II. Налоговая система Украины

К сожалению, о целостной налоговой системе на Украине говорить не имеет смысла, не говоря уже о привязке к механизму кредитования и бюджетного регулирования. Совершенствование налоговой системы сводится к изменению отдельных ее элементов (размеров ставок, льгот, объектов обложения, усиления или замены одних видов налогов на другие).

Формирование налоговой системы Украины осуществляется с большими проблемами, в значительной степени непоследовательно, нередко отражает решение частных противоречий и на короткий период.

Несовершенство налоговой системы состоит прежде всего в преобладании ее фискальной функции, при практически недействующих распределительной (социальной) и стимулирующей (регулирующей). Это привело к негативным последствиям налоговой политики: сокращение платежей в бюджет; спад производства и предпринимательской активности; сокращение числа налогоплательщиков, инвестиций и т.д.

В качестве основных причин выделяются чрезмерно высокие налоговые ставки, множественность налогов, сложность их исчисления. Все это настоятельно требует проведения налоговой реформы. При этом важно учесть, что сформировавшаяся налоговая система в целом (как сумма основных налогов, механизмы их изъятия) вряд ли изменится, так как в основном соответствует мировой практике.

Однако спад производства и углубление кризиса платежей на фоне попыток развертывания механизмов рыночной саморегуляции требует внесения в налоговую систему серьезных корректив.

Основной целью реформирования системы налогообложения является не изменение ее как таковой, а содействие стабилизации материального производства, повышения его эффективности и на этой основе удовлетворение государственных и социальных потребностей. Система налогообложения, как уже отмечалось ранее, должна обеспечить эффективное использование и оптимизацию структуры распределения и перераспределения национального дохода.

Поэтому программой действий Кабинета министров Украины “Реформы ради процветания” предусмотрены следующие мероприятия в области налогообложения:

1 содействие принятию “налогового кодекса” (НК), обеспечение стабильности, равномерности налогового бремени на различные категории плательщиков с одинаковым уровнем дохода, унификация подходов к плательщикам налогов независимо от форм собственности и отраслевой принадлежности;

2 снижение налогового бремени путем постепенного снижения ставки по налога на добавленную стоимость и начислений на фонд оплаты труда, отказ от обязательных взносов в инновационный фонд;

3 совершенствование системы налогообложения малого и среднего предпринимательства;

4 отмена картотеки и закрепление права налогоплательщиков самостоятельно распоряжаться собственными средствами.

 

Налог можно выделить с одной стороны и как простейшее отношение в сфере государственных финансов. Вместе с тем, налог - универсальная исходная категория, которая выражает основные сущностные черты и свойства финансов в любой развитой экономической системе рыночного типа. Не случайно в условиях функционирования рыночной экономики налоговая форма в системе финансовых отношений становится преобладающей.

Анализ налогов как исходной категории дает правильный ориентир для познания структуры финансовых отношений, рассмотрения различных финансовых понятий и категорий в строгом соответствии с объективным ходом исторического процесса, внутренней логикой развития финансов.

Посредством налогов государство изымает часть чистого дохода общества и доходов населения и распределяет ее в соответствии с экономическими, политическими и социальными целями.

Налоги в настоящее время выступают не только средством образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства, но и важнейшей формой регулирования экономических отношений. Они наиболее полно отражают принципы самоуправления и самофинансирования.

Заключение

Налоговая система является одним из главных элементов экономической системы государства в рыночной экономике. Она представляет собой главный инструмент воздействия государства на развитие народного хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Украины была адаптирована к но-вым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство должно постоянно изменяться, приспосабливаться к текущей конъюнктуре не только национального, но и мирового рынка.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода экономики к рыночным отношениям и стремления в европейское сообщество, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой и правовой системы на сегодняшний день - основная проблема для реформы налогообложения.

Основываясь на приведенной в работе информации, можно сказать, что налоговая система Украины несовершенна и требует серьёзного совершенствования. Реформирование налоговой системы - долгий и тяжёлый процесс для украинской современности. Как предлагается Государственной налоговой администрацией, реформирование должно проходить в полном соответствии с государственной Концепцией реформирования налоговой системы Украины, а конечной его целью должно быть формирование всеобъемлющего и эффективного налогового законодательства, отображённого в новом Налоговом кодексе Украины.

 

Список использованных источников:

1. Закон України «Про аудиторську діяльність» від 22.04.93 // ВВР України. - 1993. - №23.

2. Закон України «Про власність» від 07.02.91 // ВВР України. - 1991. - №20.

3. Закон України «Про Державну податкову службу в Україні» від 05.02.98 // ВВР України. - 1998. - №29.

4. Закон України «Про оподаткування прибутку підприємств» від 22.05.97 // Уряд. Курєр. - 1997. - №105-106.

5. Брюммерхофф Д. Теория государственных финансов / Пер. с 7-го нем. изд. / Под общ. ред. А.Л. Кудрина, В.Д. Дзоева. - Владикавказ: Пионер-пресс, 2001. - 678 с.

6. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина. - Д34 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 464с.:ил.

7. Дідківська Л.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки. Навч. посібн. - К.: Знання-Прес, 2000 - 209с.

8. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 135с.

9. Налоговая система / А. И. Дейкин. // Популярная экономическая энциклопедия - К.: ОАО «Енисей Груп», 2005 г.

10. Податкова система України в процесі адаптації до європейських стандартів / В. Сідляр // Галицький економічний вісник. - 2006. - №2. - с. 116-120

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: