Барикаев и др.; под ред. В.З. Черняк, Г.Г. Чараев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 591 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-01812-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114751 (04.07.2016).
2. Буров, В. П. Бизнес-план фирмы: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.: табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 190 - 191. - Рек. УМО по образованию в обл. экономики и экономической теории.
3. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник / И.А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 432 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01948-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229284 (04.07.2016).
Дополнительная литература
1. Афонасова, М.А. Бизнес-планирование: учебное пособие / М.А. Афонасова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР). - Томск: Эль Контент, 2012. - 108 с.: ил.,табл. - ISBN 978-5-4332-0049-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208641(04.07.2016).
2. Бекетова О.Н. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бекетова О.Н., Найденков В.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6262.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Бизнес-план инвестиционного проекта предпринимателя: рек. УМЦ "Классический учебник" в кач-ве учебно-практич. пособ. для студентов вузов / В. М. Попов, С. И. Ляпунов, И. Ю. Криночкин, Т. А. Воронова. - М.: КНОРУС, 2005. - 480 с.: ил. - Библиогр.: с. 480.
4. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубежный опыт. Современная практика: учеб. пособ. для вузов / под ред. В. М. Попова. - 5-е изд., перераб.и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 432 с.
5. Бизнес-планирование: рек. М-вом образования РФ в кач-ве учебника для студентов вузов, обуч. по эконом. спец. / В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Г. Млодик [и др.]; под ред. В.М. Попова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 816 с.: ил. - Библиогр.: с. 813 - 815.
6. Бизнес-планирование: учебник для вузов / В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Ю. Муртазалиева [и др.]; под. ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 672 с.
7. Лапыгин, Ю. Н. Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: практич. пособ. / Ю. Н. Лапыгин, Д. Ю. Лапыгин. - 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2009. - 350 с.: ил.; табл. - (Организация и планирование бизнеса).
8. Максютов, А. А. Бизнес-планирование развития предприятия: научно-практич. изд. / А. А. Максютов. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 288 с.: ил. - Библиогр.: с. 284.
9. Молокова Е.И. Бизнес-планирование. Теория и практика [Электронный ресурс]: монография/ Молокова Е.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 117 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11392.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
10. Одинцова, Л. А. Планирование на предприятии: доп. УМО по образованию в обл. производственного менеджмента в кач-ве учебника для студентов вузов, обуч. по спец. 080502 "Экономика и управление на предприятии машиностроения" / Л. А. Одинцова. - М.: Академия, 2007. - 272 с.: табл. - (Высшее профессиональное образование: Экономика и управление). - Библиогр.: с. 263 - 264.
11. Орлова П.И. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Орлова П.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Корпорация «Диполь», 2012.— 193 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10551.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
12. Пивоваров, К. В. Бизнес-планирование [Текст]: учебно-метод. пособие / Кирилл Владимирович Пивоваров. - 5-е изд. - М.: Дашков и К, 2004. - 164 с. - Библиогр.: с. 158 - 162.
13. Сухова, Л. Ф. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: рек. Межвуз. Уч. Советом Центросоюза РФ в кач-ве учеб. пособ. для вузов / Л. Ф. Сухова, Н. А. Чернова; рец. И. В. Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 160 с.: ил. - Библиогр.: с. 156 - 157.
14. Финансовый бизнес-план: учеб. пособ. для вузов / В. М. Попов, С. И. Ляпунов, С. Ю. Муртазалиева [и др.]; под ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 480 с.
15. Черняк, В. З. Бизнес-планирование: учебно-практич. пособ. / В. З. Черняк, А. В. Черняк, И. В. Довдиенко. - М.: РДЛ, 2002. - 272 с.
16. Черняк, В.З. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: электронный учебный курс / В. З. Черняк; ИнфоФонд. - Электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Microsoft Windows 2000/XP; процессор с частотой не ниже 500 MHz; 64 Mb ОЗУ; 40 Mb свобод. памяти на жест. диске; видеокарта с 8 Mb памяти; SVGA монитор с поддержкой разрешения 1024х768; CD привод 4х или лучше (рек. 16х); зв. карта.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ «Перечень рекомендуемых таблиц»

 

Раздел бизнес-плана «Характеристика услуг и продукции»

 

Таблица 1 – Сильные и слабые стороны товара

Преимущество товара Слабые стороны товара
лучшее качество что его обеспечивает (снижение цены, рост объемов,) недостатки методы их преодоления
       

 

Таблица 2 – Экономические показатели продукции

Вид продукции Цена потребления Показатели единицы продукции
продажная цена доставка Установка …… итого себестоимость прибыль
               

 

Таблица 3 – Характеристика участия предприятия на товарном рынке

Наименование продукции Объем производства, тыс. р. Поставлено на Рынок, тыс. р. Общий объем поставки на рынок всеми хозяйствующими субъектами, тыс. р. Доля поставки на рынок предприятием, % к общему объему поставок
         
         

 

Таблица 4 – Прогноз продаж _______________________

Показатель Годы Общие продажи
20… 20… 20… 20… 20…
Кварталы
       
Рынок А Продано продукции, ед Цена Всего продаж                  
Рынок В Продано продукции, ед Цена Всего продаж                  
Общие продажи                  

Раздел бизнес-плана «Конкуренция и конкурентное преимущество»

 

Таблица 5 –Конкурентоспособность

(вид продукции)

Параметры, единицы измерения Коэффициент весомости Значения параметров Параметрический индекс гр.3/гр.4 Мероприятия по повышению конкурентоспособности по параметрам
Анализируемый товар товар-образец
           
Нормативно-производственные параметры          
Сводный индекс по нормативно-производственным параметрам       Iнп= ,    
Потребительские параметры … …   ai         Пj  
Сводный индекс по потребительским параметрам         Iп=  
Экономические параметры … …   gk         Эк  
Сводный индекс по экономическим параметрам         Iэ=  
Интегральный показатель относительной конкурентоспособности         ,    

 

Таблица 6 – Сравнительная характеристика позиций предприятия и

конкурентов

Факторы Рынок А Рынок В Рынок С
предприятие Конкуренты предприятие конкуренты предприятие конкуренты
                 
Объем продаж (натуральные и стоимостные показатели)                        
Занимаемая доля рынка, % Размещение предприятия Время деятельности предприятия, лет Имидж Уровень цены Уровень технологии Качество продукции Срок исполнения услуг Уровень сервисного обслуживания Уровень известности продукции (услуг)                        

 

Таблица 7 – Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и

собственного предприятия

Факторы, характеризующие предприятие Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
преимущества Недостатки преимущества недостатки преимущества недостатки
             

Раздел бизнес-плана «План маркетинга»

 

Таблица 8 - Маркетинговая стратегия предприятия

Наименование продукции Сегмент рынка по продукции Состояние спроса (по видам маркетинга) Тип маркетинга Стадия жизненного цикла Каналы распределения Маркетинговая политика Маркетинговые действия
товарная ценовая сбытовая коммуникативная
                     

 

 

высокое

           
   
 
 
   
 

 


качество

 

               
 
   
 
 
     

 

 


низкое

низкая цена высокая

 

Рисунок 1 - Карта позиционирования продуктов по параметрам функции

«качество –цена»

 

Таблица 9 - Ассортиментная политика предприятия

Ассортиментная группа Наимено-вание товара Модель Структура продук-ции, % Стадия жизненно-го цикла товара Способ продле-ния жиз-ненного цикла товара Товарная стратегия
             

 

Таблица 10 - Распределение бюджета маркетинга

Маркетинговые мероприятия Структура, % Расходы
     

 

Раздел бизнес-плана «План производства»

 

Таблица 11 – Мероприятия по совершенствованию технологии

производства

Технологический процесс Наименование мероприятий по совершенствованию технологии производства Затраты времени, мин. Снижение трудоемкости изготовления изделий Повышение производительности труда, %  
по действующей технологии по проектируемой технологии  
мин. %  
               

 

Таблица 12 – Производственная программа

Вид продукции Ед. изм. Объем производства по периодам
20…г 20…г 20…г
I кв II кв III кв IV кв I п/г II п/г
Продукция А                
Продукция Б                
И т.д.                
Прочая реализация                

 

Таблица 13 – Состав, структура и износ основных производственных

фондов

Группа основных производственных фондов Стоимость на начало проекта, тыс. р. Удельный вес, % Износ на начало проекта, тыс. р. Остаточная стоимость, тыс. р. Коэффи- циент износа
           

 

Таблица 14 – Потребность в дополнительном оборудовании и других

Наименование оборудования, технических средств Тип или модель Завод-изготовитель Количество, шт. Срок поставки Стоимость оборудования, технических средств, тыс. р.
           

 

Таблица 15 – Потребность в основных фондах и нематериальных активах

Долгосрочные активы 20… 20… 20…
Действующие, тыс. р. общая потребность, тыс. р. прирост, % общая потребность, тыс. р. прирост, %
1 Нематериальные активы          
2 Основные фонды          
2.1 Земельные участки          
2.2 Здания, сооружения производственного назначения          
2.3 Рабочие машины и оборудование          
2.4 Производственный инвентарь          
2.5 Транспортные средства          
2.6 Прочие          
Итого          

 

 

Таблица 16 – Планирование потребности в оборотных средствах

Виды и наименование ресурсов 20… 20… 20…
       
1 Сырье и материалы      
2 Топливо      
3 Электроэнергия      
4 Тара      
5 МБП      
6 Запасные части      
7 Незавершенное производство      
8 Готовая продукция на складе      
9 Прочие      
Итого      

 

 

Таблица 17 – Потребность в материальных ресурсах

Наименование вида материальных ресурсов Потребность на программу 20…г Поставщики
I квартал II квартал и т.д.
в натуральном выражении сумма, тыс. р. в натуральном выражении сумма, тыс. р.
Материалы, всего, в том числе        
Вида А            
Вида Б            
и т.д.            
Покупные комплектующие изделия, всего, в том числе        
Вида М            
Вида Н            
и т.д.            
Всего        

 

Таблица 18 – Потребность в средствах на оплату труда

Категория работников 20…г
I квартал II квартал И т.д.
Численность, чел. фонд оплаты труда, тыс. р. численность, чел. фонд оплаты труда, тыс. р.
           
Производственные рабочие основного производства          
Вспомогательные рабочие          
Руководители, специалисты и служащие          
Всего          

 

 

Таблица 19 – Смета затрат на производство

Элементы затрат Величина показателя по периодам
20…г 20…г 20…г
I кв. II кв. III кв. IVкв. 1 п/г 2 п/г
Материальные затраты              
Затраты на оплату труда              
Страховые взносы              
Амортизация основных средств              
Прочие затраты              
Итого по элементам затрат              
Постоянные издержки              
Переменные издержки              
П р и м е ч а н и е – К постоянным издержкам относятся амортизация, аренда помещений, проценты за кредит, повременная оплата труда рабочих, зарплата административного аппарата, административные расходы и т.д. Переменные издержки – это расходы на сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергию, сдельную зарплату производственных рабочих и др.

 

Раздел бизнес-плана «Финансовый план»

 

Таблица 20 – Прогноз прибылей и убытков

№ строки Наименование показателя Величина показателя по периодам
20…г 20…г 20..г
I кв II кв III кв IV кв I кв II кв
  Объем продаж              
  Переменные издержки              
  Валовая прибыль (с.1-с.2)              
  Постоянные издержки (операционные и торгово-административные)              
  Проценты по кредитам    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: