Раздел 1. Понятие и экономическая сущность организационно-правовых форм предприятия

Тема 1.1. Принципы экономического мышления

Основные понятия об экономике и ее структура. Главные вопросы экономики. Макроэкономика и микроэкономика.

Ресурсы и факторы производства. Капитал, его формы. Кругооборот, оборот капитала. Физический и моральный износ основного капитала, его амортизация.

Рабочая сила как фактор производства. Предпринимательство. Показатели эффективности использования факторов производства.

Потребности: их сущность, классификация. Безграничность потребностей.

Ресурсы: их сущность, виды. Ограниченность и выбор. Фундаментальная экономическая проблема. Производственные возможности и проблема выбора.

Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная системы. Главные экономические проблемы, их решение в различных типах экономических систем. Модели смешанной экономики.

Цели вмешательства государства в экономику. Государственные финансы. Налоговая система.

Рынок. Классификация рыночных структур Конкуренция: сущность, формы, методы борьбы. причины и условия возникновения. Монопольная цена и прибыль. Методы регулирования монополии. Антимонопольное законодательство.

Понятие спроса и предложения. Равновесие на рынке. Механизм рыночного ценообразования. Рыночная цена, ее виды, функции. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену. Устойчивость равновесия.

Тема 1.2. Производственная структура организации и типы производств

Собственность, ее сущность в экономическом и юридическом аспекте. Основные виды и формы собственности Виды и формы собственности в современной российской экономике. Деловые предприятия. Организационно-правовые формы организаций.

Методические рекомендации к разделу 1

При изучении раздела необходимо уяснить базовые экономические понятия, принципы, законы; определить место основ экономики в системе экономических дисциплин.

Необходимо проработать материал в предлагаемых литературных источниках [1, 2, 3, 4, 7, 9]

Вопросы для самоконтроля

1. Предмет исследования экономики, её структура и место в системе экономических наук.

2. Главные вопросы экономики, пути их решения.

3. Потребности и ресурсы: их сущность, виды, особенности, взаимосвязь.

4. Фундаментальная экономическая проблема, пути её решения.

5. Проблема выбора, пути её решения.

6. Типы экономических систем, их черты. Модели смешанной экономики.

7. Рынок, его сущность, черты, структура, основные субъекты.

8. Конкуренция, её сущность, формы, методы борьбы, значимость.

9. Теория спроса и предложения.

10. Механизм установления рыночной цены.

11. Собственность, её сущность, виды и формы.

12. Деловые предприятия, их сущность, виды.

13. Организационно-правовые формы организаций, их черты.

Раздел 2. Управление производственной деятельностью предприятия

Тема 2.1. Маркетинг на железнодорожном транспорте

Маркетинг как инструмент управления производственной деятельностью: основные понятия, маркетинговые исследования, виды маркетинговой стратегии.

Сегментация рынка, составляющие конкурентоспособности продукции, тарифная политика. Процесс управления маркетингом.

Роль и место транспортного маркетинга в системе управления производственной деятельностью.

Методические рекомендации к разделу

При изучении раздела необходимо уяснить основы маркетинговой деятельности, процесс управления маркетингом; определить роль и место транспортного маркетинга.

Необходимо проработать материал в предлагаемых литературных источниках [4, 5, 7, 8, 9].

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности маркетинговой деятельности?

2. Основные составляющие процесса управления маркетингом.

3. Какую роль в маркетинге играет сегментация рынка?

4. Перечислите 4 элемента комплекса маркетинга.

5. Чем услуга отличается от товара?

6. Каковы особенности транспортного маркетинга?

 

Раздел 5. Бизнес-планирование деятельности предприятия

Тема 5.1. Бизнес-планирование деятельности предприятия

Методы планирования и прогнозирования. Виды планов и их содержание. Понятие о бизнес-плане.




double arrow
Сейчас читают про: