double arrow

Эпизоды из жизни наших праведных предков

Наши праведные предшественники настолько боялись совершить недозволенное Шариатом, что зачастую возводили между собой и запретным множество препятствий из дозволенного! Они, да помилует их Аллах, остерегались дел, в которых, по их мнению, был какой-либо недостаток, и избегали их из-за опасений обмана и даже упущений в чистосердечном отношении к мусульманам. Доходило до того, что они стеснялись получать имущество, в способе приобретения которого не было ничего предосудительного. Передаётся, что однажды Джарир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, купил у одного человека лошадь, отдал деньги, и сев на неё, понял, что она стоит больше, чем он заплатил за неё.Тогда он вернулся к продавцу и добавил ему денег. После того, как он сел на лошадь во второй раз, она восхитила его ещё больше. Он вернулся и снова добавил денег продавцу. Продавец подумал, что Джарир умственно отсталый. Джарир понял это по его взгляду и сказал: «Я заключал торговые сделки во времена Посланника Аллаха, тогда царило великодушие, подчинение законам Аллаха и чистосердечное отношение ко всем мусульманам!» Таким образом, Джарир видел в своём поведении чистосердечное отношение к этому продавцу!

Также передаётся, что однажды один из праведных предшественниковповелел своему работнику: «Продай эту одежду за два дирхама». Работник продал её за четыре и пришёл к работодателю со словами: «Аллах сделал прибыльной твою торговлю: я продал одежду за четыре дирхама». Тот ответил: «Что ты наделал!? Разве ты отнёсся к своему брату чистосердечно?!» После чего, он в течение трёх дней объявлял на рынке: «Я поручил такому-то продать свою одежду, кто купил её у него?» К нему подошёл человек и сказал: «Я купил её за четыре дирхама». На что тот сказал: «Ораб Аллаха, я приказал продать эту одежду за два дирхама, так возьми же свои два обратно!» Покупатель ответил: «Но я захотел дать тебе четыре!» И услышал в ответ: «Но я прежде тебя захотел продать её за два, и очень прошу, чтобы ты взял свои два дирхама обратно!»

Наши праведные предшественники, да помилует их Аллах, всегда чистосердечно относились к мусульманам в своей торговле. Передают об одном из табиинов, что однажды он, зайдя на рынок, увидел человека продающего свой товарпо цене, ниже обычной для этого рынка по какой-то причине. Тогда онзаплатил ему рыночную стоимость! Когда же его спросили о причине этого, он ответил: «Поистине, это – мой брат, и быть может, он задолжал или постигла его другая нужда, и он продаёт свой товар, не будучи удовлетворённым его стоимостью. Если я дам ему сполна то, что он заслуживает, то пусть это будет платой за благословение в том, что я купил!»

Основа этого имеется в словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

فَإِنْ صَدَقَا وَبَيَّنَا بُورِكَ لَهُمَا فِي بَيْعِهِمَا

«Если же они будут правдивы (продавец – в цене, а покупатель – в оплате товара), и разъясняли (все недостатки продаваемого товара), то только тогда в их сделке будет благословение для обеих сторон!» (Аль-Бухари №1937, Муслим №2825).

Таким образом, вся прибыль, полученная торгующими при сделках, основанных на чистосердечном отношении к мусульманам и отдалении ото лжи –благословенна!

Существует много поучительных преданий о достойных и богобоязненных людях из числа праведных предков. Рассказывается об одном из набожных торговцев благовониями, что однажды к нему пришёл человек и спросил об одном из видов благовоний желая купить его. Тот ответил, что продаст его за сто. Покупатель сказал: «Дай мне столько-то». Когда продавец встал для того, чтобы приготовить товар, покупатель спросил: «Это самый лучший вид?» Продавец снова сел на своё место и сказал: «О такой-то, я продаю тебе благовоние, которое называется так-то, так не спрашивай же меня о том, хорошее оно или нет! Посмотри на товар и возьми то, что видишь, если он тебе понравится– купи, если нет, то верни. И не спрашивай меня о том, самого ли высокого он качества!» Когда же продавец приготовил благовония для продажи, покупатель, а он хорошо разбирался в благовониях, сказал: «Клянусь Аллахом, то, что я купил, самый дорогостоящий и самого высокого качества вид благовоний, которое только может быть! И я знаю, что тебе помешала сказать о хороших качествах твоего товара только набожность!»

Что же случилось с людьми сегодня?! Сегодня ты видишь продавца, который клянётся Аллахом, что его товар самого высокого качества и самый лучший из всех товаров, а на самом деле он таковым не является! Всё это является обманом, и Аллах Всевышний спросит за такую торговлю, потому что это – свидетельство, а ведь Аллах говорит в Своей Книге:

سَتُكْتَبُ شَهَادَتُهُمْ وَيُسْأَلُونَ

«Запишется (это) их (ложное) свидетельство (в Книге их деяний), и будут они спрошены (за это в День Суда)!» (Сура «Аз-Зухруф», 19 аят).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: