Метод «Мозгового штурма» («Мозговая атака»)

 

Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака», предложен американским ученым А.Ф. Осборном.

Изобретателями было отмечено, что коллективно генерировать идеи эффективнее, чем индивидуально. В обычных условиях творческая активность человека часто сдерживается явно и не явно существующими барьерами (психологическими, социальными, педагогическими и т.д.). Эту ситуацию удобно выразить при помощи модели «шлюза». Творческая активность человека чаще всего потенциально сдерживается, как вода при помощи «шлюза». Поэтому нужно открыть «шлюз», чтобы ее высвободить. Жесткий стиль руководства, боязнь ошибок и критики, сугубо профессиональный и слишком серьезный подход к делу, давление авторитета более способных товарищей, традиции и привычки, отсутствие положительных эмоций – все это выполняет роль «шлюза». Диалог в условиях «мозговой атаки» выступает в роли средства, позволяющего убрать «шлюз», высвободить творческую энергию участников решения творческой задачи.

 

При применении метода «Мозгового штурма» предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:

1) формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

2) создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной творческой задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки:

3) генерирование идей по правилам прямой коллективной «мозговой атаки» (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

4) систематизация и классификация идей (изучаются признаки, по которым можно объединить идеи и, согласно этим признакам, идеи классифицируются в группы; составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи);

5) деструктурирование идей, то есть оценка идей на реализуемость («мозговая атака» на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей);

6) оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа, и составления окончательного списка практически используемых идей (в список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контридеи).

 

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники «мозговой атаки» рационально распределяются на группы:

1) генерирование идей;

2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей;

3) группа генерирования контридей.

 

Достоинства метода:

· уравнивает всех членов группы, так как авторитарность руководства в процессе его применения недопустима;

· лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этого метода как бы автоматически снимаются;

· доброжелательный психологический микроклимат создает условия для раскованности, активизирует интуицию и воображение.

 

Недостатки и ограничения метода:

· его применение позволяет выдвинуть, найти творческую идею в самом общем виде (метод не гарантирует тщательную разработку идеи);

· неприменим или имеет ограничения в применении, когда творческая задача требует больших предварительных расчетов, вычислений.

· требует сравнительно высокого мастерства руководителя, способностей к импровизации, чувства юмора.

· не всегда удается преодолеть инерцию мышления, так как иногда создается иллюзия некоторого наиболее вероятного средства, приема, подхода решения творческой задачи (логика мышления группы устремляется чаще всего именно в этом направлении, но этот наиболее очевидный для решающих задачу подход и является чаще всего ложным).

 

В настоящее время выработано несколько модификаций метода «мозговой атаки»:

 

А) Прямая «мозговая атака» является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи.

Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.

 

Основные принципы и правила этого метода:

· абсолютный запрет критики предложенных участниками идей

· поощрение всевозможных реплик, шуток.

 

Количество участников сессии обычно составляет от 4 до 15 человек, наиболее оптимальной считается группа от 7 до 13 человек. Желательно, чтобы участники сессии были разного уровня образования, разных специальностей, однако рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.

Длительность «мозговой атаки» варьируется от 15 минут до одного часа.

 

Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа:

1) из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные идеи;

2) отбирается самая оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.

 

Б) Массовая «мозговая атака» (предложена Дж. Дональдом Филипсом (США)).

Позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудитории (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5–6 человек. После разделения аудитории на малые группы последние проводят самостоятельную сессию прямой «мозговой атаки». Деятельность работы малых групп может быть разной, но четко определенной, например – 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка, затем выбирают наиболее оригинальную идею.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: