Стадии психосоциального развития

 

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
  0-1 год Доверие — недоверие Надежда
  1-3 года Автономия — стыд, сомнение Сила воли
  3-6 лет Инициативность — чувство вины Целенаправленность
  6-1 2 лет Трудолюбие — чувство неполноценности Компетентность
  12-19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
  19-25 лет Интимность — изоляция Любовь
  25-64 года Продуктивность — застой Забота
  64-смсрть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость

 

Таким образом, на каждой стадии человек сталкивается с проблемой соответствия внутренних и внешних условий существования. При этом, происходит либо благоприятное преодоление кризиса и, в таком случае, личность крепнет и овладевает адекватными средствами для решения новых жизненных задач, либо неблагоприятное — и тогда личность оказывается в следующей стадии, будучи отягощенной нерешенными проблемами прошлого. Чем менее успешно пройдены предшествующие этапы, тем меньше шансов удачно справиться с предстоящим кризисом.

Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый период. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни и деятельности к личностной саморегуляции и самодетерминации, кардинальную смену движущих сил личностного развития. Источник и движущие силы развития в ходе этих изменений смещаются внутрь самой личности, которая обретает способность преодолевать обусловленность своей жизнедеятельности ее жизненным миром.

Сами стадии, по Э.Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.

Проблемы отношений человека с социумом и их влияния на развитие личности — в центре внимания и других психоаналитиков. Так, американский психолог Гарри Стэк Салливан (1892—1949 гг.), создатель теории межличностной психиатрии, полагал, что межличностные отношения всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношения с матерью — уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые вступала мать на протяжении своей жизни.

Для немецкого психолога и социолога Эриха Пинхаса Фромма (1900—1980 гг.), эмигрировавшего в 1933 г. в США, главная тема — проблема обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы» (главная книга Фромма называется «Бегство от свободы») — ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности, — и становится конформистом или авторитаристом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей, полноценной жизни, подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания чем-либо (другая известная работа Фромма носит название «Иметь или быть?»). Концепция Фромма называется гуманистический психоанализ.

Таким образом, психоанализ весьма разнообразен и часто при сравнении той или иной психоаналитической концепции с теорией З.Фрейда обнаруживается больше различий, чем сходства. Вместе с тем, те классические положения, о которых речь шла выше, — роль бессознательных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит — присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как целостном направлении.

В отношении же З.Фрейда весьма показательными являются слова известного австрийского психиатра и психолога Виктора Франкла (см. Главу № 12: «Гуманистическая психология»), сравнившего его роль с ролью фундамента здания: фундамента не видно, он скрыт под землей, но здание без него не стояло бы. Точно так же идеи З.Фрейда лежат в основе подавляющего большинства направлений современной психотерапии, в том числе, далеко от Фрейда ушедших, но сумевших развиться благодаря тому, что было от чего отталкиваться (впрочем, достаточно многочисленны психологи, работающие в рамках ортодоксального фрейдизма).

Мы уделили психоанализу достаточно много внимания в силу того, что это направление имело на психологию в целом (особенно западную) и психологическую практику, в частности, влияние, несоизмеримое с влиянием других направлений.

К нашей стране это относится в меньшей степени. В 20-е гг. XX в. психоанализ был у нас очень популярен, но затем объявлен реакционным лжеучением (в силу того, что, утверждая в человеке нечто неподконтрольное, неподвластное организованным формирующим воздействиям, был политически неудобен). Начиная с 80-х гг. прошлого века, отношение к нему вновь изменилось. Работы крупнейших психоаналитиков — З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма — широко издаются, организованы психоаналитические сообщества и т. д.

Итак: в психоанализе разрабатываются проблемы бессознательной детерминации человеческого поведения; области его приложенияпрежде всего, психотерапия (в том числе, неврачебная, называемая в России психокоррекциейто, чем занимаются профессиональные психологи) и воспитание, прежде всего,семейное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: