Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Основные признаки рынка:
Нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать;
Нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Виды рынков: рынок товаров, рынок труда, фондовый рынок, рынок инвестиций, рынок средств производства, рынок иностранных валют, рынок информации.
Функции рынка:
-Посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей.
-Ценообразования – установление равновесной цены на тот или иной вид товара – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.
-Информационная – предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.
-Регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.
-Санирующая (оздоровительная) – «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание наиболее доходных производств.
Спрос – количество товара, который может быть куплен по определенной цене в определенный момент времени. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.
Предложение – количество товара, который производитель готов продать по определенной цене в определенный момент. Закон предложения: чем ниже цена, тем ниже предложение. Цена – выраженная в деньгах стоимость товара.
Фактор спроса: ценовой и неценовой: реклама, мода, доходы, наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров.
Фактор предложения: ценовой и неценовой: изменение издержек (расходов), цена и наличие ресурсов, социальные и политические факторы.
Цена равновесия – оптимальная цена для покупателей и продавцов в определенный момент времени на рынке.
Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Типы рыночной конкуренции
Совершенная (чистая) – на рынке представлено значительное количество различных по масштабу фирм – производителей сходной продукции.
Монополистическая – на фоне мелких, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения.
Олигополия – рынок поделён между несколькими монополиями.
Монополия – на рынке представлен один производитель.
Монопсония – на рынке при разнообразии производителей представлен один покупатель, обычно государство.