Философия человека и медицина

Философе кую антропологию отличает одна общая и весьма силь­ная установка — любовь к человеку. Она обеспокоена не просто сохранением условий его бытия, а тем, чтобы это было благополучное бытие. Поэтому в ней уделяется большое внимание вопросам меди­цины и здоровья.

Каковы принципы отношения философской антропологии к медицин­ским проблемам? Среди современных философов-антропологов очень многие имеют высшее медицинское образование. Преимущественно это психиатры и педиатры. Кроме того, все они имеют прекрасную биологическую подготовку. Врачи начинают заниматься философией тогда, когда им тесно в рамках своей профессиональной деятельнос­ти, когда она ставит перед ними вопросы, на которые у медицины нет ответов. Поэтолгу неудивительно, что философская антропология возникла еще и как объясняющая теория медицины.

Исходным пунктом отношения к медицинской проблематике и философской антропологии является констатация онтологической


тождественности физиологических и психических процессов. Физиоло­гическое и психическое — лишь две стороны одного и того же жизненного процесса. Отсюда задача медиков — выяснить, насколь­ко одно и то же поведение организма может быть вызвано или изменено, с одной стороны, внешними физико-химическими раздра­жениями, ас другой стороны — психическими стимулами (внушение, гипноз, всякого рода психотерапия, изменения социальной среды), от которых, ло мнению М. Шелера, зависит гораздо больше, чем думают.

В философской антропологии учитываются (но считаются непол­ными, односторонними) как западная техницистская традиция в медицине — путь к человеку через тело, так и противоположная, восточная традиция — путь к человеку через душу. Проблема в том, чтобы найти «золотую середину». И все-таки в своих медицинских экскурсах представители философской антропологии чаще основы­ваются на том факте, что у человека основная доля ассимиляцион­ного материала идет на нервную систему, а у животных — на другие органы.

И здесь мы отмечаем существенное расхождение с медицинскими подходами к человеку, которые либо не рассматривают эти вопросы, либо решают их в вероятностном плане, вне связи с практикой. Это связано с тем, как сама медицина рассматривает человека.

Из чего складывается специфика медицинских представлений о человеке? Из следующих положений:

1. Человек является основным предметом медицинского знания.

2. Знания о человеке в медицине складываются опытно-эм­пирическим путем.

3. Цель медицины — практическая деятельность, поэтому она востребует из других наук только те данные о чело­веке, которые обеспечивают успех этой деятельности.

4. Западная традиция в медицине, в русле которой прово­дится обучение в наших вузах, ориентирована на опера­ции с организмом, более того — с отдельными органами и системами.

5. Каждая медицинская система имеет своим предметом не человека в целом, а отдельные части, системы, струк­туры.

Все это приводит к тому, что целостной концепции человека в медицине нет. До недавнего времени она и не была нужна, поскольку человек может решать только те задачи, которые сам себе поставил. Это значит, что, располагая методами воздействия на организм в целом, медицинские дисциплины не нуждались в целостном пред­ставлении о нем. Кроме того, каждая из них еще не исчерпала своих возможностей.


 




Почему сейчас возникла потребность медицины в целостной концеп­ции человека? Во-первых, в результате технологического скачка чело­век приобрел возможность глобального воздействия на окружающую среду. Соответственно, изменился его персональный статус. Он стал ценностью, существование которой во многом обусловливает суще­ствование биосферы.

Во-вторых, в результате того же научно-технического прогресса, который, кстати, принес с собой и новые болезни, человек вес больше высвобождается из процесса производства, все больше вре­мени у него остается на самого себя. Если раньше он занимался исключительно добыванием средств к существованию, то теперь он вес больше занимается добыванием средств к хорошему существова­нию. Медицина — одно из таких средств. Потребность в ней возрас­тает. Но не в такой медицине, которая была раньше. Больному (и здоровому) теперь нужен не только врач, который вылечит его от головной боли или радикулита. Ему нужен врач, который поможет понять причину и последствия болезни, откроет человек}' его самого, будучи интеллектуальным партнером.

И здесь эти потребности изменившегося человека наталкиваются на то, что каждый узкий специалист в медицине занят своей облас­тью, продолжает видеть в человеке организм, а не личность. Это происходит потому, что ни одна медицинская дисциплина не дает целостного представления о человеке. Но медицинские дисциплины и не должны этим заниматься, иначе исчезнет их предмет. Человек в зеркале медицины предстает в мозаичной форме. Кроме того, в медицинских науках преобладают знания о патологии, тогда как представления о норме носят условный характер и служат в основном как сравнительный материал.

Следовательно, медицина не имеет целостной концепции челове­ка потому, что

а) сама не является целостной наукой;

б) не должна (по определению составляющих ее дисциплин)
представлять человека в целом.

И здесь мы сталкиваемся с неразрешенным пока противоречием. В медицине нет целостной концепции человека, потому что ее и не должно быть. Но врач должен обладать целостным представлением о человеке, потому что его деятельность основана на непосредственном контакте с ним. Более того, как мы отмстили, современный пациент предъявляет требования относиться к нему как к целостной, уникаль­ной личности.

Есть еще один момент, чрезвычайно важный в современной врачебной деятельности. Дело в том. что современные методы лече­ния уже достаточно совершенны, чтобы затрагивать тончайшие структуры человеческого организма, вмешательство в которые грозит изменением гомсостазпеа. А поскольку вес три структурных уровня


is человеке — организм, психика, личность — тесно связаны, это означает ни много ни мало вмешательство в личность. Насколько может врач позволить себе такое вмешательство? Может ли он, не представляя себе человека в целом, представить последствия своего вмешательства в его организм? Очевидно, нет.

Из всего сказанного ясно, что в современных условиях профес­сиональные проблемы врача выходят за рамки медицины.

Какими же знаниями должен обладать сегодня врач, чтобы соот­ветствовать своей профессии?Он должен:

1. Знать, что такое человек, в чем его сущность.

2. Представлять себе человека как систему.

3. Детально знать организм и принципы его функциониро­вания.

4. Иметь специальные знания в той сфере медицинской деятельности, которой он профессионально занимается.

5. Обладать навыками воздействия не только на организм, но и на психику, на личность.

Первую и вторую проблемы, опираясь только на медицинские знания, решить нельзя. Это задача философии человека. Третья и четвертая — проблемы собственно медицинского образования. А вот последнюю проблему можно решить только совместными усилиями философии и медицины.



ТЕМА 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: