Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

Из содержания Конституции и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вытекают следующие принципы местного самоуправления.

1. Автономность местного самоуправления. В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление организационно обособлено от системы государственной власти, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим влияние государства на определение персонального состава органов и должностных лиц местного самоуправления строго ограничено. Органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования самостоятельно, либо через выборные органы. Это в равной степени относится и к должностным лицам местного самоуправления.

Государство вправе вмешиваться в деятельность населения по решению вопросов местного значения исключительно в тех случаях, когда совершено правонарушение, ставящее под угрозу права и свободы граждан, либо иные социально значимые ценности.

2. Самостоятельность местного самоуправления. Муниципальные образования наделяются собственной компетенцией по решению некоторой части публичных вопросов, именуемых вопросами местного значения. Государство, исходя из статьи 12 и главы 8 Конституции Российской Федерации сознательно и добровольно отказалось от части собственных полномочий в пользу населения муниципальных образований.

 

Вопросы местного значения могут решаться только населением муниципального образования непосредственно или через органы местного самоуправления.

Конституционный суд неоднократно указывал на то, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (См.: Постановления от 24.01.97 «По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации 1997. №5; от 15.01.98, «По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. №4; от 30.11.2000 №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000 №50.).

Временное осуществление полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти допускается только в исключительных случаях и только как временная, в основе своей чрезвычайная мера.

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями подчеркивает самостоятельность местного самоуправления. Государство признает, что полномочия, не связанные с вопросами местного значения должны передаваться в особой процедуре, гарантирующей права органов местного самоуправления и населения муниципальных образований.

3. Независимость местного самоуправления. Население муниципальных образований осуществляет местное самоуправление непосредственно, либо путем создания собственных органов местного самоуправления. Система и структура органов местного самоуправления определяется населением муниципального образования самостоятельно, в рамках, установленных законом. Кроме того, местное самоуправление осуществляется населением муниципального образования исходя из собственных интересов, которые не обязательно совпадают с интересами субъекта Российской Федерации и государства в целом.

Независимость местного самоуправления предполагает наличие собственной ресурсной базы, обеспечивающей эффективное решение вопросов местного значения, в частности, муниципальной собственности, местных налогов и сборов.

4. Ответственность. В системе местного самоуправления ответственность следует понимать в позитивном и негативном смысле.

Ответственность в позитивном смысле означает, что население муниципального образования непосредственно или через соответствующие органы осуществляет местное самоуправление под свою ответственность. Государство передало населению не только полномочия, но и всю полноту ответственности за их осуществление. Например, если как-либо город оказался не готов к зиме, ответственность за это несут прежде всего органы местного самоуправления. Кроме того, государство не несет ответственность по обязательствам муниципальных образований.

Ответственность в негативном смысле, то есть обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за нарушение правовых норм, органы местного самоуправления несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

5. Значительный удельный вес форм непосредственной демократии. Исходя из легального определения местное самоуправление считается деятельностью населения. Законодатель делает особый акцент на том, что эта деятельность осуществляется во-первых непосредственно, и во-вторых, через органы местного самоуправления.

Впрочем, это не значит, что на местном уровне формы непосредственной демократии получили широкое распространение. Значительный удельный вес они имеют только по сравнению с системой государственной власти.

Референдумы на уровне Российской Федерации и ее субъектов в последние годы практически не проводятся. На местном уровне референдумы достаточно часто проводились по территориальным вопросам (объединение муниципальных образований). В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения данных вопросов проводится не референдум, а голосование.

Кроме того, на местном уровне, в отличие от уровня Российской Федерации, существует институт отзыва выборных лиц.

Институт народной правотворческой инициативы также получил развитие только в системе местного самоуправления, а такие формы непосредственной демократии как собрания, сходы, конференции граждан в принципе нельзя использовать на ином уровне, кроме муниципального.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: