Монах Илия (Каунников). Свято-Троицкий Холковский монастырь

Ж изнь в пещерах, как особый вид монашеского отшельничества, появилась на Руси почти в одно время с появлением христианства. Первым из известных отшельников «Повесть временных лет» называет пресвитера Илариона – «муж благ книжен и постник… ископа печерку малу двусажену кде ныне ветхый манастырь Печерскый». Немного позже, когда Иларион стал митрополитом Киевским, его уединённую пещеру на берегу Днепра занял монах Антоний, уроженец городка Любеч, что рядом с Черниговом, принявший иноческий образ на святой горе Афон. Постепенно, вдохновляясь подвигами Антония, к нему собрались ученики и из одинокой пещеры отшельника вырос подземный монастырь с храмами и кельями, прославившийся многочисленными святыми и известный ныне как Киево-Печерская лавра. Следует отметить, что этот монастырь был не единственным в окрестностях Киева, где подвизались в пещерах отшельники-монахи. Постепенно, с распространением христианства по Русским землям, а следовательно и монашества, пещерные монастыри появлялись в разных уголках нашей Родины. Одной из таких пещерных обителей подвижников-монахов стал Николаевский Холковский монастырь, существовавший с 1620 по 1764 гг. близ с. Холки Новооскольского уезда (теперь в составе Чернянского района Белгородской обл.).

Х олковский мужской в честь святителя Николая монастырь был основан в 1620 г. «чёрным попом» Геласием и пришедшими с ним на это место монахами [1]. В течение всей первой половины XVII в. тысячи православных беженцев из Польши почти ежегодно находили себе убежище в Московской Руси. Священники, монахи и миряне покидали западнорусские земли, известные ныне как Украина и Беларусь, спасаясь от навязывания им чуждой католической веры. Среди местного населения бытует предание, что и сам Геласий был монахом Киево-Печерской лавры, пришедшим на это место, спасаясь от иноверческого ига. Есть также и другое предание, повествующее о том, что Геласий был купцом, в конце жизни посвятившим жизнь свою монашеским подвигам и на своей земле основавший монастырь [2].

М онастырь был основан Геласием как наземный и регулярно подвергался набегам кочевых татар, поскольку находился на самой окраине Московского царства, за которой дальше были только степь да Дикое Поле. (Диким Полем принято называть слабозаселённую территорию степей от Молдавии до Белгородчины, подконтрольную различным кочевым племенам. В XVII в. таковыми являлись крымские татары.) По всей вероятности, Геласий прослужил на Холковском городище недолго. Уже в 1628 г. указом царя Михаила Фёдоровича монастырь наделяется пашнями, покосами и частью реки для рыбной ловли, а настоятелем указан «строитель Ефрем» [3], игуменствовавший 30 лет. В 1638 г. у монастыря появляется собственная охрана от татарских набегов – оскольский воевода Иван Ржевский для охраны монастыря посменно высылает донских и оскольских казаков [4].

М естное предание донесло нам о крепости на соседнем с монастырём холме, участвовавшей в обороне Холковского монастыря от периодически нападавших на малозаселённые и слабообороняемые окраины России кочевников. Однако же, археологические раскопки, проводившиеся на месте этой крепости в 1983 – 1987 гг. воронежскими исследователями, датировали её появление гораздо раньше – около Х – ХI вв. [5].

О монастырских пещерах, сохранившихся до нашего времени, до нас не дошло никаких документальных сведений. Вполне возможно, что они создавались монахами как укрытие от нападений врагов и не были постоянно обитаемы. В пользу этой версии говорит нам факт возникновения засечной черты городов-крепостей, появившихся почти на два (Короча, Яблонов), а то и три (Царев Алексеев) десятилетия позже Холковского монастыря. Также до наших дней сохранились пещеры Таволжанной во имя Зосимы и Савватия Соловецких мужской пустыни (недалеко от с. Шмарное Старооскольского района) [6] и руины пещер Карповского Покровского Соловецкого мужского монастыря (недалеко от с. Ниновка Новооскольского района), существовавших приблизительно в то же время, что и Холковский монастырь. Однако некоторые исследователи-археологи склонны предполагать, что эти пещерные комплексы монастырей могли возникнуть намного ранее, начиная с VIII в., во времена существования в этих краях Готской митрополии (упразднена в XIV в.), управляемой из Константинополя – столицы Византии [7].

Г лавными святынями Николаева Холковского монастыря были Казанская икона Пресвятой Богородицы и образ святого Алексия человека Божия, подаренный монастырю самим царём Алексеем Михайловичем в память о посещении им этой обители.

С вятой праведный Алексий человек Божий являлся небесным покровителем царя Алексея Михайловича. Эта давняя традиция – называть своих детей в честь святых – появилась на Руси вместе с её крещением из Византии. И благочестивый царь, почитая своего небесного заступника, подарил образ святого Алексия и в Холковский монастырь. Почитание царём Алексеем своего небесного покровителя выразилось и в освящении храмов в честь праведного Алексия. Позже, в 1647 г. в новопостроенном городе-крепости Царёв-Алексеев (переименованном через несколько лет в Новый Оскол) недалеко от Холковского монастыря, в честь святого праведного Алексия будет назван один из приделов соборной Успенской церкви [8].

П одаренный царём образ хранился в отдельно стоящей деревянной часовне и был одной из главных святынь монастыря, а после его упразднения стал святыней Холковского прихода. По своему размеру икона святого Алексия была небольшой, 6 х 5 вершков (т. е. ок. 27 х 23 см), написанная на кипарисной доске в медно-посеребрённом окладе. Перед иконой постоянно, весь день и всю ночь, горела лампада. Деревянная часовня эта просуществовала до 1850-х годов, пережив существование монастыря. Сам же образ позже был перенесён в приходскую Покровскую церковь с. Холки [9].

К азанская икона Пресвятой Богородицы, другая святыня обители, имела намного больший размер, чем икона св. Алексия – 1 ¼ аршин х 1 аршин 2 вершка (примерно 90 х 81 см). Настоятель приходской церкви с. Холки священник Иаков Тимофеев, рассказывая о реставрации этой иконы в 1903 г. в «Курских епархиальных ведомостях», пишет: «Как и следовало ожидать, по снятии с иконы серебристо-позлащённой ризы, оказалось, что наиболее потемневшими и надтреснутыми частями были всегда открытые для воздуха, солнечных лучей и пыли лики Богоматери и Богомладенца. При размывке и расчистке иконы обнаружилось, между прочим, и то обстоятельство, что весьма уже давно она поправлялась рукой хотя и не безыскусной, но несколько произвольной. Именно: не довольствуясь заделкой двух небольших опавших частиц, поправлявший засеребрил все одежды Богоматери и Богомладенца, и тем всей иконе придал вид происхождения сравнительно недавнего. Пока, путём размывки и расчистки, не были открыты лики, засеребрённые одежды казались первоначальными и всей иконе придавали вид написанной не ранее времён Елисаветинских. Когда же они открылись, как безусловно по своему стилю весьма древние, то одежды положительно стали поражать своим несоответствием ликам. Пришлось удалить серебрение, и под ним оказались одежды, безусловно выдержанные по стилю ликов. Серебрение, по сущности дела бывшее лишним, оказало, однако, ту добрую услугу, что служит теперь одним из данных для определения давности иконы. Оно совершилось вместе с поправкой лет 160 (т. е. около 1740 г.) назад. Следовательно, к этому времени икона от давности уже нуждалась в поправке, просуществовав, не впадая в особое преувеличение, столько же, тем более, что весь стиль её, в особенности же двуперстное благословение Богомладенца, много говорят о её дониконовском происхождении.» [10].

В 1650 г. святейшим патриархом Московским и всея Руси Иосифом монастырю была дана грамота, разрешающая перестроить обветшавший к тому времени Никольский деревянный храм. Повелением царя, новый выстроенный храм стал трёхпрестольным и освящён в честь Преображения Господня. Правый придел был освящён в честь святителя Николая, левый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы [11]. С того времени и сам монастырь стал именоваться не Николаевским а Преображенским (если быть точным, грамота на постройку была дана в 1650 г., но Преображенским монастырь стал называться примерно на десятилетие позже, как это видно из исторических документов). В 1647 г. чуть южнее монастыря был выстроен город-крепость Царёв-Алексеев (позднее переименован в Новый Оскол), и полное название монастыря стало Ново-Оскольский Преображенский Холковский мужской монастырь. В самом же Новом Осколе за монастырём числилось подворье на случай военного времени. «Лета 7166 (1658 г.), мая в 30 день – повествует царская грамота – по Государеву Цареву и ВеликагоКнязя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца указу, и по отписной челобитной, за пометою дьяка Григория Башмакова и по наказной памети воеводы Микиты Кузмича Веляминова дать двор в Новом Осколе внутре города, идучи к Московским воротам, направе, зад лавочных мест, что умершаго стрельца Микиты Чахова, Новаго Оскола Холковой пустыни, Николскова монастыря строителю Ефрему збратиею для осаднаго времени» [12].

В 1659 г. Холковский монастырь был полностью разорён татарами. Так повествуется в царском указе архимандриту Геннадию: «шол мимо Новой Оскол город крымской хан с тотары и с черкасы войною, и тот де Холков монастырь и крестьян и бобылей он, хан, с воинскими людьми совсем разорили, а которые де от того розаренья осталися и те розашлись по новопостроенным городам <…> а в монастыре старое строенья церковь и колокольня, клети и ограда все обветшало и опало». Указом царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей архимандриту Геннадию с братией было поручено восстановить монастырь после разорения. «И тебе б, архимандриту з братьею, на тое свою монастырскую землю <…> призывать вольных людей черкас <…> и козаков <…> а беглых боярских и иных каких чинов людей, и крестьян, и заводных, и деловых людей же, крепостных и иных служилых и тяглых людей отнюдь не призывать и не селить» [13]. Здесь любопытен тот факт, что указ датирован 1685 г., т. е. до возрождения архимандритом Геннадием с братией полноценного монастыря в Холках не существовало, по-видимому, около четверти века.

И звестно также и о том, что в 1670 – 1671 гг. «строителем» Холковского монастыря числился «чорной поп» (т. е.игумен) Феодосий, наставник знаменитого в те годы мятежника Степана Разина. «У Стеньки де Разина отец духовной был чорной поп Феодосий, а ныне он живет в Яблоновском уезде в Холкове монастыре в строителях <…> И тот де старец всякие воровские Стеньки Разина замыслы ведал <…> и по Черкаскому городку с ним, Стенькою, хаживал с кинжалы». Этого самого Феодосия указом царя Алексея Михайловича было повелено «взяв того попа, сковать руки и ноги, и скована весть к Москве с великим береженьем». Известно о нём также, что жил он прежде в разных монастырях, в том числе и Новоиерусалимском монастыре в Подмосковье под руководством ушедшего на покой патриарха Никона, прослужив там дьяконом два с половиной года. Священником стал в Белгороде при митрополите Феодосии «и сшол на Дон <…> опять: и на Дону вору Стеньке Разину учинился отец духовной поневоле… по войсковому отпуску приехал в Белгород, и по благословению Феодосия митрополита учинен в Холкове монастыре строителем <…> И вор (т. е. Степан Разин) де прислал к нему <…> крест золотой с мощьми, да образ чудотворца Николая, обложен золотом. И он (строитель Феодосий) <…> крест и образ привез в Белгород и отдал митрополиту Феодосию вкладу» [14].

К сожалению, о быте монастыря, традициях и образе жизни самих монахов до нас не дошло никаких сведений.

В 1764 г. в результате проводимой государством секуляризационной реформы Холковский Преображенский монастырь был упразднён, а монахи подлежали расселению в близлежащие монастыри Белгородской губернии. Секуляризация была довольно распространённым явлением в средневековой Европе. Этим термином называли процесс изъятия у Церкви земель и недвижимого имущества. К XVIII в. в Российской империи самым крупным землевладельцем являлась именно Церковь. Земли, принадлежащие Церкви, назывались «беломестными», т. е. не подлежащими налогообложению. Императрица Екатерина II, желая увеличить доход государственной казны за счёт налогов на землю, 26 февраля (8 марта н. ст.) подписала «Манифест о секуляризации», согласно которому предписывалось максимально сократить церковные землевладения. Из 954 существующих в пределах Великороссии на тот момент монастырей было упразднено 567, остальные 387 обителей были поделены на 2 класса: штатные и заштатные. Штатные монастыри стали финансироваться государством, в них же было строго определено количество населявших их монахов (т. е. штат). Хотя монастырям зачастую государственных денег не хватало на собственное содержание, настоятели о том церковному начальству докладывали неохотно из-за боязни закрытия монастыря. Заштатные же монастыри находились полностью на самообеспечении – монахи питались от трудов рук своих.

П оскольку монастыри, оставшиеся в Белгородской губернии после проводившейся в стране реформы, были штатными и количество проживавших в них монахов было ограничено, монахи упразднённого Холковского монастыря столкнулись со следующей проблемой. Им во главе с последним игуменом монастыря Иларионом пришлось проживать ещё два года в упразднённой обители, ожидая вакантных мест в монастырях Белгородской губернии. Сам же игумен Иларион был определён в штат Свято-Троицкого Белгородского мужского монастыря [15].

В 1757 г., незадолго до упразднения монастыря, была выстроена ещё одна церковь – Покровская. Она находилась на месте существующего ныне Донского храма. Церковь эта была каменной и впоследствии перестраивалась из-за её небольших размеров – с 1805 по 1808 гг. к ней были пристроены два придела и каменная колокольня [16].

В августе 1761 г. Преосвященнейшим Иоасафом, прославленным ныне в лике святых, было дано разрешение на постройку нового Преображенского храма, так как старый деревянный храм сильно обветшал. Новый Преображенский храм планировали сделать каменным и отапливаемым. Старый храм разобрали, на его месте залили фундамент нового храма, но дальше этого дело не пошло [17]. Таким образом, к моменту закрытия Холковского монастыря в нём оставалась действующей лишь небольшая Покровская церковь. О том, совершались ли тогда богослужения в пещерном храме и в честь какого святого он был освящён, мы не знаем.

О ставшаяся после закрытия монастыря в 1764 г. Покровская церковь стала приходским храмом с. Холки. Первым её настоятелем стал уроженец села Холки отец Афанасий Чеботарёв, крестьянин по происхождению, обученный грамоте и богослужению монахами. Прослужил о. Афанасий в этой церкви 40 лет, в 1804 г. выйдя на покой и прожив в родном селе ещё 20 лет до самой своей смерти. История сохранила для нас имена и прочих настоятелей Покровской церкви (в скобках указаны годы настоятельства). Это священники: Иаков Дмитриевич Орловский (1805 – 1808), Борис Матвеевич Курлов (1809 – 1814), Николай Феодосьевич Феодосьев (1815 – 1817), Иаков Курдюмов (1817 – 1818), Иоанн Яковлевич Курдюмов (1818 – 1836), Александр Павлович Макаревский (1836 – 1859), Порфирий Иванович Беликов (1859 – 1889), Иаков Тимофеев (1889 – 1906), Александр Белявский (1906 – 1909), Вячеслав Александрович Васильчиков (1909 – 1915). Биография некоторых из этих священников достойна нашего внимания.

Н ачиная с конца XVII в., в духовных заведениях Российской империи существовала традиция – присваивать выпускникам новые «благозвучные» фамилии взамен существующих. Отчасти эта практика была связана с тем, что многие из духовенства, происходившие из крестьян, могли иметь фамилии неблагозвучные или вообще не иметь фамилий. Порой даже родным братьям фамилии давались разные. Одним из носителей такой фамилии был отец Николай Феодосьев, получивший её по окончании духовной школы. Из архивных документов известно, что фамилия его при рождении была Попов.

И нтересна и судьба отца Порфирия Беликова. Сын священника, только он один из четырёх сыновей своего отца пошёл в белое духовенство, так как три его брата: настоятель Рыльского Николаевского монастыря архимандрит Иаков, ризничий дальних пещер Киево-Печерской лавры иеромонах Ефрем и настоятель Белогорской Николаевской пустыни (в настоящее время – Свято-Никольский Горнальский мужской монастырь в Курской обл.) архимандрит Агапит – с молодых лет посвятили себя иноческому служению. Но и отцу Порфирию служить довелось всё же на месте, где прежде располагался монастырь, и молиться перед древними монастырскими святынями.

Е го зять, отец Иаков Тимофеев, по праву может считаться первым холковским историком-краеведом. Именно его перу принадлежат первые публикации в «Курских Епархиальных ведомостях» об истории пещер, монастыря, прихода и села. Ему же принадлежит заслуга образования в селе церковно-приходской школы в 1895 г. [18]. В 1909г. священник Иаков Тимофеев, служивший к тому времени настоятелем ныне не существующей Владимирской церкви г. Белгорода, был участником «Следственной комиссии по обследованию чудес, явленных по молитвенному предстательству пред Богом Святителя Иоасафа (Горленко) [19].

С вятынями, кроме Казанской иконы Пресвятой Богородицы и иконы праведного Алексия человека Божьего, были также неизвестная по происхождению икона преподобного Моисея Угрина с вставленной в неё частью мощей этого угодника Божия и большой деревянный, в серебряном окладе, напрестольный крест. Ниже распятия на нём был изображён стоящий под сенью дерева св. Иоанн Кущник, внутрь креста вставлена частица мощей этого святого [20].

Н о самой большой святыней Покровского прихода с. Холки, несомненно, оставались монастырские пещеры. Несмотря на столь долгое запустение, над входом в них стояла деревянная часовня. В ней хранились обветшавшие от давности иконы, некогда стоявшие в подземном храме. Между часовней и самими пещерами был устроен кирпичный свод длиною ок. 4 м., защищавший вход в пещеры от обвалов. Покровскую церковь с. Холки и монастырские пещеры посетили следующие епископы с титулом Курский и Белгородский: в 1864 г. – Сергий (Ляпидевский), а в 1882 г. – Ефрем (Рязанов). Вот как описывает в конце XIX в. монастырские пещеры отец Иаков Тимофеев (печатается с сокращениями; орфография и пунктуация приведены в соответствие с современными нормами, курсивом даны примечания авторов).

«Н ебольшая дверь ведёт в пещеры и, как только вступишь в них, невольно чувство безотчётного страха овладевает тобою. Точно входишь в какие-то заповедные могилы, где сотни мертвецов укоризненно смотрят на вас за то, что пытаетесь нарушить их безмолвный покой. Ширина пещерного хода на всём протяжении не превышает 1 ½ аршина (ок. 1м), так что вообще два человека не могут разойтись при встрече, а высота не более 3 – 3 ½ аршин (ок. 2 – 2,5 м) за исключением церкви, где она достигает, по крайней мере, 2 ½ сажень (ок. 5,5 м). На протяжении 6 сажен от входа (ок. 13 м), при общей 1 ½ аршин (ок. 1 м) ширине, в прямолинейном направлении идут одни стены, не имея в себе никаких углублений. Стены – ровные, ни в стенах, ни в потолке-своде нет грубой высечки и шероховатостей. Затем по правую сторону пещерного хода высечено углубление в стене длиною и вышиною по одному сажню (сажень = 2,16 м), шириною 2 аршина (ок. 1,5 м). В него ведёт узкий проход при высоте равной полутора аршинам (ок. 1 м), так что при входе приходится сгибаться. Почти диагонально ему находится другое углубление с почти таким же по ширине и высоте проходом. В том и другом углублениях во всю длину их оставлены в задней стене недосечёнными до низу места, очень похожие на обыкновенные нары или лавки. Затем на протяжении 1 сажня и 1 аршина (ок. 3 м) от последней кельи (здесь отцом Иаковом описаны первые две кельи, находившиеся друг напротив друга и разрушенные в ХХ в.) пещерный ход представляет заметное уклонение в правую сторону и, поворачивая несколько влево, образует подобие тупого угла. Как раз на месте образования угла начато было ископание третьей, подобно двум первым по размеру и форме кельи, но почему-то приостановлено. Отсюда на расстоянии 9 сажен (ок. 19,5 м), представляющих прямую линию с едва заметным уклонением вправо, идёт под прямым углом в правую сторону ход к так называемому гробу т. е. углублению в стене, сделанному по подобию гроба Господня.

Н а расстоянии 3 ½ сажен (ок. 7,5 м) от поворота с левой стороны этого нового хода находится ещё одна келья вышиною 3 ½ аршина (ок. 2,5 м) с такими же, как в первых двух кельях, нарами. На расстоянии 3 сажен 1 аршина (ок. 7,2 м) от этой последней кельи выкопана ещё одна, тождественная по форме, но немногим меньше её по размеру, четвёртая келья. Немного наискось от неё – сам гроб – углубление внутри стены глубиною 1 аршин 12 вершков (ок. 1,3 м), шириною 1 ½ аршина (ок. 1 м) и длиною 3 аршина (ок. 2,1 м). В него на высоте 2 аршин (ок. 1,5 м)вырублен вход, или, точнее, лаз.

Т еперь перейдём к описанию пещерного хода, ведущего в церковь. Продолжением его от поворота под прямым углом к гробу служит ломаная девятисаженная линия (ок. 19,5 м). В конце её идёт ход в трапезную, имеющую два отделения: первое – длиною и шириною по 4 аршина (ок. 2,9 м) и вышиною 3 аршина (ок. 2,2 м), и второе – длиною 2 аршина 12 вершков (ок. 2 м), шириною 4 аршина (ок. 2,9 м) и вышиною 2 ½ аршина (1,8 м). Вокруг трёх стен второго отделения оставлены недосечёнными на аршин (72 см) до низу места для сидения. В настоящее время в обоих отделениях нет столов, хотя по оставшимся на полу признакам можно полагать, что они существовали и, несомненно, подобно сиденьям, были высечены из мела. Диагонально входу в первое отделение трапезной, на пространстве 4 ½ аршин (ок. 3,2 м), идёт ход в церковь [21].

Ц ерковь имеет два отделения: алтарь и среднюю церковь, по тесноте места почти равную алтарю. Восемь квадратных – по поларшина (ок. 40 см) в каждой стороне, вышиною по 2 ½ сажня (ок. 5 м), высеченных из мела, столбов: четыре в иконостасной стене и четыре таких же в алтаре за престолом – представляют устои для поддержания сводчатого куполообразного потолка, и с тем вместе над престолом образуют подобие балдахина, служа в то же время и местом для устройства иконостаса. Первые четыре столба по два в ряд образуют три промежутка: для царских, северных и южных дверей. Всего церковь с алтарём и притвором занимает 5 ½ сажен (ок. 12 м) длины и 4 ¾ сажня (ок. 10 м) ширины. Престол высечен из мела и на него надет (теперь без крыши) деревянный стол с полусгнившими ножками. Немного наискось от престола в стене высечено в виде полукруга место для жертвенника, а немного далее – помещение для разведения угольев и нагревания теплоты.

В округ церкви идёт так называемый крестный ход, служа вначале продолжением задней церковной стены (в правой части церкви) и оканчиваясь напротив хода между трапезною и церковью. Он представляет собою неправильный неравносторонний пятиугольник, причём пятую его сторону составляет ход от трапезной в церковь и её задняя сторона. В конце третьей стороны предполагался ещё ход: выкопано всего 5 аршин (ок. 3,6 м). Вероятнее всего, что здесь предполагалось другое помещение для полного затвора. Назначение крестного хода понятно само собою: в дни светлого праздника Пасхи и в другие, положенные по уставу, времена по нему совершалось обхождение вокруг церкви.

Т аков почти во всех подробностях внешний и внутренний вид пещер. Как на последнюю подробность можно указать ещё разве на то, что стены их, в особенности в церкви и трапезной, испещрены множеством надписей, сделанных посетителями. Из всех таких надписей только одна, во втором отделении трапезной, по глубоко высеченным в стене полууставным буквам носит характер древнего происхождения.» [22].

О дна из статей журнала «Русский Архив», выпущенного в 1885 г., повествует нам об интереснейшем событии, касающемся этих пещер.

«Н а правом гористом берегу реки Оскол, в живописной местности Новооскольского уезда, расположено небольшое село Холки с маленькою приходскою церковью, вблизи которой находятся пещеры, наподобие Киевских, но только не столь обширные; они довольно хорошо сохранились в меловом грунте. <…>

В этом же Новооскольском уезде в конце 30-х и в начале 40-х годов проживал князь Андрей Борисович Голицын, <…> человек очень набожный, он был мистик и любил всё святое и святые места. Ему почему-то представилось, что Холковские пещеры непременно были устроены святыми отцами, и он стал посещать их, поставил там образа и усердно молился в них Богу. Простой народ также последовал примеру князя. В пещерах пелись молебны, что было на руку местному причту, так как приход был бедный. Между прочим, князь с таинственностью сообщал своим знакомым о каких-то виденных им снах и откровениях насчёт этих пещер. Однажды, в один из своих приездов в с. Холки, князь привёз с собой большую бутыль, наполнил её водоюиз тут же протекающей реки Оскол, поставил её в пещере и изрёк: «По вере моей превратится вода эта в вино, которое будет исцелять больных и страждущих!».

П ещеры всегда запирались, и ключ от них хранился у священника. Но сотворилось чудо: вода стала пахнуть вином, то есть, по мнению верующих, стала превращаться в вино. Главное же чудо состояло в том, что воды из бутылки не убавлялось, хотя всем было известно, что эту жидкость давали многим больным (разумеется, за известную плату).

И повалил к пещерам народ не только из окрестностей, но и из отдалённых мест. Слух о чудесной воде, превращающейся в вино, быстро рос, вода раскупалась, а бутыль всё была полна. Дошёл слух о бутыли и до Курского преосвященного Илиодора, который, объезжая свою паству, заехал в село Холки и встретился там с князем Андреем Борисовичем. Но хотя он и был приятельски знаком с ним, однако бутыль из пещеры с целительной водой приказал вынести. Это, впрочем, не помешало верующим и болящим приходить в село Холки, где ещё долго после того от церковнослужителей можно было получить целительную воду, всегда пахнущую вином. Когда же у князя Андрея Борисовича спрашивали о бутыли, то он отвечал, что если бы преосвященный Илиодор оставил бутыль в пещерах, вода, наверное, приобрела бы ещё более чудодейственную силу. Говоря это, князь, видимо, убеждён был в истине своих слов.» [23].

В 1890 г., вдохновлённый подвигом прежних монахов, житель с. Холки Никита Бычков начал рыть пещеру, избрав её местом для своей отшельнической жизни. Он прорыл довольно продолжительный ход в меловой горе, устроив по бокам две небольших комнатушки – в одной из них был устроен очаг, в другой находилась лежанка. Длина этой пещеры, в народе называемой «Никитской», – 98 м. Начинаясь у подножия холма, заканчивается она под современным Донским храмом монастыря. Этот подвижнический труд Никиты Бычкова продолжался 30 лет.

З десь следует также отметить, что в XIX в. на территории нынешних Белгородской и Воронежской областей была заметна некая религиозная активность местных жителей. Подражая древним подвижникам, в меловых горах Подонья монахи и миряне создали несколько пещерных комплексов: пещерный скит Игнатия Богоносца недалеко от г. Валуйки, пещерный комплекс Белогорского мужского монастыря в Воронежской обл., пещерный комплекс возле г. Алексеевка [24] и с. Советское Алексеевского р-на Белгородской обл.

В ХХ в. Покровскую церковь постигла та же судьба, что и прочие сельские храмы. Советская власть, стремясь к «просвещению» народных масс, планомерно уничтожала и храмы и служителей Церкви. Покровская церковь была уничтожена в 1930-х годах, кирпич церкви использовался при постройке спиртзавода в с. Голубино и постройке аэродрома в пос. Чернянка. Прежние древние почитаемые святыни были безвозвратно утеряны. Только Казанскую икону Пресвятой Богородицы местным жителям удалось сохранить, передавая из дома в дом. Последней хранительницей иконы была Пономарёва Ульяна Марковна, принявшая незадолго до своей кончины монашеский постриг с именем Матрона. На месте церковно-приходской школы в том же здании до 1978 г. располагалась обычная сельская школа. А монастырские пещеры некоторое время использовались колхозом «Червона Москва» (закрыт в 1956 г.) как обычный подвал для овощей.Вход в пещеры и две первые монашеские кельи были изуродованы во 2-й половине ХХ в. неизвестными варварами.

И звестно также, что в годы немецко-фашистской оккупации Чернянского района (июль 1942 – январь 1943 гг.) в Холковских пещерах прятались партизаны. В семье потомков о. Вячеслава Васильчикова сохранилась фотография его вдовы. На обороте этого фото надпись: «Васильчикова (Аношинская) Антонина Сергеевна. Казнена фашистами в Чернянке, скрывала красноармейцев, партизан в Холковских подземельях нижнего храма».

В начале 1970-х гг. исследовать пещерный комплекс бывшего Преображенского монастыря взялись энтузиасты во главе с главным архитектором Чернянского района Евдокимовым В. Ф. и инженером отдела архитектуры Стофато В. К., планировавшие создать в Холках этнографический музей. Идея, к сожалению, тогда не получила поддержки местных властей. Однако тогда, в 1970-е гг., в с. Холки была обнаружена удивительная находка. Однажды в селе произошёл пожар – загорелся сарай. Когда разбирали пожарище, обнаружили деревянную статую. Она пострадала от огня, но на ней чётко просматривались контуры женской фигуры в свободно ниспадающих одеяниях. Статуя попала к жителям из подземного монастыря. По рассказам старожилов, статуй было две – мужская и женская [25]. К сожалению, в настоящее время достоверно сказать о них невозможно ничего – ни чьи это были статуи, ни где они сейчас находятся.

В озрождение пещер началось стараниями Пономарёва Василия Дмитриевича, уроженца с. Холки, и ещё троих энтузиастов. Ими был выложен кирпичный вход в пещеры, и 14 октября 1990 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы пещеры были открыты как музей. С этого времени началась их постепенная реставрация.

Д атой возрождения существующего ныне существующего монастыря можно считать 11 мая 1997 г. В этот день, в Неделю святых жен-мироносиц, епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) освятил три закладных камня на месте постройки монастырских храмов. В этом же году и началась постройка комплекса ныне существующих монастырских зданий под руководством ныне покойного московского архитектора Родыгина А. В. (17.12.1955 – 11.04.1998; его могила находится вблизи с Донским храмом Холковского монастыря), не дожившего до открытия своего последнего детища. Молитвенной поддержкой для строителей обители стали богослужения, проводимые поочерёдно духовенством Чернянского и Новооскольского районов в пещерном храме по воскресным и праздничным дням.

М онастырь был открыт 12 декабря 1999 г. архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном (Поповым), ставшим теперь настоятелем возрождённого монастыря, освящены его храмы и братский корпус. При открытии монастыря были вручены церковные награды людям, внесшим свой неоценимый вклад в возрождение древней святыни. Медалью святого благоверного князя Даниила Московского был награждён глава Чернянского района Лаптев И. С., ордена святого равноапостольного князя Владимира удостоился майор вневедомственной охраны Чернянского района Сбитнев В. В. Немного позже, 28 декабря 1999 г., Святейший Синод Русской Православной Церкви официально утвердил открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.

Г лавным храмом, давшим название монастырю, стал подземный храм, освящённый в честь Святой Троицы. Помимо него были возведены ещё три храма. Храм в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, охранительницы русских рубежей, был выстроен на месте разрушенного в начале ХХ в. Покровского приходского храма с. Холки. Храм во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, первоначальников русского монашества и основателей первого пещерного монастыря на Руси – знаменитой Киево-Печерской лавры, возведён как надвратный перед входом в пещеры на месте некогда стоявшей на этом месте часовни. Храм в честь равноапостольного крестителя Руси князя Владимира стоит на самом высоком холме рядом с монастырём – по легенде, именно на этом холме произошла встреча братьев-князей Игоря и Всеволода перед походом на половцев, описанная в «Слове о полку Игореве». Братский корпус построен на месте бывшей здесь в прежние времена церковно-приходской школы.

П ервым управляющим внутренней жизнью монастыря в должности благочинного стал иеромонах Стратоник (Свищёв). Со временем монашеская жизнь стала налаживаться. В монастырь вернулась её древняя святыня – Казанская икона Пресвятой Богородицы, переданная Пономарёвой У. М. В 2002 г. эту икону признали непригодной к реставрации и на первоначальный образ наложили новый холст с новым образом. Но видимо, была на то Божья воля – вернуть древнему почитаемому образу первоначальный вид. В 2010 г. новый холст сняли из-за неплотного его прилегания к доске, а в 2012 г. отреставрированная Казанская икона Пресвятой Богородицы была помещена в резной киот и находится ныне в Донском храме монастыря. В 2015 г. был расчищен и облагорожен источник (криница) на месте явления этого древнего почитаемого образа.

З а сравнительно недолгую историю современного Холковского монастыря в нём успело смениться несколько наместников:

1. иеромонах Стратоник (Свищёв) (1999 – 2000 гг., в должности благочинного)

2. иеромонах Иоанн (Ивницкий) (2000 г., в должности благочинного)

3. игумен Флавиан (Данильченко) (2000 – 2001 гг., наместник монастыря)

4. игумен Иоасаф (Лебедев) (2001 – 2002 гг., и. о. наместника)

5. иеромонах Никодим (Мирошниченко) (2002 – 2010 гг., в должности благочинного)

6. игумен Софроний (Китаев) (2010 – 2012 гг., наместник; с 2012 г. – епископ Губкинский и Грайворонский [26])

7. игумен Агафангел (Белых) (2012 г., и. о. наместника, номинально)

8. иеромонах Андрей (Сумин) (2012 – 2013 гг., и. о. наместника)

9. иеромонах Серафим (Богров) (2013 – 2014 гг., и. о. наместника)

10. иеромонах Никодим (Мирошниченко) (с 2014 г. и. о. наместника, с 2016 г. – наместник в сане игумена [27]).

П ри некоторых из этих наместников в монастыре произошли довольно значимые события.

В о время наместничества игумена Иоасафа 10 апреля 2001 г., во вторник Страстной седмицы, монастырю Капустиным А. Н. (Областная Продовольственная Корпорация) и Рудаковым Ю. И. (ЗАО «Кристалл-Бел») был пожертвован набор колоколов для звонницы Донского храма. В этот же день в монастыре был совершён первый монашеский постриг. Трое послушников приняли монашество с именами Антоний (Гергелюк), Феодосий (Шпаков) и Никодим (Коробкин) – в честь святых Антония и Феодосия Киево-Печерских и священномученика Никодима, епископа Белгородского. Также вместе с ними был пострижен в монашество с именем Иов (в честь ветхозаветного праведника Иова Многострадального) уже преклонных лет митрофорный протоиерей Петр Исаев. И освящение колоколов, и монашеский постриг были совершены архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

В июле 2002 г. первым заместителем полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Фёдоровым А. Ю. Холковскому монастырю был пожертвован ещё один, 40-пудовый колокол, отлитый уральскими мастерами. Колокольню Владимирского храма украшает стопудовый колокол, отлитый в г. Романове-Борисоглебске в 2002 г. (так гласит надпись на самом колоколе; нынешнее название Романова-Борисоглебска – г. Тутаев Ярославской обл.).

В о время управления монастырём иеромонахом Никодимом (в первый раз, с 2002 по 2010 гг.) произошло также несколько значимых событий в истории монастыря. В Свято-Троицком пещерном (2004 г.) и надвратном в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских (2006 г.) храмах были установлены уникальные керамические иконостасы, изготовленные московскими мастерами отцом и сыном Зотовыми. Свой финансовый вклад в это благое дело внёс председатель АПК «Стойленская Нива» Клюка Ф. И.

С амым богатым украшением православных храмов по праву издавна считаются фрески и иконы. С 2004 по 2008 гг. на народные пожертвования курскими мастерами для Донского храма был создан великолепный резной иконостас с писаными иконами. Также в 2008 г. попечением губернатора Белгородской области Савченко Е. С. бригадой белгородских иконописцев под управлением Александра Работнова были расписаны Донской и Владимирский храмы. Среди росписей Донского храма – сцены из жития благоверного князя Димитрия Иоанновича, с Донской иконой вышедшего в поход против монголо-татарского войска Мамая и за одержанную победу прозванного Донским. Также среди росписей храма встречаются лики многих русских князей, святителей и преподобных, а также Белгородских святых. Среди росписей самого маленького монастырского храма, на панелях, изображены «узорчатые полотенца» – украшение стен, распространённое в древнерусских каменных храмах.

Н ачиная с 2011 г., в Свято-Троицком пещерном храме были начаты реставрационные работы. Его стены и колонны были очищены от неприличных надписей и выровнены, а в притворе храма появилась огромная икона Воскресения Христова, вырезанная в меловой породе на стене пещер. В алтаре храма на горнем месте были вырезана икона Святой Троицы, над жертвенником – Распятие. Восстановительные работы в пещерном храме были начаты при игумене Софронии, ставшем в 2012 г. епископом Губкинским и Грайворонским. При нём же пещерный храм был расширен – появилась ещё одна пара колонн и дополнительное пространство для молящихся в западной части храма.

И коны на стенах пещерного храма вырезаются и в настоящее время. Белгородским мастером Золотарёвым С. Н. с 2012 по 2015 г. вырезаны на меловых стенах также Распятие Христово с предстоящими Богородицею и Иоанном Богословом, иконы Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы, икона Богородицы «Знамение», иконы святых Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Георгия Победоносца.

Р езные меловые иконы на стенах пещерного храма служат также окном в духовный мир для тех людей, которые потеряли зрение. В пещерном храме они имеют возможность прикоснуться к удивительным резным образам, «увидеть» их на ощупь. Первая из таких экскурсий была организована Холковским монастырём совместно с Белгородской государственной специальной библиотекой для слепых им. В. Я. Ерошенко в июле 2015 г.

Р ассказывая обо всех этих событиях, невозможно не упомянуть и об одном из важнейших событий в духовной жизни обители. В сентябре 2004 г. в Холковский монастырь были привезены для молитвенного поклонения монашествующих, прихожан и паломников мощи святителя Иоасафа Белгородского. Нам неизвестно, посещал ли при жизни святитель Иоасаф Холковский монастырь. Но интересен тот факт, что с октября 2013 г. по март 2016 г. в монастыре нёс свой молитвенный подвиг известный на Белгородчине поэт протоиерей Игорь Кобелев, переложивший на современный литературный язык поэму святителя Иоасафа «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными».

Н есмотря на многие искушения в духовной жизни монахов, в монастыре ежедневно возносятся молитвы. Основная часть богослужений проходит в Донском храме обители. Перед древней Казанской иконой Пресвятой Богородицы каждое воскресенье во время молебна читается акафист. Регулярно совершаются богослужения и в пещерном Свято-Троицком храме. Каждую субботу, в день, установленный Церковью для поминовения усопших, в древнем пещерном храме служатся литургия и панихида, на которых поминаются прежде почившие священнослужители, монахи и все православные христиане. Традиционно в день праздника Пятидесятницы (день Святой Троицы) – престольный праздник Холковского монастыря – торжественную литургию совершает сам священноархимандрит обители митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении монастырского духовенства. Службы, возглавляемые митрополитом Иоанном, по традиции совершаются в пещерном храме также в первую субботу Великого поста, а также в день памяти Донской иконы Божьей Матери (1 сентября) – в Донском храме обители.

В настоящее время Свято-Троицкий Холковский монастырь является довольно знаменитым местом паломничества верующих не только из Белгородской области, но и со всей России и из-за границы. В среднем, по статистическим подсчётам, ежегодно монастырь посещают около 30 тысяч человек. Благодаря вместительной трапезной и имеющемуся паломническому корпусу, монастырь имеет возможность принимать останавливающихся на ночлег паломников как мужского, так и женского пола. Число монастырской братии невелико. Некоторые из иеромонахов несут своё послушание в миссионерских поездках в отдалённых епархиях России. Некоторые же из послушаний в монастыре несут его прихожане – так, например, звонарём является Колодина И. В., окончившая курсы звонарей при Московской школе церковного звона. Её же детищем является детская воскресная школа в с. Ездочное.

 

Ссылки на использованную литературу:

1. Храмозданная грамота патриарха Филарета чёрному попу Геласию на постройку храма Николы Чудотворца на Холковском городище, 7128 (1620) г. февраля 8 дня. РГАДА. Ф. 281. № 7936.

2. Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 27 1891 г. Стр. 490 – 493.

3. Выпись из писцовых книг, выданная строителю Холковского Никольского монастыря Ефрему и братии на пашню, сенокосы и рыбные ловли по реке Осколу. РГАДА. Ф. 281. Грамоты коллегии экономии – Оп. 1. № 7937. Л. 1 – 2.

4. Никулов А. П. Старый Оскол (историческое исследование Оскольского края). Старый Оскол, 1997 г. Стр. 167 – 168.

5. Винников А. З., Кудрявцева Е. Ю. Городище Холки на юго-восточной окраине Древнерусского государства. Вопросы истории славян (сб. науч. трудов) вып. 12. Изд-во Воронежского ГУ, 1998. Стр. 50 – 71.

6. Никулов А. П. Старый Оскол (историческое исследование Оскольского края). Старый Оскол, 1997 г. Стр. 276.

7. Шевченко Ю. Ю. Пещерные храмы Подонья: исторические судьбы в эпоху «Империи Чингисидов». Сибирский сборник – 3. Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской. СПб: МАЭ РАН, 2011 г. Стр. 272 – 278.

8. Овчинников В. В. Новооскольская земля: с древнейших времен до начала ХХ века. Белгород, 2013 г. Стр. 29.

9. Свящ. И. Тимофеев. Икона святого Алексия человека Божия в церкви слободы Холка Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям» 13 марта 1894 г. Часть неофициальная. Стр. 486 – 488.

10. Свящ. И. Тимофеев. Возстановление древней иконы. Дополнение к церковной летописи слободы Холки Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям» № 18 1903 г. Часть неофициальная. Стр. 356 – 359.

11. Храмозданная грамота патриарха Иосифа чёрному попу Ефрему на постройку деревянной церкви Преображения в Холковой пустыни, 7158 (1650) г. января 16 дня. РГАДА, ф. 281 № 7939 л. 1 – 2.

12. Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 28 1891 г. Стр. 504.

13. Указ великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев Новооскольского уезду Холкова монастыря архимандриту Генадею з братьею. РГАДА. Ф. 281. № 7940. Л. 1 – 4.

14. Документы разрядного приказа №№ 155 – 160. РГАДА. Ф. 210. Белгородский стол, стб. № 712, лл. 60 – 72.

15. Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 30 1891 г. Стр. 534 – 536.

16. Свящ. И. Тимофеев. Летопись Покровской церкви слободы Холка Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 8 1899 г. Стр. 112 – 116.

17. Свящ. И. Тимофеев. Холковский Преображенский монастырь. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 30 1891 г. Стр. 533 – 534.

18. Свящ. И. Тимофеев. Летопись Покровской церкви слободы Холка Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 9. 1899 г. Стр. 134 – 138.

19. Прот. О. Кобец, А. Н. Крупенков. Прославление Святителя Иоасафа Белгородского: документы. Белгород, 2011 г. Стр. 99.

20. Свящ. И. Тимофеев. Летопись Покровской церкви слободы Холка Ново-Оскольскаго уезда. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 9. 1899 г. Стр. 132 – 133.

21. Свящ. И. Тимофеев. Холковския пещеры. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 47 1890 г. Стр. 788 – 792.

22. Свящ. И. Тимофеев. Холковския пещеры. Прибавление к «Курским епархиальным ведомостям». Часть неофициальная. № 48 1890 г. Стр. 819 – 821.

23. Решетов Н. А. Дела давно минувших дней: V. Князь Андрей Борисович Голицын. Журнал «Русский Архив» № 7. 1885 г. М. Стр. 432 – 433.

24. Воронежские Епархиальные Ведомости № 13 1875 г.

25. Шуваева Н. О чем скорбит статуя. «Путь Ильича» (районная газета Чернянского района Белгородской обл.) № 104 28 августа 1990 г.

26. Наречение и хиротония архимандрита Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского. Журнал Московской Патриархии № 11 2012 г. Стр. 33 – 35.

27. Определения Священного Синода: Журнал № 73. Журнал Московской Патриархии № 8 2016 г. Стр. 13.

 

В конце статьи автор хочет выразить свою благодарность всем тем людям, кто помогал ему в написании этого небольшого исторического труда:

1. Прежде всего благодарю жительницу с. Холки, бывшую сотрудницу музея «Холковские пещеры», Харитонову Валентину Сергеевну за предоставленные исторические данные – без Вас написание этой статьи было бы невозможным.

2. Особую благодарность хочу выразить директору Государственного Архива Белгородской Области Субботину Павлу Юрьевичу – за предоставленные исследовательские материалы.

3. Благодарю также жительницу с. Холки Бычкову Надежду Дмитриевну за предоставленные материалы о современной истории Холковского монастыря.

4. Также за помощь в работе с историческими материалами хочу поблагодарить сотрудницу музея «Холковские пещеры» Потапову Елену Сергеевну, а также насельника Холковского монастыря Наймушина Юрия Юрьевича.

5. За незаметную, но важную работу – корректировку текста – хочу поблагодарить Бородину Наталью Витальевну, преподавателя русского языка одной из Белгородских школ.

6. Свою благодарность за помощь в работе с интернет-ресурсами приношу Ермоленко Олесе Александровне, жительнице г. Строитель.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: