|
пирамида. Здесь можно увидеть не только растительный орнамент, изображения животных и птиц, но и сцены из Священного писания, эпизоды легенд о святых, литературных героев. Рельефы украшали архивольты (обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены) и тимпаны (плоскость между проемом арки и лежащим на нем антаблементом) порталов. Чаще всего здесь изображаются сцены Страшного суда, Апокалипсиса и страстей Христовых, которые воплощают идею возмездия и справедливой кары.
|
чудовищ. Бог утверждает в мире беззакония и произвола закон высшей справедливости. Так средневековые мастера воплощали свою мечту о справедливом властелине в эпоху кровавых междоусобиц, о твердой руке, способной остановить насильников.
|
|
|
Романская скульптура не отличается утонченностью, порой она кажется грубой и примитивной, но если в нее внимательно вглядеться, то можно почувствовать дух того времени, с его страстями, устремлениями и надеждами.
Живописных памятников романского периода сохранилось немного. Это связано с техникой наложения краски. Мастера данного периода писали как по влажной, так и по сухой штукатурке, используя в работе клеевые краски, восковую темперу. Со временем краски осыпались, как и сама штукатурка. Художники использовали, как правило, чистые, т.е. несмешанные тона. В случае необходимости они прибегали к двойному наложению красок (поверх приглушенного накладывался более яркий тон). Техника росписей тоже была смешанной: для матового слоя использовалась клеевая краска;
|
Строгого канона в выборе сюжетов по-прежнему не было, существовали лишь общие направления. Центральную апсиду украшали изображения Христа во славе или фигура Богоматери. Перед ними располагались ангелы, апостолы, святые, аллегории. В западной части храма было изображение картины Страшного суда, который также можно было видеть и на триумфальной арке.
|
Немецкая книжная миниатюра имела две крупнейшие школы – в Рейхенау и Трире. Для первой школы были характерны обширные повествовательные циклы. В центре внимания – изображение властителя на троне в окружении символов власти. Пейзаж был весьма условным
или вовсе заменялся нейтральным фоном. Для трирской миниатюры характерна особая выразительность жестов и поз, сумрачность колорита.
На рубеже XII-XIII вв. в Германии была создана рукопись Carmina Burana, содержащая стихотворения на
|
|
Итальянская живопись отличалась тонким сочетанием цветов и четкостью композиций – в этом сказалось влияние византийской культуры.
Вопросы и задания:
1. В какое время появился романский стиль, и почему он был так назван?
2. Назовите признаки романского стиля.
3. Какой вид искусства был ведущим в романскую эпоху?
4. Какие сооружения преобладали в X-XII вв.? Почему?
5. Как был устроен средневековый замок? Приведите примеры замков этого времени.
6. Объясните значения слов «донжон», «шпалера», «архивольта», «тимпан».
7. Какие задачи стояли перед зодчими романской эпохи в храмовой архитектуре?
8. Какую идею католичества должны были выразить создатели храмов?
9. Опишите облик романского храма.
10. Назовите особенности романской архитектуры в разных странах Европы. Приведите примеры.
11. В какой технике выполнялись росписи сооружений этого времени?
12. Как развивалась книжная миниатюра в X-XII вв.?