Высший менеджмент | Менеджеры среднего звена и персонал | Мастера | Рабочие |
Неукоснительно внедряют кайдзен как корпоративную стратегию | Развертывают и реализуют цели кайдзен, которые определены высшим менеджментом, через развертывание политики и межфункциональный менеджмент | Используют кайдзен в функциональ-ных ролях | Занимаются кайдзен, подавая предложения и участвуя в работе малых групп |
Обеспечивают поддержку и руководство кайдзен, распределяя ресурсы | Используют кайдзен в собственной деятельности | Разрабатыва-ют планы для кайдзен и руководят рабочими | Соблюдают дисциплину на участке |
Определяют политику кайдзен и межфункциональ-ные цели | Устанавливают, поддерживают и совершенствуют стандарты | Поддерживают обмен информацией между рабочими и их высокий моральный дух | Постоянно самосовершенствуются, приобретая навыки решения проблем |
Реализуют цели кайдзен через развертывание политики и аудиты | Формируют у сотрудников кайдзен-мышление через интенсивные программы обучения | Поддержива-ют действия малых групп (таких как кружки контроля качества) и систему подачи индивидуаль-ных предложений | Совершенствуют свои навыки и показатели работы через взаимное обучение |
Строят системы, процедуры и структуры, способствующие кайдзен | Помогают сотрудникам развить навыки и освоить инструменты решения проблем | Следят за дисциплиной на участке | |
Вносят предложения по кайдзен |
Руководитель, который решил использовать систему кайдзен в своей компании, должен хорошо знать, что происходит там, где непосредственно производится продукция или услуга – например, в заводских цехах. Это место в концепции кайдзен называется «гемба». Масааки Имаи утверждает, что руководитель должен регулярно посещать гембу – только там он находится в «центре мироздания» компании. «Он должен проводить на гембе гораздо больше времени, чем за собственным рабочим столом. Потому что вся информация, которая поступает к нему о положении дел на гембе в виде отчетов по электронной почте, - это сфабрикованные данные. Их ведь собирают для руководителя его подчиненные. Соответственно, информация претерпевает какие-то изменения в зависимости от точки зрения человека, который ее готовил. Если же всякий раз после возникновения каких-то сбоев или неполадок руководитель отправляется на гембу, он своими глазами увидит что произошло. А потом сможет задать вопросы: «Почему это произошло?», «Что нужно сделать, чтобы устранить неполадку?». Если руководитель не знает, каково текущее положение дел на гембе и что там сейчас происходит, то он не может эффективно управлять компанией. Если руководитель оставляет гембу без внимания, то постепенно в компании все показатели будут ухудшаться. Затраты вырастут, качество продукции снизится, моральный климат в коллективе испортится, время выполнения заказов увеличится, а рекламаций от клиентов станет больше».