Председатель Правления ЗАО АКБ "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА" или уполномоченным им органом, осуществляет руководство деятельностью банка в соответствии с действующим законодательством по трудовому договору (по контракту).
Управляющий филиалом банка самостоятельно решает вопросы его деятельности, за исключением отнесенных Уставом к компетенции других органов управления банка. Основными задачами управляющего филиала банка является определение и утверждение его структуры и штата; прием и увольнение работников банка, в т.ч., руководителей отделений. Распоряжение в пределах своих полномочий имуществом банка, учитывая денежные средства; действовать без доверенности от имени филиала банка, представление его во всех организациях, учреждениях, в отношениях с российскими и зарубежными юридическими и частными лицами; заключение сделок, выдача доверенностей, открытие расчетных и других счетов филиала, в т.ч. и валютные.
Основными задачами руководителя отдела по работе с физическими лицами коммерческого банка являются организация и проведение совещания в пределах своей компетенции с представителями предприятий и организаций любого рода деятельности и всех форм собственности.
2.2 Анализ программных средств.
Lotus Notes
Компания Lotus была пионером во многих направлениях софтверного бизнеса: десять лет назад у электронной таблицы Lotus 1-2-3 просто не было достойных конкурентов, а почтовая программа CC-mail долго оставалась лучшей корпоративной почтовой системой. Это была первая и долгое время единственная система, реально позволяющая обеспечить быстрое создание единого информационного пространства и системы корпоративных коммуникаций компании.
Lotus - это подразделение IBM, сохранившее некоторую самостоятельность и торговую марку «Lotus».
Lotus Notes представляет собою гибрид СУБД и почтовой системы, обладающий рядом интересных особенностей и рядом возможностей для организации структурированной коммуникации - форумы, календари и так далее.
Главной особенностью лотусовской базы данных является ее ориентация на хранение больших плохо структурированных документов и коллективную работу с ними. В LN реализована система управления правами пользователей, позволяющая назначать права отдельным пользователям и их группам как на базы данных, так и на документы и их отдельные поля. Поддерживается аутентификация документов с помощью электронной подписи - при помещении в базу созданный или модифицированный документ может подписываться сотрудником, который с ним работал.
Почтовая программа и прочие приложения (форумы, календарное планирование и другие) надстроены над этой самой системой хранения документов. Адресные книги, папки с письмами, календари также являются записями в базе данных, и на них распространяются все общие механизмы, например, версии, поддержка коллективной работы и многое другое.
Еще одним базовым механизмом, впервые реализованным именно в Lotus Notes, является репликация - возможность серверов LN синхронизировать свои базы, пересылая друг другу документы в свободное от основной работы время.
Предусмотрена и возможность разработок специализированных приложений в среде LN. Для этой цели в систему встроен язык программирования (Lotus script), открывающий доступ к API системы и позволяющий создавать достаточно сложные приложения. Можно также разрабатывать приложения для Lotus на более традиционных Java & JavaScript, к которым также имеются библиотеки объектов для работы с Lotus’овским API.

Рис. 2 «Рабочая область LN»
Лотус как система документооборота
LN позволяет быстро создать корпоративное хранилище документов и обеспечить базовые процедуры работы с ним.
Достоинством LN как среды разработки является наличие ряда встроенных механизмов работы с документами.
Lotus Notes сохраняет популярность у IT-менеджеров и продолжает свою экспансию в крупные российские компании.
СЭД "Электронное ДЕЛО"
«Электронное ДЕЛО» - программный комплекс, разработанный на базе платформы «ДЕЛО» (Российская Федерация) и адаптирован под нормативно-методическую базу делопроизводства и архивного дела. «Электронное ДЕЛО» обеспечивает как автоматизацию традиционного делопроизводства, так и полноценное управление электронными документами (в том числе и предметного контура организации). Это позволяет создать решение для комплексной автоматизации любого уровня, а также плавно и без риска осуществлять переход к современным технологиям управления организацией.
«Электронное ДЕЛО» - масштабируемая и гибкая в настройке, легко адаптируется к специфике документооборота в организации любого размера от единиц до тысяч рабочих мест. Возможность использования конкурентных лицензий позволяет организовать эффективный доступ к системе пользователям, обрабатывающим незначительное количество документов с экономией денежных ресурсов для организации.
Особенность системы – возможность реализации в базовой поставке всех основных задач организации по управлению документами.
Общие характеристики:
- возможность автоматизировать как управленческий, так и специализированный контур документооборота организации, адаптировать систему под требования заказчика (на-страиваемость системы);
- организация удаленного доступа с помощью web-интерфейса (ДЕЛО-WEB);
- мобильная работа руководителей и специалистов в on-line и off-line режиме;
- использование широко применяемых технологических платформ (Oracle, MS SQL)
- обеспечение необходимого уровня защиты информации;
- поддержание полного цикла работы с проектами документов;
- возможность интеграции с другими программными продуктами;
- возможность массового перевода документов в электронный вид с прикреплением элек-тронного образа документа к регистрационной карточке (сканирование, поточное скани-рование);
- простой в работе и интуитивно понятный интерфейс.
Область применения:
- автоматизация работы канцелярии/секретариата;
- организация смешанного бумажно-электронного документооборота в масштабах организации (в том числе и филиалов);
- внедрение полного электронного документооборота (безбумажных технологий) с ис-пользованием ЭЦП;
- организация управления фондом технической документации (стандарты, ТНПА и т.д.);
- автоматизация работы ведомственного архива организации.
Преимущества:
Для руководителей различных уровней:
- быстрый поиск документов, поручений и другой информации;
- воссоздание «виртуального рабочего места» руководителя – его личный кабинет, предоставляющий удобные средства для работы с документами;
- упорядочение массивов документов, требующих ознакомления, визирования и подписания, наложения резолюций, контроля исполнения и т.п., путем распределения их по специальным папкам внутри кабинета;
- унификация процессов работы с документами в организации;
- широкие возможности ограничения доступа сотрудников к документам, что обеспечивает удобство и безопасность работы с конфиденциальной информацией;
- существенное сокращение сроков согласования и прохождения документов и, как следствие, значительное ускорение процесса принятия важнейших управленческих решений;
- получение сводных аналитических отчетов, в том числе по исполнительской дисциплине;
- специализированные мобильные решения с адаптированным интерфейсом.
Для сотрудников канцелярии, делопроизводителей:
- быстрая и удобная регистрация документов с помощью развернутой системы различных справочников;
- контроль сроков исполнения документов и самостоятельных поручений;
- удобный и быстрый поиск документов и поручений;
- полнотекстовый поиск по распознанным документам;
- программное формирование реестров внешней и внутренней отправки документов;
- автоматическая надпечатка конвертов;
- программное формирование отчетов по документообороту организации и по исполнению документов, как в подразделениях, так и по каждому сотруднику в отдельности;
- организация оперативного хранения документов с возможностью передачи в обособленную подсистему «Архивное ДЕЛО» или «eDocLib».
- интеграция с почтой госорганов Mailgov и Системой межведомственного электронного документооборота (СМДО);
- программное формирование отчета по документообороту в соответствии с формой, утвержденной Национальным статистическим комитетом (возможность выбора критериев формирования отчета);
- программное формирование отчета по обращениям граждан и юридических лиц, предоставляемого в аппарат Совета Министров (возможно использование для внутриведомственной аналитической работы).

Рис. 3 «СЭД в организации»
Сотрудники компании принимают активное участие в рабочей группе по вопросам интеграции ведомственных систем электронного документооборота с системой межведомственного электронного документооборота.
СЭД «Электронное ДЕЛО» обеспечивает полный жизненный цикл документа в организации от создания проекта документа до списания в дело и передачи в архив.
Система «ДЕЛО», и решения, созданные на ней, эффективно используют более 200 организаций. Система способна обеспечить электронный документооборот любого предприятия и любой организации, а также повысить эффективность и качество работы сотрудников с документами. Это, в свою очередь, оптимизирует бизнес-процессы организации любого профиля и масштаба.
С помощью системы возможно создание единого информационного пространства между системами, не связанными друг с другом, на основе сервера электронного взаимодействия (СЭВ).
Использование методов криптографической защиты информации (ЭЦП и шифрование) позволит организовать защищенный юридически значимый документооборот.
СЭД «Электронное ДЕЛО» отличается полной функциональностью и технической завершенностью решения, доступной сразу после ее покупки. Она уже содержит каждую из функций, необходимых для организации управления документами на высоком уровне.
Наличие открытого API-интерфейса обеспечивает возможность интеграции системы «Электронное ДЕЛО» с любыми информационными системами и бизнес-программами, используемыми организацией-заказчиком.
LanDocs
Программно-технологическая платформа документооборота LanDocs разработана специалистами компании ЛАНИТ. Спроектированные с ее использованием информационно-технологические решения позволяют на единой системной основе выстроить эффективную и комфортную среду поддержки всего спектра делопроизводственных процессов современного предприятия. Базовая функциональность, состав модулей и программные интерфейсы позволяют предоставить пользователям всех категорий необходимые им средства работы с электронными документами. Решения на основе LanDocs отличает хорошая масштабируемость: в контур документооборота, обслуживаемого системой, могут быть включены как пользователи локальной вычислительной сети главного офиса, так и сотрудники удаленных подразделений.
Примеры законченных бизнес-решений, реализуемых в сжатые сроки на платформе LanDocs:
- согласование документов в электронной форме;
- организация оперативной обработки внешних обращений;
- контроль исполнения документов и заданий;
- подготовка наглядной отчетности по движению документов;
- организация согласованного документооборота в системе территориально-распределенных офисов;
- организация защищенного корпоративного архива электронных документов.
Система представлена на рынке с 1997 года. Заказчику проекта автоматизации документооборота предоставляется полный комплекс услуг: от обследования состояния документационного обеспечения управления на объекте автоматизации до гарантийного и постгарантийного сервиса технической поддержки. Программное обеспечение LanDocs сертифицировано на соответствие российским государственным стандартам ГОСТ Р (сертификат № РОСС RU.МЕ20.Н 01367).
Внедрение системы документооборота на платформе LanDocs позволяет заказчику решить следующие задачи:
- Задачу увеличения темпа документооборота (в том числе и в в критически важных бизнес-процессах) до необходимого предприятию уровня;
Решается путем широкого внедрения электронных взаимодействий исполнителей (предполагающих передачу электронных данных взамен физического перемещения документов);
- Задачу достижения необходимого уровня исполнительской дисциплины;
Решается путем внедрения автоматизированных форм контроля действий исполнителей и подготовки специализированной отчетности;
- Задачу повышения качества управленческих решений на разных уровнях управления;
- Решается посредством отбора и своевременной доставки необходимых для принятия решения документов на рабочие места лиц, принимающих решение, представления подборок деловых документов в наиболее удобном виде;
- Задачу достижения необходимого уровня автоматизма и безошибочности при работе исполнителей с документами;
Решается путем использования предопределенных маршрутных технологий обработки документов (Workflow), продуманной организации автоматических и персональных (с участием человека) функций контроля;
- Задачу организации эффективного и безопасного доступа сотрудн иков заказчика к знаниям, накопленным в виде массы корпоративных документов;
Решается путем систематизации документных фондов, заведением содержательных корпоративных классификаторов, широким применением современных методов поиска и защиты электронных данных;
- Задачу выстраивания надежной системы защиты корпоративных документов от различных видов несанкционированного доступа;
Решается интегрированным использованием в системе технологий электронно-цифровой подписи и криптозащиты;
- Задачу организации целостного согласованного документооборота в системе территориально-распределенных подразделений;
Для решения этой задачи LanDocs предоставляет специализированные компоненты, отвечающие за межофисные обмены и синхронизацию данных, размещенных на разнесенных площадках.
На платформе LanDocs сегодня разработаны и внедряются как системы автоматизации административного делопроизводства традиционного типа, так и далеко выходящие за рамки задач собственно делопроизводства системы управления сложными бизнес-процессами, интегрированные в общую корпоративную информационную среду.
Основная функциональность
- Регистрация и поиск (включая поиск по полнотекстовому индексу) документов
- Организация совместной работы с документами (отправка документов на ознакомление, рассмотрение, визирование, подписание, исполнение и т.п. с контролем делопроизводственных статусов)
- Обмен деловыми документами и сообщениями
- Автоматизированный контроль исполнения поручений
- Получение отчетности по документообороту
Входящая корреспонденция
| Администрирование
|
Сообщения по документу
| Работа с ЭЦП
|
Рис. 4 «Рабочая область»
Optima WorkFlow
Основные виды документов:
- ОРД (приказы, указания, распоряжения, поручения, протоколы совещаний)
- Входящий документ
- Исходящий документ
- Внутренние документ
- Договоры (соглашения)
Основные бизнес-процессы:
- Создание карточки документа
- Проверка оформления
- Рецензирование документа
- Утверждение документа
- Согласование документа
- Поддержка ЭЦП
- Рассылка
- Контроль исполнения поручений
- Поддержка коллективной работы над документами
Функции поддержки:
- Поиск
- Отчеты
- Версионность
- Аудит всех действий пользователя
Дополнительные функции:
- Поддержка архива
- Возможность удаленной работы (КПК)
- Шифрование данных
- Средства интеграции с MS Word, формирование шаблонов документов.
Рис. 5 «Функциональная архитектура системы Optima WorkFlow»
Технические характеристики:
- Поддержка обмена данными через OLE, File Oriented Application.
- Поддержка ОС: Windows 2000/2003/XP/Vista, MCBC
- Поддержка СУБД: Microsoft SQL, Oracle
- Компоненты Optima WorkFlow
Представленный перечень лицензий может быть не полным. Представленная группировка лицензий носит условный характер и не претендует на правила группировки лицензий Optima WorkFlow.
Компоненты системы: 
Рис. 6 «Компоненты системы Optima WorkFlow»
2.3 Анализ документации. Создание инфологической модели
Инфологическая модель базы данных представляет собой описание объектов (сущностей), с набором атрибутов и связей между ними, которые выявляются в процессе исследования как входных, так и выходных данных.
Как было отмечено в предыдущем пункте, основной задачей при выполнении данной выпускной работы, является создание базы данных. На следующем, после постановки задачи, этапе проектирования любой базы данных следует произвести сбор и анализ данных, на основе которых она будет создаваться.
БД отдела по работе с физическими лицами в коммерческом банке включает в себя таблицы, предназначенные для эффективности работы банка и автоматизации обработки результатов его деятельности: Физ.Лица, Счета, Кредитные карты, Операции со счетами кредитных карт, Дебетовые карты, Операции со счетами дебетовых карт, Банкомат, Филиал. Таблицы вязаны между собой, что обеспечивает целостность данных.
База данных предназначена, в первую очередь, для сотрудников банка, контроль работы отдела.
Информация о физических лицах включает в себя фамилию клиента, имя клиента, отчество клиента, его номер мобильного телефона, адрес и паспортные данные.
Для отображения данных о физических лицах была выделена сущность «ФизЛица» (см. таб. 3).
Таблица 3 – «ФизЛица»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключевое поле | Связь с другой таблицей |
| Номер | Счетчик | Да | Таблица «Счета» поле «Номер физ.лиц» | |
| Фамилия клиента | Текстовый | Нет | ||
| Имя клиента | Текстовый | Нет | ||
| Отчество клиента | Текстовый | Нет | ||
| Адрес клиента | Текстовый | Нет | ||
| Номер телефона | Текстовый | Нет | ||
| Паспорт | Текстовый | Нет |
В информацию по счету включают следующие пункты: тип счета физического лица, реквизиты счета, номер физического лица.
Для отображения данных по счетам была выделена сущность «Счета» (см. таб. 4).
Таблица 4 – «Счета»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключевое поле | Связь с другой таблицей |
| Номер | Счетчик | Да | ||
| Тип счета | Текстовый | Нет | ||
| Реквизиты счета | Текстовый | Нет | ||
| Номер ФизЛица | Числовой | Нет | Таблица «ФизЛица» поле «Номер» |
Таблица Кредитные карты содержит следующие поля: номер кредитной карты, номер счета, продукт, вид продукта. Для отображения данных по кредитным картам была выделена сущность «Кредитные карты» (см. таб. 5).
Таблица 5 – «Кредитные карты»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключевое поле | Связь с другой таблицей |
| Номер кредитной карты | Счетчик | Да | ||
| Номер счета | Числовой | Нет | Таблица «Счета» поле «Номер» | |
| Продукт | Числовой | Нет | ||
| Вид продукта | Текстовый | Нет |
В таблице «Операции со счетами кредитных карт» содержится информация: номер кредитной карты, дата/время, суммы, номер банкомата. Для отображения по операциям со счетами кредитных карт физических лиц была выделена сущность «Операции со счетами кредитных карт» (см. таб. 6).
Таблица 6 – «Операции со счетами кредитных карт»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключевое поле | Связь с другой таблицей |
| Номер операции | Счетчик | Да | ||
| Номер кредитной карты | Числовой | Нет | Таблица «Кредитные карты» поле «Номер» | |
| Дата/время | Дата/время | Нет | ||
| Сумма | Денежный | Нет | ||
| Номер банкомата | Числовой | Нет | Таблица «Банкомат» Поле «Номер банкомата» |
Таблица Дебетовые карты (банковская платежная карта используемая для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банкоматах) содержит: номер дебетовой карты физического лица, номер счета (счет для их участия в безналичном денежном обороте и аккумулировании на счёте безналичных денежных средств для целевого использования), продукт дебетовой карты, вид продукта. Для отображения данных о дебетовых картах была выделена сущность «Дебетовые карты» (см. таб. 7)
Таблица 7 – «Дебетовые карты»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключевое поле | Связь с другой таблицей |
| Номер дебетовой карты | Счетчик | Да | ||
| Номер счета | Числовой | Нет | Таблица «Счета» поле «Номер» | |
| Продукт | Числовой | Нет | ||
| Вид продукта | Текстовый | Нет |
В таблице Операции со счетами дебетовых карт содержится информация: номер дебетовой карты, дата/время, суммы, номер банкомата.
Для отображения данных по операциям со счетами была выделена сущность «Операции со счетами дебетовых карт» (см. таб. 8).
Таблица 8 – «Операции со счетами дебетовых карт»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключевое поле | Связь с другой таблицей |
| Номер операции | Счетчик | Да | ||
| Номер дебетовой карты | Числовой | Нет | Таблица «Дебетовые карты» поле «Номер» | |
| Дата/время | Дата/время | Нет | ||
| Сумма | Денежный | Нет | ||
| Номер банкомата | Числовой | Нет | Таблица «Банкомат» Поле «Номер банкомата» |
Так же есть таблица Филиалы, которая содержит информацию о номере филиала, адресе, управляющем. Сущность - «Филиал» (см. таб. 9).
Таблица 9 – «Филиал»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключ. поле | Связь с другой таблицей |
| Номер филиала | Числовой | Да | Таблица «Банкомат» поле «Номер филиала» | |
| Адрес | Текстовый | Нет | ||
| Управляющий | Текстовый | Нет |
Таблица Банкомат сдержит информацию: номер банкомата, адрес и номер филиала. Для отображения данных была выделена сущность «Банкомат» (см. таб. 10).
Таблица 10 – «Банкомат»
| Имя поля | Тип данных | Размер | Ключевое поле | Связь с другой таблицей |
| Номер банкомата | Числовой | Да | Таблица «Операции со счетами кредитных карт» поле «Номер кредитной карты», таблица «Операции со счетами дебетовых карт» поле «Номер дебетовой карты» | |
| Адрес | Текстовый | Нет | ||
| Номер филиала | Числовой | Нет | Таблица «Филиал» Поле «Номер филиала» |
3. Реализация базы данных в MS Access
3.1 Создание таблиц и связей
После инфологического моделирования переходим к реализации базы данных в MS Access. Создание таблиц базируется на сущностях и атрибутах, выделенные в предыдущем пункте[17, с. 348-350]..
Создание таблиц производится в режиме конструктора, где они создаются путем задания имен полей, их типов и свойств. Чтобы создать таблицу в данном режиме, достаточно найти ярлык «Создание таблицы с помощью конструктора» и дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по нему. В окне конструктора таблиц в столбец «Имя поля» необходимо ввести имена полей создаваемой таблицы. В столбце «Тип данных» - для каждого поля таблицы выбрать из раскрывающегося списка тип данных, которые будут содержаться в этом поле. В столбце «Описание» можно ввести описание данного поля (не обязательно). В нижней части окна конструктора таблиц можно ввести свойства каждого поля или оставить значения свойств, установленные по умолчанию. При создании определенной таблицы необходимо обозначить одно поле как ключевое.

Рисунок 7 – Создание таблицы «ФизЛица», «Счета» в режиме конструктора

Рисунок 8 – Создание таблицы «Кредитные карты», «Операции со счетами кредитных карт» в режиме конструктора

Рисунок 9 – Создание таблицы «Дебетовые карты», «Операции со счетами дебетовых карт» в режиме конструктора

Рисунок 10 – Создание таблицы «Банкоматы», «Филиалы» в режиме конструктора
После создания таблиц необходимо создать и связи между ними. Для того чтобы было удобно просматривать, создавать, удалять и модифицировать связи между таблицами, в Microsoft Access используется схема данных.
Чтобы открыть схему данных, необходимо выполнить команду «Сервис», «Схема данных». По умолчанию схема будет содержать все таблицы. Для того, чтобы создать связи между таблицами следует выбрать в главной таблице поле для связи, нажать левую кнопку мыши и перетащить поле во вторую таблицу. Отпустить левую кнопку мыши над тем полем подчиненной таблицы, с которым устанавливается связь. После этого появится диалоговое окно «Изменение связей»
После выполнения описанных выше операций, была создана схема данных для создаваемой в данной работе базы данных (см. рис. 11)

Рисунок 11 – Схема данных
После установки связей между таблицами, необходимо осуществить заполнение всех таблиц. В окне базы данных нужно выделить необходимую для заполнения таблицу, затем выполняем щелчок на кнопке «Открыть». На экране появится структура таблицы базы данных в режиме таблицы. Новая таблица состоит из одной пустой строки. Заполнение производится по записям, т.е. вводится информация для всей строки целиком. Аналогичным способом в окне конструктора заполнялись все таблицы разрабатываемой базы данных (см. рис 12-19).

Рисунок 12 – Заполнение таблицы «ФизЛица»

Рисунок 13– Заполнение таблицы «Счета»

Рисунок 14– Заполнение таблицы «Кредитные карты»

Рисунок 15– Заполнение таблицы «Операции со счетами кредитных карт»

Рисунок 16– Заполнение таблицы «Дебетовые карты»

Рисунок 17 – Заполнение таблицы «Операции со счетами дебетовых карт»

Рисунок 18 – Заполнение таблицы «Банкоматы»

Рисунок 19 – Заполнение таблицы «Филиалы»
3.2 Создание запросов
Следующим этапом создания базы данных является создание запросов. Они являются инструментом поиска и структурирования данных, информация в запросах представлена в более удобном для пользователя виде, нежели в исходных таблицах.
Процесс создания запроса будет рассмотрен на примере запросов «Дебетовые карты ФизЛица», «Сумма операций с дебетовыми картами». В результате будут видны данные клиента и его счета, во втором запросе будет видно какие суммы с дебетовых карт снимались за определенный период времени.
Запрос можно создать с помощью мастера или в режиме конструктора. Мастер обеспечивает пошаговое построение запроса. Режимы Конструктора позволяет задавать не только условия выбора данных, но и порядок сортировки. Запросы сохраняются как отдельные объекты и отображаются в окне БД.
Мастер простого запроса позволяет выбрать данные из полей одной или нескольких таблиц или запросов. С помощью мастера можно также вычислять суммы, количества и среднее значения для всех записей или определенных групп записей, а также находить максимальное и минимальное значение в поле.
Запросы «Дебетовые карты ФизЛица», «Сумма операций с дебетовыми картами» будет создан через режим конструктора. Чтобы вызвать Конструктор запросов, необходимо перейти в окно базы данных. В окне база данных необходимо выбрать вкладку Запросы и дважды щелкнуть на пиктограмме Создание запроса в режиме конструктора. Появится активное окно Добавление таблицы на фоне неактивного окна «Запрос: запрос на выборку».
В окне Добавление таблицы следует выбрать таблицу – источник или несколько таблиц из представленного списка таблиц, на основе которых будет проводиться выбор данных, и щелкнуть на кнопке Добавить. После этого закрыть окно Добавление таблицы, окно «Запрос: запрос на выборку» станет активным.
Окно Конструктора состоит из двух частей – верхней и нижней. В верхней части окна размещается схема данных запроса, которая содержит список таблиц – источников и отражает связь между ними.
В нижней части окна находится Бланк построения запроса QBE (Query by Example), в котором каждая строка выполняет определенную функцию:
- Поле – указывает имена полей, которые участвуют в запросе
- Имя таблицы – имя таблицы, с которой выбрано это поле
- Сортировка – указывает тип сортировки
- Вывод на экран – устанавливает флажок просмотра поля на экране
- Условия отбора - задаются критерии поиска
- Или – задаются дополнительные критерии отбора


Рисунок 20 – Создание запросов
После того, как вы выберете все данные, откроется запрос в режиме конструктора (см. рис. 21, рис. 22).

Рисунок 21 – «Дебетовые карты ФизЛица: запрос на выборку» в режиме конструктора

Рисунок 22 – «Сумма операций с дебетовыми картами: запрос на выборку» в режиме конструктора
Запускаем запрос в режиме таблицы. (см. рис. 23, рис. 24).

Рис. 23 – «Дебетовые карты ФизЛица» в режиме таблицы.

Рис. 24 – «Сумма операций с дебетовыми картами» в режиме таблицы.
Выше описанным образом были выполнены запросы «Банкомат-дебетовые карты», «Банкомат-кредитные карты», «Количество банкоматов в филиалах», «Количество счетов клиента», «Кредитные карты ФизЛица», «Сумма операций по кредитным картам»
3.3. Создание отчетов
Часто возникает необходимость представить данные в виде отчетов, которые имеют традиционный вид и легко читаются, а также в виде официальных документов, которые будут использоваться для дальнейшей работы сотрудника. Отчет позволяет извлечь из базы нужные сведения и представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие возможности для обобщения и анализа данных. Они поддерживают самые разнообразные способы оформления и позволяют группировать данные, разбивая их на логически цельные блоки.
Процесс создания отчетов аналогичен процессу создания форм, т.е. он происходит с помощью мастера форм, а затем в конструкторе форм. В качестве примера создания отчета выбран отчет «ФизЛица». При открытии мастера отчетов необходимо выбрать поля из источников данных, которые будут включены в отчет (в данном случае, к таким полям относятся все поля таблицы «ФизЛица»). Следующим этапом является добавление уровней группировки, затем выбор порядка сортировки. После произведенных действий полученный отчет следует отредактировать в режиме конструктора (см. рис 25).

Рисунок 25 – Отчет «ФизЛица» в режиме конструктора
В режиме просмотра отчет «ФизЛица» изображен на рис. 26

Рисунок 26 – Отчет «ФизЛица»
Аналогично отчету «ФизЛица» было создано еще отчеты: «Банкомат», «Счета».
3.4 Создание интерфейса
Для организации эффективной работы пользователя необходимо создать целостное приложение, в котором все компоненты базы данных будут сгруппированы по функциональному назначению. При этом можно обеспечить удобный графический интерфейс пользователя. Приложение дает возможность пользователю работать с базой данных, затрачивая при этом меньше усилий.
При создании приложения пользователя главную роль играют формы, так как именно они являются основным диалоговым средством работы пользователя с базой данных. Для объединения объектов в едином диалоговом приложении создаются так называемые кнопочные формы. По существу кнопочная форма представляет собой панель управления приложением. Кнопки такой формы обеспечивают вызов других кнопочных форм, а также отдельных объектов базы данных – отчетов, запросов, форм и т.д. Здесь же находятся кнопки для возврата к кнопочным формам более высокого уровня и для выхода из базы данных.
Дополнительным элементом приложения пользователя является организация вызова главной кнопочной формы при открытии базы данных, что позволяет пользователю сразу же начать работу в среде приложения.
Главная кнопочная форма создается с помощью диспетчера кнопочных форм. Для создания главной кнопочной формы необходимо выбрать команду «Сервис» «Служебные программы» «Диспетчер кнопочных форм». В окне «Диспетчер кнопочных форм» следует подтвердить создание кнопочной формы. В следующем окне появится окно со строкой «Главная кнопочная форма». В этом окне формируется список кнопочных форм разных уровней.
Для создания кнопочной формы нужно нажать кнопку «Создать». В окне «Создание» в поле «Имя страницы кнопочной формы» нужно ввести имя кнопочной формы – Ф. ЗАО АКБ «Экспресс-Волга». После нажатия кнопки «ОК» в окне диспетчера кнопочных форм появится строка с именем созданной кнопочной формы. Затем необходимо создать страницы главной кнопочной формы (см. рис. 27).

Рисунок 27 – Создание новой страницы главной кнопочной формы
Названия страниц служат названиями кнопок, которые вызывают соответствующую страницу с хранимой в ней информацией.

Рис. 28 «Главная кнопочная форма»

Рис.29 Кнопочная форма «Физические лица»
4. Результативность дипломной работы специалиста
По результатам данной выпускной работы был получен акт внедрения от Ф. ЗАО АКБ «Экспресс-Волга».
Руководитель выпускной работы
к.э.н., доцент ___________И. Е. Егорова
![]() |
Заключение
В любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Небольшие организации используют для этого шкафы с папками, однако крупные корпоративные предприятия используют компьютеризированные системы автоматизации, позволяющие эффективно хранить, извлекать информацию и управлять большими объемами данных. В данной работе разрабатывалась база данных, автоматизирующая работу с документами отдела по работе с физическими лицами коммерческого банка «Экспресс-Волга»
Перед тем, как приступить к непосредственному созданию базы данных, в первой части работы были рассмотрены основные теоретические аспекты документооборота и базы данных. Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заёмщикам и от продавцов к покупателям. Понятие «услуга» определяется как вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Существует множество классификаций услуг, данный факт объясняется тем, что услуги очень многочисленны и разнообразны. В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. Для многих стран, в том числе и России, характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности, повышение занятости в этой сфере. Также были рассмотрены особенности и преимущества реляционных баз данных, так как в настоящее время на рынке систем управления базами данных преобладают программные продукты, построенные именно на реляционных технологиях.
Вторая часть проделанной теоретической работы посвящена анализу предметной области и программных средств.
В практической части работы были подробно описаны все этапы создания базы данных для отдела по работе с физическими лицами коммерческого банка Ф. ЗАО АКБ «Экспресс-Волга». В первую очередь, была проведена постановка задачи проектирования базы данных, частью которой явилось описание банка. Также на данном этапе было принято решение о том, база данных будет создаваться в среде MS Access. Данный выбор обусловлен, прежде всего, тем, что в настоящее время пакет MS Office получил наибольшую популярность в нашей стране. Также он хорошо известен каждому работнику предприятия, имеет удобный интерфейс, процесс создания базы данных в MS Access относительно несложен, так как практически для любых работ с базами данных в приложении имеется свой мастер, который помогает их выполнять.
После определения задачи, которую необходимо решить, был произведен анализ исходных данных.
После проведения анализа исходных данных были выделены и представлены в виде таблиц сущности (объекты) будущей базы данных и их атрибуты. Сущность представляет собой любой различимый объект, информацию о котором необходимо хранить в базе данных, атрибут является поименованной характеристикой сущности. На основании выделенных сущностей была построена инфологическая модель, отражающая информацию, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных.
После инфологического моделирования был осуществлен переход к непосредственной реализации базы данных в MS Access. В первую очередь были созданы и заполнены таблицы, которые отражают всю информацию, необходимую при работе с ключевыми документами, которые были выделены на этапе анализа исходных данных. Следующий этап создания базы данных заключался в создании запросов. Они являются инструментом поиска и структурирования данных, информация в запросах представлена в более удобном для пользователя виде, нежели в исходных таблицах.
К построенным на предыдущем этапе таблицам и запросам были созданы экранные формы. Они облегчают ввод, редактирование и восприятие информации. Основная работа по созданию данного объекта базы данных велась в конструкторе форм. С помощью такого конструктора был сформирован уникальный стиль форм базы данных для банка «Экспресс-Волга».
В связи с тем, что у пользователя часто возникает необходимость представить данные в виде документов, которые имеют традиционный вид и легко читаются, а также в виде официальных документов, которые будут использоваться для дальнейшей работы, были созданы отчеты. Они позволяют извлечь из базы нужные сведения и представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие возможности для обобщения и анализа данных.
Завершающим этапом создания базы данных стало построение целостного приложения, в котором все компоненты базы данных сгруппированы по функциональному назначению. При этом обеспечивается удобный графический интерфейс пользователя. При создании такого приложения использовались кнопочные формы, которые являются основным диалоговым средством работы пользователя с базой данных.
Таким образом, была создана база данных для Ф.ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», которая позволяет быстро оформлять необходимые для работы документы и выводить их на печать, оперативно вносить изменения, касающиеся деятельности фирмы, информации о заказчиках и работниках, исключать дублирование информации и наличие ошибок.







