Особенности деятельности детей, имеющих слабовыраженные отклонения в психофизическом развитии

Согласно современным представлениям, любая психическая деятельность имеет строго определенную структуру: она начина­ется с фазы мотивов, намерений, замыслов, которые затем пре­вращаются в определенную программу деятельности, включаю­щую «образ результата» и представления о способах реализации этой программы, а затем реализуются с помощью определенных операций. Завершается психическая деятельность этапом сличе­ния полученных результатов с исходным «образом результата».

Стремление к описанию психологической сущности отклоне­ний, имеющих место при ЗПР различного генеза, приводит к необходимости первоначального выделения двух групп ЗПР в за­висимости от ведущего фактора нарушения деятельности ребенка (Л.И.Переслени, Е.М.Мастюкова, 1989).

Для первой группы преимущественно характерна несформированность регуляции деятельности, для второй — негрубые первич­ные интеллектуальные нарушения.

В целом деятельность ребенка с ЗПР как в мотивационно-потребностной, так и в операционально-технической составляющей на любом возрастном этапе отстает от нормативных возрастных харак­теристик в среднем на 2—3 года, о чем уже говорилось выше при характеристике отдельных составляющих психики ребенка с ЗПР.

В процессе онтогенеза с рождения до 18 лет успешное развитие ребенка обеспечивается своевременным прохождением им этапов врастания во все более усложняющиеся социальные отношения, на фоне прогрессивного интеллектуального развития и роста са­мосознания и саморегуляции.

 

В разные возрастные периоды приоритетным направлением раз­вития (ведущей деятельностью) становится именно то направле­ние, которое, помогая разрешить актуальный кризис развития, обеспечивает поступательное психическое и социальное развитие ребенка в будущем.

Несмотря на то что задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений, она обусловливает задержку в смене приоритетных линий развития у детей данной категории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: