double arrow

Изобразительное искусство романской эпохи


Сцена страшного суда (справа от Христа – праведники. Слева – грешники). Тимпан церкови св. Марии-Магдаллины в Везле. Франция  
Вторая половина XI века ознаменована появлением монументального скульптурного декора и развитием культовой пластики в интерьере. Первые скульптурные изображения украсили капители колонн, форма которых весьма разнообразна – шар, куб, усеченная перевернутая

пирамида. Здесь можно увидеть не только растительный орнамент, изображения животных и птиц, но и сцены из Священного писания, эпизоды легенд о святых, литературных героев. Рельефы украшали архивольты (обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены) и тимпаны (плоскость между проемом арки и лежащим на нем антаблементом) порталов. Чаще всего здесь изображаются сцены Страшного суда, Апокалипсиса и страстей Христовых, которые воплощают идею возмездия и справедливой кары.

Капитель «Бегство в Египет»
Романские мастера изображали Бога как судью и защитника. Он сурово судит людей, но в то же время и охраняет их от темных сил зла, воплощенных в образах безобразных

чудовищ. Бог утверждает в мире беззакония и произвола закон высшей справедливости. Так средневековые мастера воплощали свою мечту о справедливом властелине в эпоху кровавых междоусобиц, о твердой руке, способной остановить насильников.

Взвешивание души. Тимпан собора в Отёне. Франция
Исчадиям ада противостояли ангелы. Исход борьбы между ними зависел от соотношения добра и зла в душе самого человека. Росписи носили назидательный характер.

Капитель с изображением Самсона и льва
Композиции всегда строятся вокруг главных персонажей – Христа или Богоматери. По своему масштабу они всегда значительнее всех остальных. Рельефы лишены пространственности, их отличает обилие различных действующих лиц. В одной композиции, как правило, сочеталось несколько сюжетов, относящихся к разным моментам времени.

 

Статуя Всадника в соборе г. Бамберга
Немало рельефов имели нерелигиозные сюжеты. Их герои воплощали образы народных легенд, сказаний, басен.

 

Романская скульптура не отличается утонченностью, порой она кажется грубой и примитивной, но если в нее внимательно вглядеться, то можно почувствовать дух того времени, с его страстями, устремлениями и надеждами.

Живописных памятников романского периода сохранилось немного. Это связано с техникой наложения краски. Мастера данного периода писали как по влажной, так и по сухой штукатурке, используя в работе клеевые краски, восковую темперу. Со временем краски осыпались, как и сама штукатурка. Художники использовали, как правило, чистые, т.е. несмешанные тона. В случае необходимости они прибегали к двойному наложению красок (поверх приглушенного накладывался более яркий тон). Техника росписей тоже была смешанной: для матового слоя использовалась клеевая краска;

Дева Мария и апостол Петр. Испания.
чтобы получить светлые, блестящие тона, в краску добавляли воск.

Строгого канона в выборе сюжетов по-прежнему не было, существовали лишь общие направления. Центральную апсиду украшали изображения Христа во славе или фигура Богоматери. Перед ними располагались ангелы, апостолы, святые, аллегории. В западной части храма было изображение картины Страшного суда, который также можно было видеть и на триумфальной арке.

 

Бенедиктинский монастырь св. Иоанна в Мюстаире. Швейцария
В романскую эпоху получает дальнейшее развитие книжная миниатюра. Во Франции она отличалась яркими красками. Англосаксонские мастера изображали фигуры в своих работах более статичными, действия прерывались паузами, благодаря этому жесты, мимика и лица получали большую выразительность.

Немецкая книжная миниатюра имела две крупнейшие школы – в Рейхенау и Трире. Для первой школы были характерны обширные повествовательные циклы. В центре внимания – изображение властителя на троне в окружении символов власти. Пейзаж был весьма условным

или вовсе заменялся нейтральным фоном. Для трирской миниатюры характерна особая выразительность жестов и поз, сумрачность колорита.

На рубеже XII-XIII вв. в Германии была создана рукопись Carmina Burana, содержащая стихотворения на

Сцены из жизни Давида. Страница Библии из Винчестера. Англия
светские темы. Эта рукопись украшена миниатюрами, обрамленными орнаментами из растений, включающих

Миниатюра из рукописи Кармина Бурана
изображения животных и птиц.

 

Итальянская живопись отличалась тонким сочетанием цветов и четкостью композиций – в этом сказалось влияние византийской культуры.

 

Вопросы и задания:

1. В какое время появился романский стиль, и почему он был так назван?

2. Назовите признаки романского стиля.

3. Какой вид искусства был ведущим в романскую эпоху?

4. Какие сооружения преобладали в X-XII вв.? Почему?

5. Как был устроен средневековый замок? Приведите примеры замков этого времени.

6. Объясните значения слов «донжон», «шпалера», «архивольта», «тимпан».

7. Какие задачи стояли перед зодчими романской эпохи в храмовой архитектуре?

8. Какую идею католичества должны были выразить создатели храмов?

9. Опишите облик романского храма.

10. Назовите особенности романской архитектуры в разных странах Европы. Приведите примеры.

11. В какой технике выполнялись росписи сооружений этого времени?

12. Как развивалась книжная миниатюра в X-XII вв.?

 


Сейчас читают про: