Тема 13. Народные движения в России XVII века

Причины народных движений

XVII столетие называют бунташным веком. В это время происходят городские восстания середины столетия, Медный бунт 1662 года, восстание казаков на Дону, два стрелецких бунта последней четверти века.

Основной причиной подъема народных движений было начавшееся оформление абсолютизма в России и связанное с этим ограничение прав и привилегий отдельных сословий. В середине XVII века вырос налоговый гнет. Крепостное право получило юридическое оформление.

Московское восстание 1648 года

Городские восстания середины XVII века охватили многие города страны. Среди них главное значение имело восстание 1648 года в Москве. Особенностью этого выступления было участие в нем разнородных слоев населения: посадских людей, стрельцов, дворян. Оно завершилось удовлетворением требований, предъявленных участниками движения.

Недовольство посада и стрельцов вызвала финансовая реформа правительства боярина Бориса Морозова. Он заменил прямые налоги косвенными. В 1646 году было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Реформа вызвала резкое недовольство населения и сокращение потребления соли. В конце 1647 года правительство отменило соляной налог и вернулось к прежней налоговой системе.

Посадское население чёрных слобод было недовольно существованием так называемых белых слобод. В них жили ремесленники, принадлежавшие крупным светским и духовным феодалам. Они не несли посадских повинностей и составляли серьезную конкуренцию ремесленникам черных слобод. Чернослободчики требовали ликвидации белых слобод. Претензии к правительству предъявляло и дворянство. Они требовали введения неограниченного срока сыска беглых крестьян.

1 июня 1648 года москвичи хотели подать царю челобитную. Но стрельцы разогнали толпу. На следующий день, 2 июня. Горожане вновь пытались вручить челобитную. Стрельцы отказались повиноваться и присоединились к восставшим. Были разгромлены дворы боярина Морозова и других лиц, причастных к реформам. Восставшие требовали их выдачи.

4 июня начальник Земского приказа Леонтий Плещеев был выведен палачом на Красную площадь и растерзан толпой. На следующий день казнили окольничего Траханиотова. Царю удалось спасти лишь Морозова, отправив его в ссылку в монастырь.

Участники восстания требовали от правительства созыва экстренного Земского собора. На соборе было принято решение о необходимости составить новое уложение. Оно было выработано комиссией, возглавляемой князем Одоевским и 1 сентября 1649 года утверждено Земским собором. Было удовлетворено требование дворян о праве на бессрочный сыск беглых. Стиралась грань между поместьем и вотчиной. Были ликвидированы белые слободы. Привилегией посадского населения стала монополия на занятие торговлей и промыслами.

Городские восстания 1648-1650 гг.

Вслед за Москвой городские восстания летом 1648 года охватили многие города. В южных городах движение было направлено против стрелецких начальников. В центральных и северных городах посадские люди выступали против воевод и богатых купцов.

Самые упорные и продолжительные восстания раз вернулись в 1650 году в Пскове и Новгороде. Поводом к восстанию послужило резкое повышение цен на хлеб. В обоих городах власть перешла в руки земских старост. В Новгороде восстание было прекращено благодаря усилиям митрополита Никона. Псков пришлось осаждать три месяца. Псковичи прекратили сопротивление только после того, как добились прощения всем участникам восстания.

Церковный раскол

Кризис социальный сопровождался кризисом идеологическим, коснувшимся религии. Истоки религиозного кризиса относятся к 40-м годам XVII века, когда в Москве сложился «Кружок ревнителей древнего благочестия». В него входили видные церковные деятели, в том числе будущие враги - Никон и Аввакум. Ревнители стремились к унификации церковных обрядов, искоренению пороков в среде духовенства и исправлению богослужебных книг.

Единство взглядов было нарушено, когда речь зашла о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Аввакум и его сторонники считали, что за основу должны быть положены древнерусские рукописные книги. Никон и его последователи считали. Что за образец следует взять греческие оригиналы.

Сын крестьянина - Никон родился в 1605 году под Нижним Новгородом. Начинал карьеру сельским дьячком, затем стал священником, в 1636 году постригся в монахи Соловецкого монастыря. В одну из поездок в Москву он был представлен царю Алексею Михайловичу, на которого произвел сильное впечатление своим благочестием, начитанностью и мудростью. Никон был возведен в сан архиепископа, а в 1649 году стал Новгородским митрополитом. В Новгороде он приобрел славу блестящего проповедника. Расположение царя возросло в связи с умиротворением им восставших новгородцев. В 1652 году Никон становится патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные новшества коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, велел произносить слово «аллилуйя» не дважды, а трижды. Изменениям подверглась и одежда священнослужителей и монахов. Богослужебные книги были исправлены по греческим образцам. В самом тексте богослужебных книг про изведены замены одних слов другими, по сути равнозначными («Вечное» на «бесконечное», «певцы» на «песнопевцы» и т.д.).

Став патриархом, Никон резко порвал со своими противниками из кружка ревнителей и выслал их из Москвы. Был сослан в Сибирь и Аввакум. Вслед за Никоном с ревнителями порвал и царь. Со временем Никон стал вмешиваться не только в церковные, но и в светские дела. Он стремился подчинить царскую власть патриарху. Отношения между царем и патриархом обострились. В декабре 1666 г ода в Москве состоялся Вселенский церковный собор. Обвинительную речь против патриарха произнес сам царь. Собор лишил Никона патриаршества, он был выслан в монастырь как простой монах. Никон умер в 1681 году.

После отстранения Никона царь стал сам продолжать церковную реформу. Церковный собор 1666-1667 года объявил проклятие всем противникам реформы. Старообрядцев сжигали на кострах. В 1682 году, после многолетнего заключения в тюрьме, был сожжен на костре Аввакум.

После собора 1666-1667 года споры были перенесены в народные массы, и чисто религиозное движение приобрело социальную окраску. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг., жестоко подавленном царскими войсками.

Общим лозунгом старообрядцев был возврат к старине, протест против всех новшеств. Различные социальные группы вкладывали в понятие старины разное значение. Крестьяне и городские низы боролись против дворянского государства. Против Уложения 1649 года, утвердившего крепостничество. Стрельцы связывали со стариной жизнь без военных походов. Представители духовенства выступали против подчинения церкви государству. Бояре старообрядцы отрицали государственную централизацию, протестовали против формировавшегося абсолютизма. Все старообрядцы упорно сопротивлялись европеизации России.

Медный бунт

Восстание в Москве в 1662 году, известное под названием Медного бунта, было связано с затянувшейся русско-польской войной, вызвавшей серьёзные финансовые затруднения. Чтобы их разрешить правительство приступило к выпуску медных денег. Денежная реформа вызвала падение курса медного рубля: в начале 1662 года за рубль серебра платили 4 медных рубля; весной серебряный рубль стоил 9 рублей, а в середине года - 15. От резко обесценивавшихся медных денег страдали, прежде всего, люди, получавшие денежное жалование, солдаты и стрельцы, а также ремесленники и мелкие торговцы.

25 июля 1662 года толпа посадских, солдат и стрельцов двинулась в Коломенское, где находился царь, с требованием выдачи бояр, причастных к денежной реформе. В самой Москве восставшие громили дома бояр и богатых купцов. Царь срочно вызвал в Коломенское три верных стрелецких полка, которые жестоко расправились с восставшими. Но выпуск медных денег был прекращен.

Восстание под предводительством Степана Разина

Донские казаки были особым сословием в российском государстве. Они не несли повинностей в пользу помещика или государства, а, наоборот, получали от правительства жалование за несение пограничной службы. Правительство, нуждаясь в услугах донских казаков, избегало конфликтов с ними. С Дона беглых крестьян не возвращали их владельцам. Казаки нередко совершали набеги на Крым («походы за зипунами»), с целью при обретения богатств.

Во время русско-польской войны, не желая обострения отношений с Крымским ханством и Османской империей, правительство запретило «походы за зипунами». В мае 1667 года отряд в тысячу человек под руководством Степана Разина отправился на Волгу, где сначала нападал на караваны судов, а затем, миновав Астрахань, вышел в Каспийское море. По реке Яик казаки поднялись в Яицкий городок. Перезимовав там, разинцы двинулись к западным берегам Каспийского моря, где совершали успешные набеги на владения иранского шаха. В августе 1669 года Разин вернулся на Дон с богатой добычей. Он приобрел славы удачливого и щедрого атамана.

Разин занялся подготовкой нового похода, на этот раз не за зипунами, а против «изменников-бояр». В походе Разина в 1670 году участвовали наряду с казаками крестьяне и народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др. В апреле 1670 года 7-тысячный отряд Разина подошёл к Царицыну и быстро захватил его. Направленные против разинцев правительственные войска были разбиты. Посланные из Астрахани стрельцы перешли к Разину. Он двинулся к Астрахани. Астраханцы сами открыли ворота. Из Астрахани огромное войско Разина вновь прибыло в Царицын и оттуда двинулось вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. В сентябре Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал.

Правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. К Симбирску подошли правительственные войска и нанесли Разину поражение. Разин ушёл на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен богатыми казаками и выдан правительству. Летом 1671 года Разин был доставлен в Москву и казнён на Красной площади.

Походы Разина к побережью Каспийского моря носили разбойный характер и к социальному протесту отношения не имели. На следующем этапе разбойный характер не исчез: разинцы грабили дворян, воевод, купцов, монастыри, крестьянские дворы. Но всё же на втором этапе прослеживается и социальный аспект движения. Восстание было ответом на усилившийся крепостной гнет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: