Мудрость или святость?

Повстречались как-то мудрец со старцем.

– Что для тебя, отче, главное? – спросил мудрец.

– Святость – быть чистым перед Богом и перед людьми.

– Эх, отче, мудрость куда важнее.

– В чем же мера мудрости? – спросил старец.

– В умении отличать добро от зла, – ответил мудрец.

– А святость – в умении творить добро и воздерживаться от зла.

Так не является ли мудрость лишь ступенькой к святости?

 

Как важно правильно слушать

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

– Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…

– Не желаю больше слушать! – перебил царь запыхавшегося гонца. – Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она – много крови было пролито, много земель опустошено – и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.

Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

– Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»?

– …пошли лошадь другой масти. Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?

– …непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу.

Вот и всё.

 

Лошадиная логика

Однажды к мудрецу – ребе – пришёл за советом мужчина. Он с горечью пожаловался, что в городе у него появился конкурент, который может пустить его по миру.

– Обращал ли ты когда-нибудь внимание на то, что конь, подходя к водопою, бьёт копытом по берегу? Знаешь, почему он так делает? – спросил ребе.

Мужчина, раздосадованный тем, что ребе, очевидно, совсем не понял его жалобы, изумлённо на него воззрился.

– Я тебе объясню, – продолжал мудрец. – Когда конь склоняет голову к воде, чтобы пить, он видит собственное отражение. Ему кажется, будто это другой конь, и он начинает стучать копытом, чтобы отпугнуть соперника и сохранить воду для себя. Нам с тобой такое поведение кажется глупым. Мы знаем, что страхи коня необоснованные и воды в реке хватит на всех.

– Но какое отношение к моему ремеслу и моему конкуренту имеет этот конь?

– Друг мой, ты и есть этот самый конь. Ты вообразил, будто реки Божьей щедрости может не хватить, если из неё будешь пить не только ты, но и ещё кто-нибудь, и топаешь копытами по берегу, чтобы отпугнуть воображаемого конкурента.

– Воображаемого? – переспросил мужчина.

– Бог даёт возможности получить добиться своих целей и получить желаемое богатство каждому из нас. Старайся вести своё дело мудро и помни: Все твои конкуренты – лишь отражения тебя самого, которые ты видишь в реке.

 

Притча о пшенице

Это древняя притча, должно быть очень древняя, потому что Бог еще жил на земле в те дни. Однажды пришел человек, старый крестьянин, и сказал:

– Послушай, Ты, может быть, и Бог и, может, Ты и создал мир, но одно я должен Тебе сказать: Ты не земледелец. Ты не знаешь даже азов сельского хозяйства. Тебе необходимо поучиться немного.

– Что ты предлагаешь? – спросил Бог.

– Дай мне один год, и пусть все происходит, как я хочу, и увидишь, что получится. Бедности не станет.

Бог согласился и дал крестьянину один год.

Естественно, крестьянин просил самого лучшего, он думал только о лучшем: ни буря, ни гром, ничего опасного для урожая. И он получал все нужное, все благоприятное и был счастлив. Пшеница росла очень высокой! Если он хотел солнца – было солнце, когда он хотел дождя – шел дождь, и ровно столько, сколько он хотел. В этом году все было правильно, все было математически точно. Пшеница выросла такой высокой!

И вот крестьянин пришел к Богу и сказал:

– Смотри, в этот раз урожай будет такой, что даже если в течение 10 лет люди не будут работать, то еды хватит.

Но когда урожай был убран, зерен в пшенице не оказалось.

Крестьянин был несказанно удивлен. Он спросил Бога:

– Почему так случилось? Что я делал неправильно?

И Бог ответил:

– Пшеница не уродила семени потому, что не было возражения, не было конфликта, не было трения, потому что ты устранил все трудности, твоя пшеница осталась пустой. Немножко борьбы было бы в самый раз. Бури необходимы, гром и молния нужны. Они пробудили бы душу пшеницы, желание жить и наполняться соком.

 

Любовь растопит

Однажды учитель и ученик прогуливались по берегу реки.

– Учитель, почему люди не понимают друг друга? – спросил ученик. – Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании, – и натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?

– Пойдем со мной, – сказал учитель и пошел по льду на середину реки. – Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?

– Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?

– Там, подо льдом – целый мир, неведомый тебе. Растопи лед – и он станет водой, дающей жизнь целому миру. Но пролей сюда воду – она замерзнет и лишь укрепит царство льда. Тот лед, о котором ты говоришь, можно растопить только любовью.

 

Как спросить

Было у старого раввина два ученика, которые очень любили покушать. Однажды один из них задает учителю вопрос:

– Можно ли я буду принимать пищу во время молитвы?

Раввин возмутился:

– Как же это можно во время святой молитвы Господу еще и обедать?!! Нет, конечно, нельзя!

Через некоторое время другой ученик говорит ему:

– Я так люблю Бога, так люблю ему молиться, что готов этим заниматься даже тогда, когда обедаю!

Раввин подумал и ответил:

– Ты прилежный ученик, раз с такой любовью посвящает себя Богу, что готов молиться ему даже во время обеда.

 

Шершень и паук

Однажды, сидя в саду, Давид увидел, как шершень пожирал паука.

– Что за прок в этих тварях Твоих, Господи? – сказал он. – Шершень портит соты, и сам ничего не производит полезного; паук целый год ткёт, а одеться не во что.

– Давид! – отвечал Творец. – Ты издеваешься над творениями Моими? Придёт время, и ты нуждаться будешь в них.

Спасаясь от преследования Саула, скрылся Давид в пещере. Послал Господь паука, и тот заткал паутиной вход в пещеру. Пришёл Саул и видит: вход паутиной заткан. И удалился, не входя в пещеру.

Выйдя из своего убежища и увидев, в чём дело, Давид был готов расцеловать паука.

– Благословен, – сказал он, – создавший тебя, благословен будь и ты!

После этого случая узнал Давид, что Саул расположился на холме Гахила, и пошёл в то место. Саул спал в шатре. И тут же лежал Авенир, военачальник Саула. Авенир был роста исполинского и телом своим занимал всё пространство вдоль шатра так, что голова его была у одного входа в шатёр, а ноги достигали противоположного. Когда явился Давид, Авенир лежал, держа ноги согнутыми в коленях, и Давид прошёл под коленями его, а в ту минуту, когда Давид, с копьём Саула и сосудом с водой, собирался уходить, Авенир вдруг начал выпрямлять ноги, как две гигантские колоды, опуская их над Давидом. Воззвал Давид к Господу:

– Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?

Навёл Господь шершня на Авенира; ужаленный исполин снова согнул ноги – и Давид мог свободно выйти из шатра.

И воспел Давид хвалу Господу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: