Формирование эволюционного естествознания
Формирование нестабильности от Пуанкаре и до наших дней. Диалектика и теория катастроф: структурная устойчивость, универсальность, признаки и предсказуемость катастроф.. Наследственность, изменчивость, отбор в естествознании, роль флуктуаций. Бифуркационное дерево как модель эволюции природы, человека, общества. Необратимость времени.
Динамический хаос - фундаментальное свойство реальности
Универсальные сценарии перехода к хаосу. Стохастические структуры. Хаос, квант и проблема времени. Гармония в хаосе. Самоорганизация в живой и неживой природе.. Происхождение Галактики и Солнечной системы. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Современные концепции развития геосферных оболочек. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая. Географическая оболочка Земли. Климат. Роль океанов.
Информационные аспекты синергетики. Антиэнтропийные механизмы. Активные среды, клеточные автоматы. Мозг как синергетический компьютер. Распознавание образов. Механизмы языка. Гуманитарные приложения синергетики. Циклические биосферные и социокультурные процессы. Ноосфера - человек и эволюция Земли.
|
|
Заключение.
Современное естествознание и проблемы социума. Техногенное общество. Роль современного естествознания в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Наука, философия, религия - новые возможности диалога. Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Целостность, широта, разносторонность и фундаментальность образования и формирование гармоничной личности.
Вопросы для самопроверки (по темам)
История естествознания.
1. Как соотносятся наука и культура?
2. Поясните понятия теоретического и эмпирического уровней естествознания.
3. Кто впервые предложил геоцентрическую систему строения мира?
4. Как называют в науке фундаментальную теорию, которая применяется для объяснения широкого круга явлений, относящихся к соответствующей области исследования?
5. Кто первым высказал мысль о бесконечности Вселенной и возможности внеземных цивилизаций?
Механическая картина мира.
1. Какая картина мира создана трудами И.Кеплера и И.Ньютона?
2. Кто впервые предложил гелиоцентрическую систему мира?
3.Что изучает механика? Чем различаются классическая, релятивистская и квантовая механики?
4. Какие системы отсчета называют инерциальными? Почему систему отсчета, связанную с Землёй, можно считать инерциальной при движении автомобиля и нельзя – при запуске космического корабля?
5. Сформулируйте второй закон Ньютона.
6. Одинаково ли течёт время в различных инерциальных системах в релятивистском случае? Одинаков ли промежуток времени?