Технологическая культура личности: современная парадигма. На современном этапе развития общества есть реальная возможность получить не только базовые профессиональные знания

На современном этапе развития общества есть реальная возможность получить не только базовые профессиональные знания, но и овладеть общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности. Развитие личности зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен не только культурологический подход к отбору содержания образования, но и гуманизация содержания образования. Гуманизация требует изменения отношений в системе «преподаватель – студент», «студент – преподаватель», «преподаватель – аудитория», «студент – студент», – установления связей сотрудничества и взаимодействия в решении педагогической задачи. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов, форм, средств и приёмов работы педагога. Применяемые формы и методы должны характеризовать уровень сформированности технологической культуры преподавателя. Сущность формирования технологической культуры студентов заключается в целенаправленной продуманной организации включения его в разнообразные виды деятельности.

Рассмотрим методику развития технологической культуры студентов колледжа в процессе обучения истории с помощью дискуссионного метода.Дискуссионные методы — это вид методов активного со­циально-психологического обучения, основанных на орга­низационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. Это методы, дающие возможность путем использования в процессе публичного спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.В традиционной отечественной литературе дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий учителя.В отечественной литературе наиболее полно описание дискуссии изложены М. В. Клариным. * Польский дидактВ.Оконь писал: «Применение метода дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии». Однако, каким образом, благодаря чему учащиеся достигнут значительной степени зрелости и самостоятельности и других качеств, необходимых для полноценного участия в дискуссии? Нужно ли учителю ждать созревания этих качеств или их можно формировать? Ответом на эти несколько риторические вопросы, с нашей точки зрения, может быть постановка другого, инструментального вопроса: как сделать дискуссию инструментом построения развивающего учебного процесса, как стимулировать самостоятельность в поиске сведений, умение подбирать и излагать аргументацию, готовиться к участию в дискуссии и т.д.?

Выделяют следующие признаки учебной дискуссии:

работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущих и участников; соответствующая организация места и времени работы;

взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;направленность на достижение учебных целей.

В работе со студентами на уроках истории я применяю следующие формы дискуссии: к первой форме можно отнести заседание «экспертной группы»– обычно четыре-шесть студентов с заранее назначенным председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.Следующая форма «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума обменивается мнениями с «аудиторией».

С наиболее подготовленными студентами даёт продуктивные результаты метод перекрестной дискуссии, так как именно эта методика поможет студентам научиться не только вести себя цивилизованно в момент дискуссии, внимательно выслушивать оппонента, но и выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные доводы, предвосхищать аргументы оппонентов. Само слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных точек зрения. Таким образом, такая дискуссия уместна, если по обсуждаемому вопросу возможно возникновение противоположных суждений.Как показывает опыт, не только урочная система, но и внеклассные мероприятия – одни из лучших организационных форм для применения метода дискуссии.Особенно эффективным для применения работы в команде является метод, получивший название «Brainstorming» — мозговой штурм (мозговая атака), который был предложен А. Осборном в конце 1930-х годов в США. Приведу примеры, где я использовала данную методику: городской интеллектуальный турнир по теме «Забытая война» к 100-летию Первой мировой войны (2014 г.); Городской молодёжный правовой конкурс «Знаешь ли ты закон?» (2015 г.)К дискуссионному методуотносятся и «дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.Наши студенты принимали активное участие в городском молодёжном конкурсе «Молодые ораторы – 2016».

Дискуссионные вопросы носят открыто социальный характер, поэтому их основное место – в общественных курсах. Решение спорного вопроса как такового не является дидактической целью, она связана с развитием мышления и коммуникативных умений учащихся.Благодаря применяемой технологии дискуссии обучающиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, что развивает их творческий потенциал, а также способствует формированию общих и профессиональных компетенций: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес; организовывать собственную деятельность, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в команде.Преимущества технологии дискуссии в том, что обучение превращается в социально-организованный процесс формирования общечеловеческих ценностей.

 

Литература:

1. Кларин М.В. «Технология дискуссии в образовательном процессе // Народное образование.-2015.-№5.-с.139-151.

2. МуштавинскаяИ. «Технология критического мышления в системе подготовки учителя» Издательство «КАРО» С.- П. 2009 г.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4. Давыдов В.К. Теория развивающего обучения. М., 1996.

5. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.

6. Алиомаров Л.М., Магомедова М.А., Курбанов А.З. Формирование технологической культуры студентов технолого-экономического факультета в условиях гуманизции образования. // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 165-167.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: