Рынок и рыночный механизм

Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Основные признаки рынка:

Нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;

Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать;

Нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Виды рынков: рынок товаров, рынок труда, фондовый рынок, рынок инвестиций, рынок средств производства, рынок иностранных валют, рынок информации.

 

Функции рынка:

-Посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей.

-Ценообразования – установление равновесной цены на тот или иной вид товара – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара.

-Информационная – предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары.

-Регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.

-Санирующая (оздоровительная) – «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание наиболее доходных производств.

Спрос – количество товара, который может быть куплен по определенной цене в определенный момент времени. Закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос.

Предложение – количество товара, который производитель готов продать по определенной цене в определенный момент. Закон предложения: чем ниже цена, тем ниже предложение. Цена – выраженная в деньгах стоимость товара.

Фактор спроса: ценовой и неценовой: реклама, мода, доходы, наличие взаимодополняемых и взаимозаменяемых товаров.

Фактор предложения: ценовой и неценовой: изменение издержек (расходов), цена и наличие ресурсов, социальные и политические факторы.

Цена равновесия – оптимальная цена для покупателей и продавцов в определенный момент времени на рынке.

Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Типы рыночной конкуренции

Совершенная (чистая) – на рынке представлено значительное количество различных по масштабу фирм – производителей сходной продукции.

Монополистическая – на фоне мелких, средних и крупных фирм формируются и действуют монополистические объединения.

Олигополия – рынок поделён между несколькими монополиями.

Монополия – на рынке представлен один производитель.

Монопсония – на рынке при разнообразии производителей представлен один покупатель, обычно государство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: